Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Пятидесятницы.

Пятдесятницу празднуемъ, и Духа пришествіе, и предложеніе обѣщанія, и надежди исполненіе, и таинство елико, яко велико же и честно (Стих. на Господи воззвахъ).

Когда святая Церковь хотѣла остановить вниманіе наше на величіи праздника Пасхи, то для сего показывала намъ /с. 422/ это величіе, такъ сказать, въ сосредоточенномъ видѣ, именуя его праздниковъ праздникомъ и торжествомъ торжествъ. Желая указать величіе настоящаго празднества, святая Церковь поступаетъ противнымъ образомъ, взимаетъ праздникъ и разлагаетъ его, такъ сказать, на части, и, указуя важность каждой, симъ самымъ даетъ разумѣть о великомъ достоинствѣ цѣлаго. Пятдесятницу празднуемъ и Духа пришествіе, и предложеніе обѣщанія, и надежди исполненіе, и таинство елико, яко велико же и честно.

Въ самомъ дѣлѣ, когда присматриваешься ближе къ самому внѣшнему образу нынѣшняго праздника, то находишь въ немъ не одно какое-либо торжество, а цѣлое собраніе празднествъ. Что не празднуетъ нынѣ?

Празднуетъ ветхій завѣтъ: ибо нынѣ день пятидесятый, тотъ великій день, въ который данъ Израилю законъ на горѣ Синайской. Празднуетъ нынѣ завѣтъ новый: ибо въ нынѣшній день сошествіемъ Святаго Духа утверждена и освящена Церковь новозавѣтная; нынѣ же послѣдовало первое обращеніе къ ней язычниковъ. Празднуетъ нынѣ вѣра, ибо нынѣ совершается поклоненіе Святой, Единосущной и Нераздѣльной Троицѣ, предмету вѣры самому возвышенному. Празднуетъ нынѣ надежда, уповая, что огненными языками будетъ призвано на землѣ въ соединеніе все, и преносясь къ послѣднимъ временамъ, къ будущему, въ воскресеніи, возстановленію всего падшаго. Празднуетъ міръ невидимый отшедшихъ братій нашихъ, пріемля нынѣ отъ Церкви св. даръ молитвъ о ихъ успокоеніи. Празднуетъ самая видимая природа, допускаемая въ нынѣшній день являться вмѣстѣ съ человѣками предъ Престоломъ благодати. Подлинно соборъ праздниковъ! Полнота радости и веселія! Кажется, мы уже нынѣ превыше времени и пространства. Всѣ преграды отняты: живые и мертвые подаютъ другъ другу руку; духовное нисходитъ до чувствъ, плотское приближается къ духу. Богъ тріединый начинаетъ быть всяческая во всѣхъ. О, вожделѣнная полнота! О, состояніе блаженное! Для чего ты являешься одними слабыми очерками? Когда явишься ты всецѣлою и вседѣйствительною? Когда всѣ твари скинутъ съ себя оковы тлѣнія, освободятся отъ вражды и составятъ единое блаженное семейство вокругъ общаго Отца! — Но и ожидать уже сладко и отрадно; отрадно видѣть залоги и /с. 423/ предъизображенія сего будущаго блаженнаго состоянія. Настоящее празднество служитъ однимъ изъ сихъ разительныхъ предъизображеній: внидемъ въ составъ его и, по примѣру Церкви, покажемъ значеніе каждой части.

Пятдесятницу празднуемъ: вотъ первый предметъ торжества и радости. Что такое у евреевъ была Пятдесятница? Праздникъ въ честь и память законодательства синайскаго. Онъ совершался въ 50-й день по Пасхѣ, потому что въ сей день, по исходѣ изъ Египта, данъ былъ законъ на горѣ Синайской. Поелику къ сему времени въ Палестинѣ оканчивается жатва, то у евреевъ въ сей день, кромѣ обыкновенныхъ жертвъ, приносились въ даръ Богу снопы отъ новожатаго хлѣба. Такимъ образомъ уже въ праздникѣ еврейскомъ срѣтилось духовное — законъ съ чувственнымъ — плодами отъ полей. Поелику законъ синайскій неизмѣненъ, и пришествіемъ Сына Божія неотмѣненъ, то праздникъ закона синайскаго есть торжество и христіанина не менѣе іудея: Пятдесятницу празднуемъ!

И Духа пришествіе. Вотъ второй предметъ радости. Если гласы трубные и куреніе дыма Синайскаго стоятъ благодарнаго воспоминанія, тѣмъ паче огненные языки и сошествіе Святаго Духа Утѣшителя; ибо что было бы, если бы Духъ Святый не сошелъ нынѣ на Апостоловъ? — Они остались бы неспособными изыти на всемірную проповѣдь; а міръ, не наставленный ими, остался бы съ своими идолами и нечестіемъ. Мы, подобно предкамъ нашимъ, пребыли бы во тьмѣ язычества. Но сошелъ Утѣшитель, и Своимъ сошествіемъ просвѣтилъ и возродилъ Апостоловъ, утвердилъ Церковь, принесъ съ Собою законъ новый, дохнулъ бурею и огнемъ и обновилъ лице земли. Какъ не праздновать такое событіе? Пятдесятницу празднуемъ и Духа пришествіе.

Но Духъ Святый кромѣ другихъ благъ, сопряженныхъ съ Его нисшествіемъ, доставилъ и то великое благо, что вмѣстѣ съ симъ обнаружилось все лице Пресвятыя Троицы. Въ ветхомъ завѣтѣ до самаго конца его видимъ былъ особенно одинъ Отецъ, въ новомъ до вознесенія Господа на насъ дѣйствуетъ преимущественно Сынъ; со времени сошествія Святаго Духа настаетъ эпоха благодати Духа. Вмѣстѣ съ симъ оканчивается рядъ откровеній о Божествѣ...

(Не окончено.)

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 421-423.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.