Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ навечеріе Воздвиженія Честнаго Креста Господня.

Настоящее вечернее богослуженіе отличается отъ всѣхъ прочихъ тѣмъ, что среди его совершается воздвиженіе креста Господня, — въ память того преславнаго воздвиженія, которое совершено было нѣкогда въ Іерусалимѣ, по обрѣтеніи сего креста Равноапостольною царицею Еленою. Многочисленность собранія настоящаго показываетъ, что зрѣлище воздвигаемаго креста дорого для христіанъ. Но, братіе, не для зрѣлища Спаситель и Господь нашъ сошелъ съ неба; не для зрѣлища восходилъ Онъ на крестъ; не для зрѣлища воздвигается и нынѣ крестъ Христовъ. Гдѣ сей крестъ, тамъ должны быть не очи токмо, но и сердце христіанина. Воздвиженіемъ креста Господня изображается все, что было и есть въ жизни нашего Господа, и все, что должно быть, и чего, можетъ быть, нѣтъ въ жизни нашей. Вникнемъ въ это подробнѣе.

/с. 436/ Воздвиженіемъ креста изображается, во-первыхъ, вся жизнь нашего Господа. Ибо изъ чего слагается жизнь сія? — Изъ неисповѣдимаго уничиженія и столь же неисповѣдимой славы, кои, не смотря на свою противоположность, соединяясь между собою и пресѣкая другъ друга, уже симъ самымъ образуютъ крестъ. Иже во образѣ Божіи сый, такъ изображаетъ Апостолъ жизнь нашего Господа, — не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся якоже человѣкъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Вотъ лѣствица нисхожденія Сына Божія! Кто можетъ исчесть всѣ ея ступени? — Тѣмже, продолжаетъ Апостолъ, и Богъ Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Іисусовѣ всяко колѣно поклонится, небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Фил. 2, 6-11). — Вотъ лѣствица восхожденія Сына Человѣческаго! Кто можетъ указать послѣдній предѣлъ ея?

Итакъ, христіанинъ, видя крестъ, низводимый долу, представь себѣ, сколько можешь, различные роды и виды уничиженій своего Господа, — какъ Онъ оставляетъ престолъ славы, нисходитъ на землю и вселяется во утробу Дѣвы, — какъ, по рожденіи, полагается въ ясляхъ, терпитъ обрѣзаніе и бѣжитъ отъ Ирода во Египетъ, — какъ проводитъ тридцать лѣтъ въ безвѣстности Назарета, въ повиновеніи бреннымъ родителямъ, въ трудахъ древодѣлія, — какъ потомъ пріемлетъ крещеніе отъ раба, искушается отъ сатаны и проповѣдуетъ царствіе Божіе среди всякаго рода лишеній, клеветъ и опасностей, — какъ предается ученикамъ, осуждается какъ возмутитель и возносится на крестъ, — какъ въ самомъ гробѣ стрежется, яко обольститель, и въ то же время нисходитъ въ адъ для проповѣди въ міръ духовъ, — какъ, наконецъ, среди самой славы Своей, уже по вознесеніи на небо, Онъ продолжаетъ быть, особенно въ лицѣ истинныхъ послѣдователей и членовъ Своихъ, предметомъ пререканія, вражды и гоненій, — представь, говорю, христіанинъ, все это при видѣ низводимаго долу креста Господня, и помысли, для чего Господь твой претерпѣлъ и продолжаетъ терпѣть столько уничиженій? — Онъ могъ наслаждаться сла/с. 437/вою, которую имѣлъ у Отца прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5), а тебя предоставить твоимъ бѣдствіямъ, но не предоставилъ, а благоволилъ оставить славу Свою, и претерпѣть всѣ роды уничиженій, чтобы покрыть твою срамоту, возвратить тебѣ славу, тобою потерянную, очистить кровію Своею твои грѣхи, и содѣлать тебя паки наслѣдникомъ неба.

Будь же признателенъ къ безпримѣрному снисхожденію, умѣй цѣнить крестное величіе Господа твоего, изучись употреблять его въ свою пользу чрезъ подражаніе Ему, начни нести ту часть креста, которая достается на твою долю для очищенія тебя отъ сквернъ плоти и духа. Крестъ для того такъ и низводится долу, дабы ты, лежащій на землѣ во грѣхахъ, могъ яться за него вѣрою и вознестись съ нимъ на высоту: не опускай же сего драгоцѣннаго случая!

При воздвиженіи креста горѣ, должно представить себѣ другое, — вообразить постепенное прославленіе Сына человѣческаго, начавшееся еще среди глубокаго уничиженія: какъ Архангелъ возвѣщаетъ зачатіе и Ангелы воспѣваютъ рожденіе Предвѣчнаго Младенца (Лук. 2, 13); какъ двѣнадцатилѣтнее Отроча постыждаетъ во Іерусалимѣ мудрость всѣхъ книжниковъ (Лук. 2, 47); какъ гласъ съ неба именуетъ Его Сыномъ возлюбленнымъ при Іорданѣ (Матѳ. 3, 17) и на Ѳаворѣ (Матѳ. 17, 5); какъ слѣпые, по слову Его, прозираютъ, глухіе слышатъ, духи нечистые убѣгаютъ, мертвые воскресаютъ; какъ дѣти воспѣваютъ осанна, какъ на самой Голгоѳѣ солнце меркнетъ, земля сотрясается, — какъ сонмы праведныхъ идутъ въ рай за Побѣдителемъ ада и смерти; какъ Онъ воскресаетъ изъ гроба, проповѣдуется отъ Ангеловъ Апостоламъ, а чрезъ нихъ всему міру; — какъ Ему дается всякая власть на небѣ и на землѣ (Матѳ. 28, 18); — какъ Онъ возносится съ Елеона на небо, посаждается одесную Бога Отца (Марк. 16, 19), начинаетъ управлять всѣмъ міромъ, ко благу Церкви Своей; какъ побѣждаетъ, одного послѣ другаго, всѣхъ враговъ Своихъ, доколѣ и послѣдній врагъ не упразднится, смерть (1 Кор. 15, 26): все это и подобное сему должно представить при видѣ воздвигаемаго креста, ибо Сынъ человѣческій взошелъ на толикую высоту славы не другимъ чѣмъ, какъ крестомъ.

Но для кого сія слава? — Для тебя же, христіанинъ, и для твоего спасенія. У Сына Божія и безъ того бездна /с. 438/ славы, но ты безславенъ; — а Онъ хочетъ Собою почтить и прославить тебя. Посему-то и царство, Имъ пріобрѣтенное, все завѣщано тебѣ (Лук. 22, 29). Не будь же равнодушенъ къ славѣ своего Спасителя, для тебя пріобрѣтенной, помни высоту, къ коей призванъ, не скорби много среди униженія земнаго, не заглядывайся на высоты мірскія: тебя ждетъ небо, для тебя уготованъ престолъ славы, ты будешь выше всего; только не унизь и не потеряй грѣхами своими новаго небеснаго достоинства, тебѣ завѣщаннаго.

Такимъ образомъ воздвиженіе креста Господня приводитъ намъ, братіе, на память всю жизнь нашего Господа. Но вмѣстѣ съ симъ, — поелику въ христіанинѣ должно мудрствоваться тоже, что и во Христѣ Іисусѣ (Филип. 2, 5) и поелику Христосъ, пострадавъ по насъ, намъ оставилъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21); — вмѣстѣ съ симъ воздвиженіемъ креста, какъ мы сказали, изображается и то, что должно быть (и чего, можетъ быть, нѣтъ) въ жизни нашей.

Такъ, братіе, и намъ предлежитъ слава, подобная той, въ которую взошелъ Господь и Спаситель нашъ; но предлежитъ и тотъ же самый путь къ сей славѣ, коимъ прошелъ Онъ, — путь креста и самоотверженія, путь смиренія и терпѣнія до смерти. Другаго пути на небо нѣтъ, и быть не можетъ.

Итакъ, видя преклоняющимся до земли крестъ, вопроси, христіанинъ, самого себя, способенъ ли ты преклоняться такимъ образомъ во смиреніи и терпѣніи для славы Божіей и блага ближнихъ, готовъ ли разстаться съ честію мірскою, чтобы не потерять славы Божіей, отвергаешься ли гордости житейской, чувствуешь ли, что ты земля и пепелъ, грѣшникъ, недостойный помилованія, — признаешь ли необходимымъ умерщвлять свое самолюбіе и умерщвляешь ли сколько-нибудь на самомъ дѣлѣ, перенесъ ли ты хотя одну обиду, простилъ ли отъ сердца хотя одного врага, плакалъ ли хотя разъ о своихъ грѣхахъ, знаешь ли хотя изъ малаго опыта, что такое крестъ и что смиреніе христіанское? —

Кто при семъ обрѣтетъ въ себѣ и своей жизни безцѣнные слѣды уничиженій и смиренія своего Господа, тотъ да повергнется къ подножію креста, и да благодаритъ Господа за великій даръ благодати Его. Ибо истинное самоотверженіе приходитъ свыше, наша природа умѣетъ только ки/с. 439/чить и превозноситься, но, приходя свыше, оно, рано или поздно, и возноситъ человѣка туда, откуда приходитъ — на небо, въ обители Отца небеснаго.

Подобнымъ образомъ, при воздвиженіи креста должно помышлять о необходимости восходить отъ добродѣтели къ добродѣтели, отъ вѣры къ вѣрѣ, отъ любви къ любви. Высока лѣствица христіанскаго совершенства! Безконечны ступени подвиговъ духовныхъ! Какъ бы ты, христіанинъ, высоко ни стоялъ, ты всегда стоишь еще не на своемъ мѣстѣ. Одно вѣрное правило — забывая задняя, всегда простираться въ предняя (Филип. 3, 13). Кто думаетъ, что уже достигъ самаго верха, тотъ симъ самымъ показываетъ, что онъ еще стоитъ долу. Самые великіе подвижники всегда почитали себя не у достигшими. Итакъ, видя возносимымъ горѣ крестъ, осмотрись, христіанинъ, въ совѣсти своей, что можетъ быть сдѣлано для очищенія и возвышенія самыхъ добродѣтелей твоихъ, если имѣешь ихъ.

Прежде же и паче всего молимъ васъ, братіе, да не будетъ священнодѣйствіе сіе предметомъ одного зрѣлища! Да отразится знаменіе креста Христова не на поверхности токмо тѣла вашего, но и въ глубинѣ сердецъ вашихъ? Крестъ спасаетъ, но не покланяемый токмо, а и носимый, — не на одной выи тѣлесной, но на выи души. Покланяйся ему не въ одномъ храмѣ, гдѣ онъ такъ украшенъ, но вездѣ, гдѣ ни срѣтится, — въ обидѣ ли отъ ближняго, въ потерѣ ли имущества, въ болѣзни ли, въ другой ли какой печали: поклонись ему и облобызай его и въ семъ случаѣ. Симъ, и токмо симъ докажешь, что ты покланяешься не злату и сребру во образѣ креста, а истинному кресту Господню, который на Голгоѳѣ былъ покрытъ не каменіемъ драгимъ, а кровію и слезами. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 435-439.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.