Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на первое число Августа.

Великому князю россійскому, Андрею Боголюбскому, надлежало нѣкогда изыти на брань противу болгаръ. Какъ князь, не именемъ токмо, но и дѣломъ благовѣрный, онъ имѣлъ обычай исходить на брань не съ однимъ оружіемъ плотскимъ, но и съ духовнымъ, огражденный вѣрою, вооруженный молитвою и упованіемъ. Въ знакъ сего предъ воинствомъ его всегда носима была икона Спасителя и честный крестъ; и оно не прежде устремлялось на врага, какъ изливши теплыя молитвы предъ сею иконою и облобызавъ сей крестъ. Такое живое упованіе и молитва не умедлили принести и плодъ немертвый. Враги отечества, сколько ни усиливались, не могли устоять предъ лицемъ воинства православнаго; гордость и сила ихъ сокрушены до того, что едва не всѣ грады ихъ достались въ удѣлъ побѣдителю. Что знаменитая побѣда сія была плодомъ не одного мужества сражавшихся, а паче дѣйствіемъ помощи свыше, — непреложнымъ для всѣхъ доказательствомъ Того послужилъ необыкновенный свѣтъ, который, во время самой упорной сѣчи, исходилъ изъ иконы Спасителя и честнаго креста и видимъ былъ всѣми.

/с. 433/ Еще не успѣли пройти дни радости и торжества, какъ получена вѣсть о подобномъ же радостномъ событіи изъ Греціи. Одинаковая живая вѣра произвела одинаковое и дѣйствіе: и тамъ враги христіанства, сарацины, были поражены и разсѣяны благовѣрнымъ царемъ греческимъ Мануиломъ; и тамъ, во время сраженія, видимы были несомнѣнные знаки особенной помощи свыше.

Такая совокупность чудесныхъ знаменій, побѣдъ и радости всего православнаго христіанства не могла не выразиться какимъ-либо особеннымъ знакомъ благодарности Богу-благодѣтелю и не оставить по себѣ всегдашняго слѣда для потомства. И дѣйствительно, православные властители Россіи и Греціи, по взаимномъ сношеніи между собою, и по благословенію всего освященнаго собора, не умедлили установить въ память радостно чудеснаго событія новое свѣтлое празднество, нынѣ нами благочестно совершаемое. Положено на всѣ вѣка не только праздновать въ честь непобѣдимой силы креста Христова и совершать поклоненіе, ему подобающее, но въ память побѣдоноснаго хожденія его въ полкахъ христіанскихъ, износить его нынѣ изъ храма, обносить по стогнамъ и путямъ, и творить въ кладезяхъ и рѣкахъ освященіе воды, дабы симъ самымъ предъ лицемъ неба и земли свидѣтельствовать нашу вѣру и нашу признательность къ животворящему кресту и простерть побѣдоносную и всеосвященную силу его на все, насъ окружающее.

Таково происхожденіе нынѣшняго празднества! — Оно есть вмѣстѣ торжество Церкви и отечества, торжество самое утѣшительное и поучительное! — Въ самомъ дѣлѣ, не утѣшительно ли видѣть, какъ надъ православнымъ отечествомъ нашимъ во всѣ вѣка была простерта благодѣющая десница особеннаго Промысла Божія? Не отрадно ли думать, что величіе Россіи, коему удивляются всѣ друзья ея, и коего трепещутъ всѣ враги ея, что это величіе и могущество суть плодъ не случайнаго стеченія обстоятельствъ, не дѣйствіе нечистой политики и человѣческихъ разсчетовъ, ни даже слѣдствіе одного народнаго мужества и крѣпости, а плодъ живой вѣры въ Бога благочестивыхъ предковъ нашихъ, ихъ благихъ нравовъ и проистекающаго отсюда благословенія свыше? У древняго израильтянина не было молитвеннаго обращенія къ Богу трогательнѣе того, когда онъ говорилъ: /с. 434/ Боже отцевъ моихъ, Боже Авраама, Исаака, Іакова; подобно сему и православный россіянинъ, въ духѣ вѣры и упованія, можетъ со дерзновеніемъ говорить ко Господу: Боже отцевъ моихъ, Боже просвѣтившій чудесною вѣрою Владиміра, увѣнчавшій побѣдою Боголюбскаго, благословивый оружіе Донскаго, воздвигшій на освобожденіе отечества Минина и Пожарскаго, превознесшій паче всѣхъ царей земныхъ Александра Благословеннаго! — Что можетъ быть воодушевленнѣе сей святой и сладкой молитвы!...

Но, братіе, молясь такою молитвою и дерзая предъ Богомъ, о имени благочестивыхъ предковъ нашихъ, мы должны подражать, сколько можно болѣе и постояннѣе, ихъ усердію къ вѣрѣ, ихъ чистотѣ нравовъ и простотѣ жизни, ихъ безграничному самоотверженію тамъ, гдѣ шло дѣло объ опасности Церкви и Отечества. Благочестивые предки наши крестомъ Христовымъ побѣждали народы и царствія: нынѣ, благодаря Провидѣнію Божію, возвеличившему православное отечество наше, одно имя Россіи низлагаетъ или удерживаетъ самыхъ сильныхъ враговъ. Между тѣмъ у насъ, какъ и у предковъ нашихъ, есть весьма опасные враги, противъ коихъ, какъ можно чаще, надобно призывать на помощь непобѣдимую силу креста Христова. Это наши злыя наклонности и страсти. Кого не сильны сразить онѣ? — И кто, сраженный ими, можетъ оставаться и быть истиннымъ сыномъ Церкви и отечества? — Между тѣмъ отъ сихъ враговъ не защита ни умъ и познанія, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навыкъ въ добродѣтели; одна всемогущая сила благодати, одинъ крестъ Христовъ только могутъ содѣлать насъ побѣдителями страстей. Будемъ же подобно предкамъ нашимъ употреблять сіе, самимъ Богомъ данное оружіе, на пораженіе невидимыхъ враговъ нашихъ, въ твердой увѣренности, что пораженіе ихъ, необходимое для нашего частнаго благосостоянія, весьма важно и для благоденствія цѣлаго отечества: ибо, если величіе его есть плодъ благословенія Божія, то грѣхи наши, ослабляя сіе благословеніе, потому самому вредятъ не только намъ, но и цѣлому отечеству.

При семъ случаѣ сама собою представляется вниманію великая разность между нами и благочестивыми предками нашими. У нихъ крестъ Христовъ былъ всѣмъ для всѣхъ. /с. 435/ Начинали-ль какое дѣло, — крестились. Оканчивали-ль его, — паки крестились. Крестомъ ограждались, отходя ко сну; крестомъ осѣнялись, возстая отъ сна. Съ крестомъ садились за трапезу; съ крестомъ возставали отъ нея. Знаменіе святаго креста выражало внезапную радость; оно же свидѣтельствовало и о внезапной печали и опасности. Такъ было у предковъ нашихъ! У насъ, къ сожалѣнію, крестное знаменіе начинаетъ дѣлаться рѣдкостію, и когда является, то большею частію въ такомъ видѣ, что его трудно узнать. Недугующія расколомъ чада Церкви ревнуютъ, конечно, не по разуму, прививая спасеніе къ кресту осмиконечному; но нехорошо, весьма нехорошо и то, что у нѣкоторыхъ христіанъ крестъ сдѣлался, можно сказать, вовсе безконеченъ, такъ что не знаешь, какое дать названіе той несчастной линіи, которую они чертятъ на себѣ вмѣсто знаменія крестнаго.

Да не будетъ сего между нами, возлюбленные! Господь и Спаситель нашъ простеръ на крестѣ Божественныя руцѣ Свои, далъ пригвоздить ихъ, и въ такомъ видѣ, среди ужасныхъ мученій, предалъ за насъ духъ Свой Отцу: мы ли будемъ тяготиться тѣмъ, чтобы сіе положеніе Его на крестѣ правильно изображать на себѣ? Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 432-435.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.