Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Святыя Троицы [1].

Гдѣ взять слезъ для оплаканія того, что случилось вчера, во время вечерняго богослуженія? Какъ изобразить стыдъ и матернее сокрушеніе святыя Церкви, радость и торжество врага Божія, явное пренебреженіе славы Божіей, явное поклоненіе плоти и крови? — Кто бы могъ ожидать сего отъ града просвѣщеннаго? Отъ той части жителей его, которая /с. 417/ слыветъ образованнѣйшею? Итакъ, вотъ къ чему приводитъ насъ наше мнимое образованіе! Къ тому, что мы совершенно забыли, во имя Чье крестили насъ, Чьею кровію омыты грѣхи наши, Чья печать освященія лежитъ на бѣдной душѣ нашей?... Ибо, если бы хотя немного подумали о семъ, то, скажите, было ли бы то, что было? Въ другихъ случаяхъ сильно дѣйствуетъ законъ приличія; здѣсь и приличіе не подѣйствовало. Напрасно святая Церковь праздничнымъ звономъ звала къ себѣ всѣхъ и каждаго на молитву вечернюю: мы слышали это и пренебрегли, какъ до насъ не касающееся. Напрасно сонмы вѣрующихъ чадъ Церкви текли мирно и дружно, по гласу матери, подъ священный кровъ ея: мы видѣли это и потекли противъ общаго потока; устремились, подобно малымъ дѣтямъ, не въ храмъ Божій, а къ мѣсту суетныхъ увеселеній. Такимъ образомъ, вмѣсто одного храма вышло вчера два: одинъ — Бога истиннаго, другой — врага Божія. Какой былъ полнѣе, на чьей сторонѣ осталась побѣда? не знаемъ; но уже споръ о ней служитъ къ великому безчестію нашему. Ибо, осмѣлился ли бы міръ такъ нагло и въ такое время поднимать свое знамя, если бы не видѣлъ надежды на успѣхъ и не зналъ заранѣе нашего легкомыслія? Осмѣлился ли бы, говорю, міръ звать насъ къ себѣ въ такое время, если бы не былъ увѣренъ, что мы, какъ невольники, принадлежимъ ему всецѣло въ каждый день и часъ дня? Ибо, еще повторю, въ какое время? — Единственное въ цѣломъ году, освященное всѣмъ, что для человѣка можетъ быть святаго, которымъ сама Церковь дорожитъ особенно, почему и отличаетъ его, какъ самый великій праздникъ. И въ сіе-то время уйти отъ церкви на зрѣлище. предаться удовольствіямъ чувствъ, рукоплескать и выходить изъ себя, когда сама Церковь въ слезахъ и на колѣнахъ! Подлинно, это злой духъ особенно позавидовалъ за что-либо граду нашему и изобрѣлъ средство нанести такой стыдъ и такое безчестіе вѣрѣ нашей. Только его адское умѣнье изъ самой обыкновенной и непредосудительной вещи возмогло сдѣлать для множества душъ вѣрныхъ такой случай къ паденію. Ибо мы осуждаемъ не пѣніе, которое слушали, не искусство, коимъ восхищались, осуждаемъ то, что для пѣнія, которое какъ бы искусно ни было, все же не болѣе, какъ наслажденіе чувствъ, пренебреженъ такой великій праздникъ /с. 418/ и забытъ храмъ Божій; осуждаемъ соблазнъ, поданный всенародно; осуждаемъ легкомысліе и холодность къ вѣрѣ, выходящія изъ предѣловъ самаго приличія. Ибо, если бы водились даже однимъ приличіемъ, то и тогда не было бы того, что было. Какъ, подумалъ бы каждый въ такомъ случаѣ, всѣ другіе пойдутъ въ церковь, а я, несчастный, въ то же время повлекусь въ театръ! Что же, я извергъ какой, или невѣрный? Что подумаютъ обо мнѣ тѣ, съ коими я буду встрѣчаться? Что скажутъ о насъ эти же самые иноземцы, коихъ иду слушать, когда возвратятся въ свое отечество? Здѣсь они забавляютъ насъ, а тамъ — на родинѣ своей, въ бесѣдахъ съ ближними и друзьями, станутъ забавляться нами. Были мы, скажутъ, въ странѣ, славящейся православіемъ и усердіемъ къ вѣрѣ; видѣли образъ жизни и нравы жителей ея, — и не знали, что подумать о нихъ — такъ видѣнное нами не похоже на то, что мы прежде слышали! Что есть худаго въ насъ и отъ чего мы стараемся освободиться, то все тамъ у нихъ и почитается за совершенство. Нельзя лучше и чувствительнѣе похвалить ихъ, какъ сказавъ, что они, въ чемъ бы то ни было, походятъ на насъ: до того мало и низко думаютъ о своемъ! Есть нѣкоторыя и похвальныя качества, вѣроятно, остатки почтенной старины: но холодность къ вѣрѣ и церкви неимовѣрная! Въ высшемъ классѣ особенно, нерѣдко трудно узнать, какой они вѣры, и имѣютъ ли какую-либо вѣру. — Ибо, судите сами, вотъ что случилось въ одномъ изъ значительнѣйшихъ городовъ: наступалъ праздникъ — одинъ изъ первыхъ въ году, во имя Святыя Троицы; Церковь ихъ употребила съ своей стороны все, чтобы собрать и привлечь ихъ на вечернее богослуженіе, которое, говорятъ, отличается особенною торжественностію. Мы съ своей стороны не употребили никакихъ особенныхъ средствъ; разбросали только, по обыкновенію, нѣсколько объявленій, что въ сей же вечеръ мы будемъ показывать свое искусство въ игрѣ и пѣніи. Въ нашихъ странахъ мы въ такомъ случаѣ остались бы безъ слушателей и принуждены были бы пѣть однѣмъ стѣнамъ! ибо всѣ бы пошли въ церковь: у нихъ напротивъ! Не знаемъ, много ли было людей въ церкви; но нашъ домъ, не смотря на обширность его, былъ полонъ до того, что намъ стало даже совѣстно при мысли, что мы отняли столько народа у храма Божія, который, хотя и не /с. 419/ нашъ, но, какъ храмъ христіанскій, достоинъ всякаго уваженія. Но намъ самимъ не пришло бы и въ мысль отважиться назначать такое время для показанія своего искусства и вступать въ споръ съ ихъ Церковію, если бы нѣкоторые изъ нихъ же не указали намъ на это время, какъ на самое удобное и лучшее; если бы не взялись даже помогать намъ и участвовать съ нами въ пѣніи. Поелику сіи люди слывутъ между ними за людей благородныхъ, то мы увлеклись ихъ мнѣніемъ. Но, судите по сему случаю, по самымъ этимъ людямъ, какова должна быть набожность въ семъ городѣ!» — Такъ будутъ говорить о насъ сыны иноземные, возвратясь въ свое отечество, и скажутъ правду: ибо мы, кажется, за особенное удовольствіе и честь повторяемъ — не обнаруживать предъ ними своей вѣры; боимся какъ будто, да не подумаютъ о насъ, что мы христіане...

Но что такого сдѣлала для насъ святая вѣра наша, что мы поступаемъ съ нею такимъ образомъ и боимся показать ее? Чѣмъ оскорбила насъ святая Церковь, что мы убѣгаемъ отъ ней въ такіе дни? Увы, забыли мы страшное слово Спасителя: иже постыдится Мене въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ Человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со Ангелы святыми (Марк. 8, 38).

Хотя бы съ іудеевъ взяли мы примѣръ, какъ праздновать намъ праздники. Ибо, посмотрите на какого угодно еврея въ день его праздничный. Онъ еще съ вечера оставилъ всѣ дѣла, не разбирая — важны ли они, или малы. Не быть въ день праздника въ синагогѣ и не слышать богослуженія, для него было бы жестокимъ наказаніемъ. Разсыпьте въ это время предъ нимъ кучи золота, — онъ не прикоснется къ нимъ; ибо это запрещено закономъ. Давайте ему что угодно за то, чтобы онъ во время молитвъ пошелъ на какое-либо зрѣлище: онъ съ презрѣніемъ отвратитъ отъ васъ лице свое. Такъ празднуетъ еврей, лишенный отечества, храма, благословенія небеснаго! А мы? Мы, когда нужно молиться, бѣжимъ въ театръ; когда надобно плакать о грѣхахъ, рукоплещемъ безъ памяти, и отъ утомленія ночнаго не можемъ поднять по утру головы и присутствовать при литургіи! Этимъ ли будемъ мы отличаться отъ невѣрующихъ? Это ли преимущество новаго завѣта? Для сего ли сошелъ Духъ /с. 420/ Святый? Сія ли отъ насъ благодарность Искупителю нашему за крестъ и кровь Его?

«Но, что же мы сдѣлали, — подумаетъ кто-либо изъ виновныхъ. — чтобы представлять проступокъ нашъ такъ важнымъ и великимъ?» Сіе-то самое и заставляетъ насъ еще болѣе вооружаться противъ сдѣланнаго, то есть, что мы не только поступили крайне худо, но и не видимъ худости нашего поступка, подобно страждущимъ помѣшательствомъ, кои въ семъ положеніи воображаютъ, что они совершенно здоровы. Что мы сдѣлали? Пренебрегли церковь, обезчестили праздникъ, посрамили вѣру, унизили великое имя Святыя Троицы. И ради чего? изъ какой необходимости, или нужды? Чтобы услышать необыкновеннаго пѣвца? Можетъ ли быть извиненіе ничтожнѣе? Что, если бы царь земной, даже меньшій какой-нибудь властелинъ, пригласилъ тебя на день своихъ имянинъ въ свой домъ; а ты, въ это самое время, не пошелъ къ нему, а отправился бы слушать сего пѣвца: какъ бы посмотрѣли на твой поступокъ? Не осудилъ ли бы ты послѣ самъ себя за свое преступное легкомысліе? Но подобнаго безразсудства не бываетъ между людьми: такъ поступаемъ мы только — съ Богомъ! И поступая такъ, еще думаемъ, что это вещь не важная! Нѣтъ, она такъ важна, что въ древней Церкви христіанской, когда вѣра и любовь были въ силѣ, за такой поступокъ исключили бы насъ изъ числа вѣрующихъ, или заставили бы многіе годы у прага церковнаго оплакивать свое легкомысліе. Нынѣ святая Церковь не поступаетъ съ нами такимъ образомъ, предоставляя виновныхъ суду собственной совѣсти. Но употребимъ ли мы во зло это благоснисхожденіе матернее? Нѣтъ, если мы дѣйствительно благородны не именемъ токмо, а чувствами и духомъ, какъ выставляемъ себя: то, сдѣлавъ ошибку, сами же станемъ противъ самихъ себя; нарядимъ немедленно внутренній судъ совѣсти; будемъ сами на себя и доносчиками и обвинителями; потребуемъ не милости и прощенія, а наказанія и удовлетворенія. — Не бойтесь, наказанія Церкви не похожи на казни мірскія: они не столько наказаніе, сколько врачевство для души. Хотите ли, мы вмѣстѣ съ вами сейчасъ, на основаніи устава святой Церкви, опредѣлимъ эпитимію вашу?

Изъ виновныхъ, если не всѣ, то большая часть обла/с. 421/даютъ въ избыткѣ дарами счастія земнаго, кои, изнѣживъ чувственность, сдѣлали ее и такъ алчною къ наслажденіямъ плотскимъ; а въ городѣ нашемъ есть не малое число бѣдныхъ, кои каждый кусокъ хлѣба едва не омываютъ своими слезами. Итакъ, пусть каждый изъ виновныхъ изберетъ себѣ, какое угодно, дѣло благотворенія, и отдѣлитъ извѣстную часть своихъ обыкновенныхъ расходовъ, на искупленіе своего проступка милостынею. Средство самое легкое и вмѣстѣ самое дѣйствительное. Ибо ни о какой добродѣтели не сказано такъ прямо въ Писаніи, какъ о милостынѣ, что ею искупляются грѣхи. Итакъ, поспѣшимъ въ домы страждущихъ отъ бѣдности, сиротства и болѣзни и, оказывая помощь собратіямъ нашимъ, скажемъ: не думайте, что мы пришли только для того, чтобы оказать вамъ милость, нѣтъ, мы пришли и принять ее отъ васъ. Намъ Богъ далъ счастіе, а вамъ горе; — мы имѣемъ возможность послужить вамъ, а вы можете оказать великую услугу намъ: заключимъ же союзъ взаимнаго благотворенія! Увы, мы имѣли несчастіе увлечься вчера суетою мірскою, забыть попеченіе о душѣ своей, и, что всего хуже, содѣлаться причиною соблазна для братій нашихъ во Христѣ. Вознесите о насъ моленіе ко Господу, да отпустится намъ грѣхъ нашего преступнаго легкомыслія, а мы не пожалѣемъ тлѣнныхъ благъ, дабы усладить горесть вашего земнаго жребія».

Когда, братіе мои, мы поступимъ такимъ образомъ, то соблазнъ, нами вчера произведенный, будетъ уничтоженъ, честь Церкви спасена, діаволъ поруганъ, Ангеламъ Божіимъ возвращена радость, Святой Троицѣ воздано достодолжное поклоненіе. Такимъ образомъ, при помощи благодати Божіей, самое паденіе наше послужитъ не во вредъ намъ и другимъ, а къ общему нашему благу и спасенію. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] И по случаю бывшаго наканунѣ, во время всенощнаго бдѣнія, собранія въ театрѣ, для слушанія иностранныхъ искусниковъ въ пѣніи.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 416-421.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.