Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Пятидесятницы.

Не правда ли, братіе, что настоящій праздникъ есть одинъ изъ самыхъ радостныхъ? Почему такъ? Потому, что это, можно сказать, не праздникъ, а цѣлый соборъ праздниковъ. Точно соборъ! Куда не переносится нынѣ мысль? И въ прошедшее, и въ будущее, и въ міръ горній, и въ міръ дольній, объемлетъ все. Переносится въ прошедшее и въ прошедшемъ къ тому, что есть самаго важнѣйшаго. Ибо что воспоминаемъ мы? Воспоминаемъ священную Пятидесятницу, тотъ день, въ который данъ Израилю законъ на горѣ Синайской, и который по этому самому составляетъ главнѣйшее празднество ветхаго завѣта. Воспоминаемъ сошествіе Святаго Духа, событіе, которымъ закончилась земная жизнь Спасителя нашего, и которое послужило основаніемъ новаго завѣта и Церкви христіанской. Отъ прошедшаго переносимся мыслію въ будущее, самое отдаленное; ибо приносимъ молитвы за всѣхъ умершихъ братій нашихъ, молимся о непостыдномъ предстояніи на страшномъ судѣ. Возносимся мыслію въ міръ горній, и тамъ поклоняемся Тріѵпостасному Божеству, благодарно исповѣдуя милости, изліянныя на насъ, падшихъ, въ тайнѣ искупленія. Наконецъ, нисходимъ мыслію долу, въ міръ чувственный, и, украшая вѣтвями храмы, вводимъ въ соучастіе видимую природу. Такимъ образомъ, настоящее празднество можно назвать всемірнымъ. Послѣ сего, какъ ему не быть радостнымъ?! Если когда, то нынѣ душа воспоминаетъ райское состояніе, когда видимое и невидимое было за одно; если когда, то нынѣ можемъ предчувствовать будущее райское состояніе, когда духъ и плоть паки придутъ въ прежнее состояніе, и міръ Божій обновится вмѣстѣ съ человѣкомъ. Такое дѣйствіе празднества отчасти ощущаютъ самые плотскіе люди: какъ же сильно должно оно быть надъ тѣми людьми, кои живутъ духомъ! Но откуда такое сочетаніе различныхъ стихій въ настоящемъ празднествѣ? Полезно знать источникъ радости, дабы умножить и упрочить самую радость. Почему мы нынѣ воспоминаемъ Пятидесятницу ветхозавѣтную? Потому, что въ сей день сошелъ на Апостоловъ Духъ Святый. — Почему сошелъ въ день пятидесятый? Можетъ быть, потому, чтобы показать, что новый законъ Духа, принесенный Утѣшителемъ, — изъ того /с. 429/ же источника, изъ коего истекъ и законъ древній, данный въ Пятидесятницу. Почему мы, по случаю сошествія Святаго Духа, совершаемъ празднество въ честь всей Пресвятой Троицы? Потому, что съ явленіемъ Святаго Духа, третьяго и послѣдняго Лица, обнаружилась во всей очевидности вся Пресвятая Троица. И когда приличнѣе воздать всему Тріѵпостасному Божеству благодареніе за искупленіе насъ, падшихъ, какъ не по скончаніи всего домостроительства Божественнаго, которое кончилось сошествіемъ Утѣшителя? Почему мы нынѣ творимъ память усопшихъ и возносимся мыслію къ концу міра, нашему, и будущему, воскресенію, и суду? Потому что, дойдя до конца прошедшаго, естественно устремляемся въ будущее.

Почему, наконецъ, видимая природа въ растительномъ ея царствѣ входитъ нынѣ въ составъ священнодѣйствія? — Потому, съ одной стороны, что около настоящаго времени природа видимая всегда достигаетъ своего обновленія, а съ другой потому, что сіе обновленіе приписывается зиждительному дыханію Духа Божія. «Послеши Духа Твоего, и созиждутся», говоритъ святый Давидъ. Вотъ откуда полнота праздника! Вотъ откуда преизбытокъ радости! — Радости и назиданія!..

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 428-429.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.