Церковный календарь
Новости


2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 10-я (1922)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 9-я (1922)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 56-я (1956)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 55-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Святыя Троицы.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сими великими и святыми словами пастыри Церкви начинаютъ обыкновенно всѣ свои собесѣдованія съ нами, братіе мои. Но въ другіе дни сіи святыя слова служатъ только святымъ заглавіемъ словъ и бесѣдъ церковныхъ, а въ нынѣшній день онѣ могутъ составить самый предметъ для поученія. Ибо нынѣ празднуемъ мы въ честь и славу Пресвятыя, Единосущныя, Живоначальныя и Нераздѣльныя Троицы: о чемъ же приличнѣе потому и бесѣдовать нынѣ, какъ не о тѣхъ Лицахъ, въ честь Коихъ совершается празднество?

Трудно, правда, смотрѣть на солнце; еще труднеѣ взирать на пресвятую и премірную Троицу: тамъ теряется зрѣніе; здѣсь слѣпнетъ умъ! Такъ ослѣпли: Арій, Македоній, Савеллій, Несторій! Такъ слѣпнутъ и нынѣ тѣ, кои собственными очами дерзаютъ прямо взирать на пресвѣтлый ликъ Существа творческаго. Но мы поступимъ не такимъ образомъ, а, подражая примѣру богомудрыхъ и вселенскихъ учителей, вооружимъ свое слабое зрѣніе трубою, которая, приближая духовное солнце, въ то же время умѣряетъ для насъ блескъ лучей его. Труба сія есть слово Божіе, изглаголанное Пророками и Апостолами. Средство сіе для нашей цѣли самое благонадежное, ибо въ словѣ Божіемъ говоритъ о Себѣ, или Самъ Отецъ, или Самъ Сынъ, или Самъ Духъ Святый. Имъ ли не знать Себя вѣрно, или не умѣть сказать о Себѣ, какъ должно?

Что же открываетъ намъ о Богѣ слово Божіе? Открываетъ, что Богъ есть единъ во всей силѣ сего слова, что однакоже сей единый, по существу Своему, Богъ состоитъ изъ трехъ Лицъ. Ибо Тотъ же Самый, Который на Синаѣ явился единымъ и вѣщалъ чрезъ Моvсея: слыши, Израилю, Господь Богъ твой, Господъ Единъ есть (Втор. 6, 4). Тотъ же Самый на Іорданѣ открылся въ трехъ видахъ, и потомъ чрезъ Евангелиста Своего провозгласилъ: тріе суть свидѣтельствующіи на небеси: Отецъ, Слово и Святый Духъ, и сіи три едино суть (1 Іоан. 5, 7). И Самъ Сынъ Божій, Который исповѣдалъ Того, Его же никтоже видѣ нигдѣже (Іоан. 1, 18), посылая Апостоловъ для обращенія всего міра /с. 413/ изъ тьмы къ свѣту, повелѣлъ имъ крестить всѣ народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Послѣ сего для насъ отнюдь не какое-либо неразнственное дѣло — исповѣдывать Бога единаго, или тріединаго: нѣтъ, признавать, почитать и проповѣдывать Пресвятую Троицу — это наша непреложная обязанность, потому что это основаніе нашея вѣры, предметъ нашей любви и залогъ нашего упованія. Се есть животъ вѣчный! Ибо кто искупитъ насъ кровію своею, если не Богъ — Сынъ? Кто освятитъ насъ благодатію своею, если не Богъ — Духъ Святый?

Посему, въ единомъ Богѣ мы исповѣдуемъ трехъ — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Богъ Отецъ именуется такъ потому, что Онъ будучи источнымъ началомъ всего Божества, предвѣчно родилъ Сына и предвѣчно же произвелъ изъ Себя Пресвятаго Духа. Богъ Сынъ именуется такъ потому, что Онъ рожденъ отъ вѣчности Отцемъ изъ собственнаго Его существа, а во времени Онъ же, яко человѣкъ, благоволилъ родиться отъ Пресвятыя Дѣвы Маріи. Богъ Духъ Святый именуется такъ потому, что Онъ предвѣчно издхновенъ Отцемъ и Самъ одушевляетъ все сущее, особенно духи и души разумныя. Чѣмъ отличаются между Собою Лица Божества, явствуетъ уже изъ самаго названія ихъ. Богъ Отецъ, по ученію Св. Писанія, служитъ началомъ Сына и Духа, Самъ сый безначаленъ и безвиновенъ; Богъ Сынъ раждается, но не раждаетъ и не производитъ Духа; Богъ Духъ Святый исходитъ отъ Отца, но не раждается, и Самъ паки не раждаетъ и не производитъ. Отчество, сыновство и происхожденіе, — се три отличительныя свойства Лицъ Божественныхъ! Отличаясь такимъ образомъ другъ отъ друга, сіи три Лица составляютъ единаго и тогожде Бога: Отецъ есть Богъ, Сынъ есть Богъ и Духъ Святый есть Богъ: но не три Бога, а едино Божество, едино по силѣ, едино по волѣ, едино по могуществу, едино по славѣ и державѣ.

Такъ, послѣдуя слову Божію, учитъ о Богѣ святая Церковь, учитъ, не предполагая, чтобы симъ сказано было о Богѣ все возможное, и чтобы сказанное вполнѣ и совершенно выражало образъ бытія Божественнаго.

Нѣтъ, Церковь, не смотря на ея достоинство, яко невѣсты Христовой, далека отъ сего самодерзновенія. Она именуетъ ученіе о Святой Троицѣ таинствомъ, то есть, такимъ /с. 414/ предметомъ вѣры, который превышаетъ нашъ умъ; а что превышаетъ умъ, то не можетъ быть изглаголано: изглаголанное уже не таинство.

Что есть самаго общепонятнаго въ разсматриваемомъ нами таинствѣ вѣры, такъ это благодѣянія, коими каждое Лице Пресвятыя Троицы ознаменовало Себя въ отношеніи къ человѣкамъ. Съ сей стороны нѣтъ ничего неяснаго, никакого недоумѣнія. Богъ Отецъ есть величайшій Благодѣтель нашъ: поелику Онъ воззвалъ насъ изъ небытія, почтилъ образомъ Своимъ, не оставилъ и падшихъ, а послалъ Единороднаго Сына Своего искупить и Пресвятаго Духа освятить насъ. Богъ Сынъ есть величайшій Благодѣтель нашъ, поелику, во время злополучнаго преступленія нами заповѣди эдемской. Онъ принялъ на Себя всю отвѣтственность за нашъ грѣхъ и всю тяжесть нашего паденія, и для возстановленія насъ въ первобытное совершенство, облекся потомъ естествомъ нашимъ, жилъ посредѣ насъ, умеръ за насъ и воскресъ для насъ. Богъ Духъ Святый есть величайшій Благодѣтель нашъ: поелику, не смотря на безприкладную святость Свою, Онъ не возгнушался насъ грѣшныхъ и нечистыхъ, осѣняетъ благодатію Своею Церковь и все, что въ ней, отрождаетъ, укрѣпляетъ и врачуетъ насъ, мертвыхъ грѣхами, въ таинствахъ, просвѣщаетъ насъ чрезъ вдохновенныхъ Имъ Пророковъ и Апостоловъ, благоволитъ даже обитать таинственно въ каждой душѣ вѣрующей, для пріуготовленія ея въ вѣчное жилище всей Пресвятой Троицѣ. Кратко сказать, все ученіе слова Божія о дѣйствіяхъ Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго состоитъ изъ повѣствованія о Ихъ благодѣяніяхъ, въ разныхъ видахъ, грѣшному роду человѣческому.

И противъ сего-то, самаго возвышеннаго, утѣшительнаго и всепросвѣщающаго ученія близорукій разумъ человѣческій не разъ возставалъ съ своими жалкими недоумѣніями и возраженіями! А онъ же, кичливый и дерзновенный, хотѣлъ бы, чтобы предъ нимъ была открыта вся полнота Божества!... Вотъ, приподнятъ токмо край завѣсы — указаніемъ въ единствѣ Тріѵпостасія; и бѣдный разумъ не можетъ снести сіянія! Что же было бы, если бы Тріединое явилось ему во всей полнотѣ таинственныхъ всесовершенствъ Своихъ? Но если для разума тяжело поднимать очи горѣ и зрѣть /с. 415/ свѣтъ несозданный въ самомъ его исходищѣ, но пусть бѣдный и слабый осмотрится хотя кругомъ себя. Ибо не напрасно замѣчено и сказано еще однимъ мудрымъ язычникомъ, что во всемъ мірѣ сіяетъ и свѣтитъ троица. Въ самомъ дѣлѣ, обратимъ ли вниманіе на самыя большія, или на самыя малыя силы природы, въ каждой изъ нихъ увидимъ тройственность: самые оттѣнки ихъ тройственны. Такъ, всѣ вещи заключены первѣе всего во времени и пространствѣ; но время тройственно: прошедшее, настоящее и будущее. Пространство также тройственно: длина, широта и высота, или, что то же, глубина. Чѣмъ, далѣе, держится весь міръ? Силою средобѣжною, средостремительною и вращательною. Изъ чего состоитъ каждый день? Изъ утра, полдня и вечера. Изъ чего слагается каждая ночь? Изъ сумрака, полночи и разсвѣта. Что видимъ въ каждой вещи? Фигуру, цвѣтъ и тяжесть. Всѣмъ этимъ и многимъ другимъ вся видимая природа выражаетъ тройственность той силы, которая извлекла ее изъ ничтожества; но кромѣ сего, каждое изъ трехъ Лицъ Божества, можно сказать, положило на всѣхъ вещахъ нѣкій отпечатокъ Своего личнаго бытія. Ибо существенное отличіе Божественныхъ Лицъ, какъ мы сказали, есть отчество, сыновство и духоисхожденіе. Теперь смотрите, какое изъ окружающихъ насъ существъ не имѣетъ способности рождать и рождаться? Какое, не смотря на свою грубость, не имѣетъ даже своего духа? Вездѣ рожденіе, вездѣ и духъ, яко слѣды и знаменія Тріѵпостаснаго.

Но если Божественная Троица сіяетъ во всемъ мірѣ, то въ человѣкѣ, созданномъ по образу Божію, Она отражается съ большею полнотою. Тутъ вездѣ и во всемъ тройственность, начиная съ видимаго состава нашей природы. Наше тѣло съ способностію рождать, наша душа съ способностію чувствовать и страдать, нашъ духъ съ способностію вдыхать высшее, Божественное и одушевлять низшее, чувственное, — что это, какъ не земная, ограниченная, но подобно небесной, единосущная и нераздѣльная троица, въ коей тріе едино суть? Возьмемъ ли тѣло человѣка: здѣсь видимая трехчастность состава — костей, плоти и соковъ. Возьмемъ ли душу: тоже трехчастность — чувства, понятія и желанія. Возьмемъ ли духъ, опять три: умъ, воля и свобода. Каждая изъ способностей также тройственна въ дѣй/с. 416/ствіи: умъ пріемлетъ отъ предмета впечатлѣніе, судитъ и заключаетъ; свобода видитъ, избираетъ и опредѣляетъ, воля побуждается къ вожделѣнію, стремится, достигаетъ.

Среди такой тройственности во всемъ сотворенномъ, чувственномъ и духовномъ, идти противъ тройственности въ несозданномъ, не значитъ ли смежить глаза и не видѣть свѣта среди полудня? Такова участь тѣхъ, кои, отвергнувъ руководство слова Божія, предаются водительству своего бѣднаго разума! Преходя отъ заблужденія къ заблужденію, они доходятъ нерѣдко до того, что начинаютъ сомнѣваться въ собственномъ бытіи.

Пожалѣвъ о такомъ неразуміи и пожелавъ молитвенно заблуждаюшимъ просвѣщенія свыше, обратимся, братіе мои, къ предмету нашего собесѣдованія, вознесемся мыслію надъ всѣмъ, сотвореннымъ, приблизимся къ престолу Тріѵпостаснаго, яко получившіе на то дерзновеніе заслугами Божественнаго Искупителя нашего, падемъ въ благоговѣніи предъ величіемъ неисповѣдимыхъ совершенствъ и во свидѣтельство нашей любви и благодарности за безчисленныя благодѣянія къ намъ Пресвятыя Троицы, принесемъ Ей въ даръ все существо наше. Богу Отцу принесемъ наше тѣло, да будетъ оно орудіемъ къ исполненію пресвятой воли Его; Богу Сыну принесемъ нашу душу, да воодушевляется она силою креста Его; Богу Духу Святому принесемъ нашъ духъ, да пламенѣя отъ росоноснаго дыханія Его, паритъ онъ горѣ надъ всѣмъ дольнымъ. Благо тому, кто еще въ сей жизни началъ, какъ воспѣваетъ въ наученіе наша Святая Церковь, свѣтлѣться Тройческимъ единствомъ священнотайнѣ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 412-416.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.