Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Воздвиженія Креста Господня [1].

Отвѣщавше вси людіе, рѣша: кровь Его на насъ и на чадѣхъ нашихъ (Матѳ. 27, 25).

Исполнилось, богоотступный народъ, желаніе твое! Князи и вожди погублены, стѣны града твоего опровержены, алтари /с. 440/ твоя раскопаны, пророки твоя видятъ суетная, жрецы твоя воздыхаютъ, младенцы твоя просятъ хлѣба, вси дружащіяся съ тобою отвергошася тебе. Самъ Вышній покрылся облакомъ, да не дойдетъ къ Нему молитва твоя (Плачъ Перем. 1. 2. 3. 4, гл.).

Христіане! мы, будучи дивіями вѣтвями, удостоились благодатію Божіею заступить мѣсто естественныхъ вѣтвей —іудеевъ и прицѣпиться къ доброй маслинѣ — Іисусу Христу, отъ коея они отломились (Рим. 11, 17-21). Какое чувство производитъ въ насъ сія измѣна десницы Вышняго? Речемъ ли мы въ постыдномъ самохваленіи: отломишася вѣтви, да мы прицѣпимся? Но помышляли ли мы о томъ, чрезъ что они отломились отъ древа животнаго и чрезъ что мы прицѣпились къ сему древу? Невѣріемъ отломишася, мы же вѣрою стоимъ. Вѣра же нѣсть отъ насъ, но Божій даръ (Рим. 11, 20). Тотъ же милосердый Богъ, Который даровалъ намъ залогъ вѣры, можетъ и имъ возвратить оный; Тотъ же правосудный Богъ, Который послалъ имъ духа нечувствія, да видяще не видятъ и слышаще не слышатъ (тамъ же, ст. 8), можетъ послать намъ дѣйство льсти, во еже вѣровати намъ неправдѣ (2 Солун. 2, 11). Итакъ, не высокомудрствовать должны мы, взирая на отверженныхъ іудеевъ, но исполняться страхомъ, да не како Богъ, Иже естественныхъ вѣтвей не пощадѣ, не пощадитъ и насъ (Рим. 11, 21). Примѣръ сего народа долженъ возбудить насъ отъ безпечности грѣховной. Раскроемъ сію мысль.

Правовѣріе наше есть, кажется, первый камень, который мы изъ камня спасенія превращаемъ въ камень претыканія, основывая на немъ безпечность нашу въ дѣлѣ спасенія. Уповая на то, что мы званы на вечерю Господню, — дерзновенно отходимъ овъ на село свое, овъ на купли своя, не помышляя о томъ, что мѣста наши на вечери давно, можетъ быть, заняты пришедшими отъ востокъ и западъ, которыхъ мы почитали недостойными крупицъ, падающихъ отъ трапезы Господней. Будучи посажены благодатію, такъ сказать, у ногъ Спасителя, мы вмѣсто того, чтобы слагать глаголы Его въ сердцѣ своемъ, засыпаемъ, обнадеженные близостію Его, между тѣмъ какъ Онъ, произнесши сожалительный упрекъ, спите прочее и почивайте, давно, можетъ быть, отшелъ отъ насъ. Держа въ рукахъ своихъ нить правыя вѣры, мы вмѣсто /с. 441/ того, чтобы восходить по ней къ престолу благодати, нисходимъ въ бездну ада, тѣмъ безстрашнѣе, что мнимъ имѣть въ рукахъ своихъ нить спасенія. Такъ, таинство вѣры, будучи изгоняемо изъ сердца нашею нечистою совѣстію, уступаетъ мѣсто тайнѣ беззаконія.

Но аще Богъ естественныхъ вѣтвей не пощадѣ, да не како не пощадитъ и насъ (Рим. 11, 21). Іудеи были единственный народъ, коему ввѣрены были словеса Божія (тамъ же 3, 2). Когда язычники, ходя въ суетѣ ума своего, премѣняли славу нетлѣннаго Бога въ подобіе тлѣнна человѣка, и птицъ, и четвероногихъ (Рим. 1, 23), іудеи обличали ихъ, говоря: бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнутъ отъ земли, яко нѣсть духа въ нихъ (Іер. 10, 14). Когда язычники, видя внутрь и внѣ себя бореніе двухъ противныхъ началъ, блага и зла, воздавали поклоненіе обоимъ, почитая ихъ совѣчными, іудеи вѣщали: Господь Богъ нашъ, Господь единъ есть: нѣсть Богъ развѣ Его (Втор. 6, 4. 4, 39). Когда язычники, видя страждущую добродѣтель, вопіяли: случай единъ благому и злому, жрущему и не жрущему (Еккл. 9, 2), іудеи отвѣщали: очи Господни на праведныя и уши Его въ молитву ихъ. Вѣсть Господь праведныя отъ смерти избавляти, нечестивыхъ же на судъ мучимыхъ блюсти. Чего не доставало еще къ правовѣрію іудеевъ? Между тѣмъ, когда они вмѣсто плодовъ вѣры произрастили терніе невѣрія, Вышній отвратилъ лице Свое отъ нихъ; они разсѣяны, положены въ притчу и поношеніе всѣхъ народовъ.

Христіанинъ! хотя бы Церковь, коея ты именуешься членомъ, была столпомъ и утвержденіемъ истины (1 Тим. 3. 15), хотя бы всѣ знающіе тебя почитали тебя, яко пророка (Быт. 23, 6), и мудрость твоя была яко мудрость Ангела Божія, но если ты, приникая въ законъ совершенъ свободы, не пребываешь въ немъ (Іак. 1, 25), то тщетно льстишь сердце свое спасеніемъ — ты будешь отверженъ. Не высокомудрствуй о правовѣріи твоемъ, но бойся (Рим. 11, 20).

По правовѣрію внѣшность богослуженія бываетъ любимѣйшею опорою нашей грѣховной безпечности. Внѣшность богослуженія есть лѣствица, по которой мы должны восходить отъ глубины чувственныхъ помысловъ на высоту духовнаго разумѣнія, а мы, напротивъ того, болѣе и болѣе нисходимъ по ней отъ сего разумѣнія въ глубину плотскаго /с. 442/ мудрованія. Внѣшность богослуженія есть листвіе древа животнаго, которое должно сокрывать плоды духа отъ нечистаго взора плотскихъ человѣковъ, а мы сокрываемъ въ немъ, подобно прародителямъ, наготу духа нашего отъ Господа, насъ взыскующаго. Внѣшность богослуженія есть одежда Христова, къ которой одно прикосновеніе съ вѣрою могло бы врачевать недуги душевные, а мы, подобно распинателямъ Христовымъ, часто мещемъ о ней жребій — святотатственнымъ присвоеніемъ достоинства ея собственному употребленію, даже раздираемъ оную безразсудными преніями о ея дѣйствительности. Такъ буква внѣшности убиваетъ чадъ новаго Израиля, подобно какъ она убивала чадъ древняго. Но аще Богъ естественныхъ вѣтвей не пощадѣ, да не како не пощадитъ и насъ (Рим. 11, 21). Какой народъ болѣе іудеевъ имѣлъ пышности во внѣшнемъ богослуженіи? Ихъ храмъ по обширности своей походилъ болѣе на градъ, нежели на мѣсто богослуженія. Начатки отъ плодовъ, первенцы отъ животныхъ превышали нужды цѣлаго колѣна Левіина, волы и овцы тысячами были закалаемы во дворѣ скиніи, семидалъ выну курился на алтарѣ кадильномъ; выну горѣлъ елей на свѣщникѣ, выну лежали хлѣбы предложенія на трапезѣ. Пышность обрядовъ жертвенныхъ возвышалась блескомъ празднествъ. Строгій покой повторялся чрезъ каждые шесть дней: каждый мѣсяцъ раздавался гласъ священныхъ трубъ; каждый годъ строились кущи, и закалался агнецъ пасхальный; каждое седмилѣтіе поля оставляемы были не засѣянными, винограды не собранными; каждое пятидесятилѣтіе возвращалось право свободы рабамъ, право владѣнія потерявшимъ имущества. Вошедши въ землю іудейскую, можно было подумать, что сей народъ не имѣетъ другаго занятія, кромѣ отправленія обрядовъ. Между тѣмъ когда облако обрядовъ, вмѣсто того, чтобы служить по намѣреніямъ законодателя Синайскаго, огражденіемъ отъ необрѣзанныхъ, содѣлалось преградою къ тому, дабы узрѣть восходящее Солнце правды (Малах. 4, 2), то іудеи не токмо не получили исцѣленія возсіявшаго во крилѣхъ Его, но и осуждены на пребываніе во тьмѣ и сѣни смертной, изъ коея изведены язычники.

Христіанинъ! Хотя бы ты всѣ дни твои превратилъ въ празднества и торжества священныя, хотя бы число жертвъ, /с. 443/ приносимыхъ тобою къ алтарю, превышало число грѣховъ твоихъ; но если ты вмѣстѣ съ руками не воздвигаешь сердца твоего къ Вышнему (Плачъ Іерем. 3), если внутреннее святилище духа твоего исполнено мерзости запустѣнія, — ты будешь отверженъ. Не высокомудрствуй о внѣшности богослуженія твоего, но бойся (Рим. 11, 20).

На что не опирается грѣшникъ, храмлющій обѣма колѣнома! Долготерпѣніе Божіе, которое бы должно придать крыла для возвращенія къ Отцу небесному, сіе долготерпѣніе часто бываетъ предлогомъ къ тому, дабы долѣе блуждать въ отдаленіи отъ Него. Зная, что двери покаянія отверсты, мы далѣе и далѣе отходимъ отъ нихъ, не помышляя о томъ, что можетъ пріити время, когда онѣ затворятся и когда толкущимъ въ нихъ скажетъ Домовладыка: не вѣмъ васъ. Видя Отца небеснаго, весь день простирающаго руки Свои къ намъ, мы бѣжимъ отъ объятій Его, не помышляя о томъ, что сіи руки нѣкогда примутъ мечъ для погубленія непокорныхъ. Ахъ! можетъ быть, мы были бы менѣе расточительны въ дарахъ благодати, если бы долготерпѣніе Божіе не отверзало намъ всѣхъ сокровищницъ ея.

Но блюдемся, слушатели, да не како Богъ, Иже естественныхъ вѣтвей не пощадѣ, и не пощадитъ и насъ (Рим. 11, 21). Какой народъ болѣе іудеевъ видѣлъ на себѣ знаковъ долготерпѣнія Божія? Моисей принимаетъ на горѣ законъ, а они поклоняются тельцу подъ горою: и между тѣмъ опредѣленіе о погубленіи ихъ отмѣнено. Богъ посылаетъ имъ хлѣбъ ангельскій, а они алчутъ мясъ египетскихъ: и между тѣмъ огнь, ниспосланный правосудіемъ разгнѣваннаго Бога, вскорѣ угашенъ Его милосердіемъ. Богъ высокою мышцею поражаетъ предъ ними враговъ ихъ, а они вступаютъ съ ними въ постыдныя связи: и между тѣмъ язва, поражавшая ихъ, отозвана назадъ; съ продолженіемъ времени, милосердіе Божіе, если можно такъ сказать, утомилось, милуя жестоковыйный народъ, — и правосудіе предаетъ его на поруганіе языкамъ. Но едва токмо онъ отведенъ въ Вавилонъ, милосердіе Божіе, какъ бы раскаявшись, паки обращаетъ къ нему лице Свое, утѣшаетъ его, и, наконецъ, изводитъ въ землю отцевъ. Іерусалимъ возгражденъ, храмъ возстановленъ, — и дщи Сіоня паки обратилась къ похотникамъ своимъ. /с. 444/ Казалось, что Вышній забылъ нелицепріятность судебъ Божіихъ, пренося во множествѣ долготерпѣнія народъ, который, упившись кровію рабовъ и пророковъ Его, пріуготовлялся омыть руки свои кровію Сына Его, Котораго Онъ святилъ и послалъ въ міръ. Нѣтъ! не забылъ, но ожидалъ, да сосуды гнѣва совершатся въ погибель (Рим. 9, 22); и когда настало время погубляти (Еккл. 3, 6), Вышній напряже лукъ и изби вся красная дщери Сіони, сотрясе святыню Свою, и утверди десницу Свою, дондеже скончается (Плачъ Іерем. 2. 3 гл.).

Христіанинъ! не употребляй во зло долготерпѣнія Божественнаго, иначе ты собираешь себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія (Рим. 2, 5), который не пріидетъ съ усмотрѣніемъ, но тогда, какъ ты мнишь имѣть миръ и утвержденіе. Мысль о долготерпѣніи Божіемъ часто бываетъ пищей нашей безпечности; впрочемъ, надобно признать, что сія пища рѣдко насыщаетъ ее. Взоръ, устремленный на милосердіе, часто противъ воли останавливается на правосудіи Божественномъ, и мы, трепеща, ищемъ ближайшей подпоры нашимъ разслабленнымъ колѣнамъ и, къ сожалѣнію, всегда почти находимъ во множествѣ подобныхъ намъ грѣшниковъ. Мы живемъ такъ, какъ живутъ другіе: вотъ отвѣтъ, который мы обыкновенно дѣлаемъ своей совѣсти, когда она побуждаетъ насъ испытать, аще есмы въ вѣрѣ (2 Кор. 13, 5). Если всѣ подобно намъ живущіе будутъ отвержены, то кто можетъ спасенъ быти (Матѳ. 19, 25) — вотъ оправданіе, которое мы противопоставляемъ ея упрекамъ: какъ будто имена грѣшниковъ должны быть вписаны въ книгу живота единственно потому, что мало число избранныхъ, кои могли бы оную наполнить; какъ будто Всемогущій не можетъ отъ камени воздвигнуть чадъ Аврааму, когда сіи чада превратятся въ камень своимъ ожесточеніемъ. — Изочтите, слушатели, если можете, безчисленное множество іудеевъ, участвовавшихъ въ грѣхѣ богоубійства; къ сему числу присовокупите число чадъ ихъ; соедините послѣднее съ числомъ ихъ потомковъ. Какое ужасное множество! — Между тѣмъ весь Израиль разсѣянъ, вся Іудея повержена въ запустѣніи.

Христіанинъ! сойди съ широкаго пути міра, иначе широта его и множество идущихъ по немъ не спасетъ тебя отъ гнѣва небеснаго.

/с. 445/ Не могши укрыться отъ гнѣва небеснаго въ толпѣ подобныхъ намъ грѣшниковъ, мы часто прибѣгаемъ подъ сѣнь обѣтованій Божественныхъ, но къ сожалѣнію, не съ духомъ покаянія, какъ бы надлежало, а съ духомъ ожесточенія, который желалъ бы поставить милосердіе Божественное въ противорѣчіе съ его правосудіемъ, дабы, если возможно, первымъ уничтожить послѣднее. Если мы будемъ отвержены, — такъ нерѣдко лжемудрствуемъ мы, — то слова писанія: не раскаянна дарованія и обѣтованія и званіе Божіе (Рим. 11, 29): вся привлеку къ Себѣ, будутъ едино стадо и единъ пастырь, не будутъ ей и аминь (2 Кор. 1, 20). Но знаемъ ли, слушатели, разсуждая такимъ образомъ, кто таковъ народъ, надъ которымъ толико вѣковъ совершается судъ Божій? Это тотъ народъ, коего патріарху речено было нѣкогда: и поставлю завѣтъ Мой между Мною и между тобою и между сѣменемъ твоимъ по тебѣ въ роды ихъ въ завѣтъ вѣченъ (Быт. 17, 1). Знаете ли, кто сіи люди, кои находятся во всеобщемъ презрѣніи? Это потомки царя, коему нѣкогда было обѣщано: аще оставятъ сынове твои законъ твой и въ судьбахъ Моихъ не пойдутъ, посѣщу жезломъ беззаконія и ранами неправды ихъ; милости же Моей не разорю отъ нихъ. Знаете ли, какой храмъ превращенъ въ развалины? Это тотъ храмъ, о которомъ Самъ Богъ сказалъ Соломону: освятихъ храмъ сей, егоже создалъ еси еже положити имя Мое тамо во вѣки: и будутъ очи Мои ту и сердце Мое по вся дни (3 Цар. 9, 3). Знаете ли, что за градъ, который теперь лишенъ всего благолѣпія, преданъ въ руки языковъ? Это Іерусалимъ, о которомъ Богъ изрекъ устами пророка: милость Моя къ тебѣ не оскудѣетъ, ниже завѣтъ мира твоего преставится (Исаіи 54, 10). Послѣ сего, кто осмѣлится прилагать къ себѣ слова Писанія: твердое зданіе Божіе стоитъ имущее печать сію: позна Богъ сущія Своя (2 Тим. 2, 19): нераскаянна обѣтованія и званіе Божіе (Рим. 11, 29)? Христіане! Церковь не теряетъ надежды видѣть нѣкогда разсѣянныхъ чадъ обрѣзанія, собранныхъ подъ крылѣ своя. Ослѣпленіе бо Израилеви отчасти бысть, дондеже исполненіе языковъ внидетъ, и такъ весь Израиль спасется (Рим. 11, 25. 26). Блюдемся, да время ихъ обращенія не будетъ временемъ нашего отверженія. Часъ уже намъ отъ сна востати (Рим. 13, 11)! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіевѣ, когда преосвященный Иннокентій былъ студентомъ Кіев. академіи.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 439-445.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.