Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ понедѣльникъ Пятидесятницы [1].

И дамъ чудеса на небеси горѣ и знаменія на земли низу, кровь и огнь и куреніе дыма. Солнце преложится во тьму и луна въ кровь, прежде даже не пріити дню Господню великому и просвѣщенному. И будетъ всякъ, иже призоветъ имя Господне, спасется (Дѣян. 2, 19-21).

Это одно изъ пророчествъ о нынѣшнемъ празднествѣ, приводимое потому въ нынѣшней проповѣди своей къ народу іудейскому святымъ Апостоломъ Петромъ. Читая съ благоговѣніемъ сіе пророчество, я всякій разъ невольно вопрошалъ самъ себя: что бы это за чудеса на небеси и знаменія на земли, что бы это было за огнь и кровь и куреніе дыма, за помраченіе солнца и преложеніе луны въ кровь, предвозвѣщаемые пророкомъ? Правда, въ горницѣ Сіонской, гдѣ были собраны Апостолы въ день Пятидесятницы, бысть шумъ, яко носиму дыханію бурну: но это дыханіе никому не вредило, а только привлекало собою общее вниманіе на Апостоловъ. Правда, что при семъ явились и языцы раздѣлени, яко огненни, но эти языцы никого не опаляли собою, а въ мирѣ и тишинѣ почили на главахъ Апостоловъ.

Гдѣ же огнь и кровь и куреніе дыма? Гдѣ помраченіе солнца? Гдѣ преложеніе луны въ кровь?

Такимъ образомъ можно подумать, что пророчество не исполнилось; но возможно ли, чтобы не оправдалось на дѣлѣ то, что предвозвѣщено Духомъ Святымъ? Нѣтъ, провѣщанное пророкомъ не могло не исполниться, и исполнилось, только не въ одинъ, такъ сказать, день, а въ продолженіе цѣлаго пространства времени; ибо это пророчество, хотя собственно идетъ къ преславному сошествію Святаго Духа на Апостоловъ, яко началу новаго завѣта, но вмѣстѣ съ тѣмъ обнимаетъ собою не одно это событіе и начало, а и дальнѣйшую судьбу и утвержденіе всего новаго завѣта.

И дамъ завѣтъ новъ. Какъ рѣшительно все это выполнилось, спустя нѣсколько лѣтъ, при разрушеніи Іерусалима и паденіи Іудеи! Сколько тутъ крови, огня и дыму. Сколько разъ за этою мглою и огнемъ не видно было на горизонтѣ Іерусалима ни солнца, ни луны! И всѣ эти грозныя событія служили ни къ чему другому, какъ и къ упраздненію ветхаго, /с. 425/ и къ утвержденію въ силѣ новаго завѣта и, слѣдовательно, были какъ бы сопровожденіемъ его явленія.

Подобное можно сказать и о нѣкоторыхъ послѣдующихъ временахъ, напр., Діоклитіановомъ, когда скончалась послѣдняя борьба христіанства съ іудействомъ и язычествомъ. Не пламенѣли ли тогда всѣ жители имперіи (что почти то же, что весь свѣтъ) лютымъ гоненіемъ на послѣдователей Христовыхъ? Не всюду ли текли потоки крови мучениковъ и исповѣдниковъ? Не давало ли небо особенныхъ знаменій? и не происходили ли на землѣ страшныя событія? И все это къ чему послужило, какъ не къ окончательному утвержденію новозавѣтной религіи и къ уничтоженію іудейства и язычества?

Нашему времени досталось въ удѣлъ видѣть новое торжество христіанства въ ослабленіи предъ нимъ магометанства и слѣдовательно какъ бы новое изліяніе Духа истины и благодати свыше на землю. И смотрите, се паки знаменія на небеси и чудеса на землѣ, паки вездѣ кровь и огнь и куреніе дыма, солнце — державы христіанскія прелагается во тьму, а луна магометанства обливается кровію!

Въ самомъ дѣлѣ, кто могъ ожидать, чтобы на небѣ явились цѣлыя воинства со всеоружіемъ? Подобнаго не слыхано было со временъ разоренія Іерусалима и повѣствованія о томъ Іосифа Флавія. И вотъ сіе самое, къ изумленію, видитъ на своемъ небѣ просвѣщенная Германія; видитъ и невольно признаетъ въ видѣнномъ предвѣстіе браней кровавыхъ! Прочтите за симъ и то, что произошло въ концѣ прошедшаго лѣта съ видомъ луны въ нашихъ странахъ поволжскихъ: она подвергалась какъ будто какой-то страшной казни, какъ будто скончавалась въ терзаніяхъ и мукахъ: такія превращенія вида ея были ужасно печальны!

Но меня, признаюсь, среди настоящихъ обстоятельствъ, поражаетъ особенно одно знаменіе на землѣ — это страшное землетрясеніе, отъ коего пострадала и продолжаетъ страдать злополучная Брусса. Надобно же было открыться во всей силѣ и ярости подземному огню и продолжаться такъ долго въ то самое время, когда идетъ кровавый споръ магометанства съ христіанствомъ? Надобно же было открыться вулкану въ томъ градѣ и въ томъ мѣстѣ, кои могутъ назваться колыбелью силы и крѣпости мусульманской! На/с. 426/добно всему этому совершаться не вдали гдѣ-либо, а такъ сказать, подъ глазами Константинополя!... Сколько, думаю, изъ самыхъ магометанъ, смотрятъ въ ужасѣ на это зрѣлище, признаютъ въ немъ перстъ Божій и мнятъ видѣть въ семъ надъ собою гнѣвъ небесный! О, если бы при семъ пришло на мысль и другое, что это не случай какой-либо, а послѣдній гласъ къ нимъ съ неба Сына Маріи, да возвратятся отъ прелести Магометовой.

А братія наши по вѣрѣ? И они также должны быть поражены этимъ грознымъ и всесокрушающимъ явленіемъ; но оно для нихъ не въ ужасъ, а въ утѣшеніе; надъ ними сбываются теперь слова пророчества: егда узрите сія бывающа, тогда восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавленіе ваше (Лук. 21, 28. 31).

Да, злополучные и потому еще болѣе возлюбленные братія, онъ приближается къ вамъ! И никто не въ силахъ остановить его, или замедлить. Гдѣ дѣйствуютъ люди, тамъ еще можно сомнѣваться въ успѣхѣ; а когда является сила Божія, тамъ уже нѣтъ мѣста сомнѣніямъ: ибо Той — рече и быша, повелѣ и создашася!

Но ужели, вопроситъ кто-либо, въ самомъ дѣлѣ скоро долженъ послѣдовать конецъ магометанства? Послѣдовать тогда, какъ за несокрушимость его возсталъ и рѣшился жертвовать собою едва не весь западъ христіанскій? Да, братіе мои, это должно послѣдовать; ибо такъ угодно Господу, и, можно сказать, это уже послѣдовало: ибо магометанство теперь уже ни что иное, какъ трупъ, коему остается быть погребеннымъ; сіе-то погребеніе, а не жизнь, коей уже нѣту, можетъ замедлиться на нѣкоторое время. Что же въ такомъ случаѣ должно сказать объ усиліяхъ въ пользу Турціи державъ западныхъ? То, что говорятъ, и справедливо, объ искусныхъ, но самонадѣянныхъ врачахъ, кои, въ припадкѣ гордости, берутъ на свои руки безнадежныхъ больныхъ и обѣщаютъ имъ выздоровленіе, когда больной вскорѣ умираетъ отъ лѣкарствъ, — что они убили его! — Одряхлѣвшій скелетъ могъ бы прожить еще нѣсколько времени подъ благодѣтельною сѣнію Россіи, но онъ не могъ перенести тѣхъ напряженій силъ, тѣхъ неестественныхъ ему и во время его крѣпости движеній, кои заставили дѣлать его ослабленными членами.

/с. 427/ Будучи поставлены, братіе мои, свидѣтелями временъ столь замѣчательныхъ и событій столь важныхъ, будемъ ли походить на малыхъ дѣтей, кои, не разбирая, что происходитъ предъ ними, только дивятся тому и простираютъ свои взоры и руки? Нѣтъ, отъ насъ требуется и намъ предлежитъ большее!

Предъ нами падаетъ, нѣкогда могущественное и бывшее столько времени грозою и бичемъ для христіанства, царство измаильское. Какъ не возрадоваться при семъ за участь собратій нашихъ, надъ коими тяготитъ этотъ бичъ, и не возблагоговѣть предъ путями Промысла, который, въ наказаніе восточнаго христіанства, послалъ это порабощеніе, но когда пришло время, самъ же предъ лицемъ всего свѣта, расторгъ узы и извелъ на свободу вѣрный ему народъ!

Нашему отечеству предоставлено свыше положить начало исполненію судебъ высшихъ надъ Востокомъ; будучи чувствительны къ сей великой и святой чести, будемъ мужественны въ перенесеніи тяготы такого служенія, памятуя что подобный подвигъ ведетъ за собою и мздовоздаяніе немалое, будетъ сопровождаться благословеніемъ для Россіи на вѣки и роды.

Невѣріе и гордость народовъ западныхъ не усомнились, ставъ за мусульманство, пойти вопреки путей Промысла и, такимъ образомъ, какъ бы соединить въ семъ случаѣ неразумно судьбу свою съ судьбою сыновъ Агари. Пожалѣемъ отъ души о семъ ниспаденіи христіанства и научимся не ввѣряться земной мудрости и стихійному просвѣщенію, кои могутъ цѣлые народы ослѣпить до того, что они готовы забыть евангеліе и крестъ и класть души свои за алкоранъ Магометовъ.

Наконецъ, видя, какъ въ судьбѣ царствъ и народовъ все совершается не по разсчетамъ самолюбія человѣческаго, а подъ перстомъ Всевышняго, и что съ христіанствомъ соединено величіе даже земное, а съ магометанствомъ уничтоженіе и слабость, будемъ твердо вѣровать въ Промыслъ Божій и любить крестъ Христовъ, единый вѣрный источникъ не только спасенія вѣчнаго, но и благоденствія земнаго. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ греческой одесской церкви 16 мая 1855 г.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 424-427.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.