Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Сошествія Святаго Духа.

Яко сія глаголахъ вамъ, скорби исполнихъ сердца ваша. Но Азъ истину вамъ глаголю: уне есть вамъ, да Азъ иду: аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ; аще ли же иду, послю Его къ вамъ. И пришедъ, Онъ обличитъ міръ (Іоан. 16, 6-8) (Слова Спасителя изъ послѣдней утѣшительной бесѣды Его къ ученикамъ Своимъ).

Вотъ что производятъ неправды человѣческія! Духъ Святый есть Духъ любви и мира, Духъ благодати и щедротъ; Онъ, и по существу и по дѣйствіямъ Своимъ, есть Утѣшитель единственный, неизмѣняемый, божественный: но поелику міръ, погрязши во злѣ, не знаетъ Его, и если бы зналъ, не можетъ принятъ Его; поелику духъ міра, коимъ дышутъ люди, преданные плоти, совершенно противоположенъ всесвятому Духу Божію, то Утѣшитель содѣлывается обличителемъ. Тотъ, Коего Сынъ Божій испросилъ у Отца, заслужилъ Своею смертію, какъ величайшаго Благодѣтеля для рода человѣческаго, какъ верховнаго Подателя всѣхъ благъ, — Тотъ Самый приходитъ обнажить грѣхъ и произнести судъ! И пришедъ, Онъ обличитъ міръ.

О, какъ дѣйственно должно быть сіе обличеніе! — Это уже не слабый голосъ проповѣдниковъ истины, который часто исчезаетъ въ воздухѣ, не досягая слуха, не только сердца слушающихъ. Это обличеніе Всемогущаго и Всевѣдущаго! Онъ обличилъ грѣхъ Адама, — и смерть доселѣ собираетъ страшные оброки сего грѣха со всего рода человѣческаго: обличилъ современниковъ Ноя, — и память ихъ съ шумомъ погибла въ водахъ потопныхъ; обличилъ грады Содомскіе, преогорчившіе Господа, — и не обрѣлось мѣста /с. 385/ ихъ на лицѣ земли; обличилъ богоотступную синагогу, — и въ Іерусалимѣ не остался камень на камени! Здѣсь-то каждый обличаемый долженъ возопить съ Давидомъ къ Богу: «Камо пойду отъ Духа Твоего Обличителя, и отъ лица Его камо бѣгу? Взойду ли на небо? — Онъ тамъ. Сойду ли во адъ? — Онъ тамъ. Понесусь ли на крыльяхъ зари до послѣднихъ предѣловъ вселенныя? — И тамъ найдетъ меня рука Его, удержитъ десница Его».

Между тѣмъ, число людей, имѣющихъ подвергнуться обличенію Святаго Духа, столь велико, братіе, что я не знаю, можетъ ли кто исключать себя изъ онаго. Утѣшитель, по словамъ Спасителя, долженъ обличить міръ: кто же не въ мірѣ? Кто дерзнетъ сказать о себѣ, что онъ совершенно чистъ отъ всего земнаго и грѣховнаго? — Значитъ, обличеніе Святаго Духа касается всѣхъ и каждаго; значитъ, мы всѣ находимся въ числѣ обличенныхъ: — и горе тому изъ насъ, кто, бывъ недостоинъ утѣшенія Святаго Духа, не воспользуется по крайней мѣрѣ Его обличеніемъ! — Божественный Обличитель для того и обличаетъ грѣшниковъ во грѣхѣ, чтобы даровать имъ правду Божію; для того и открываетъ язвы совѣсти, чтобы уврачевать оныя. Итакъ поспѣшимъ уразумѣть тайну спасительнаго обличенія, дабы, чрезъ послушаніе Обличителю, обратить оную въ тайну нашего спасенія.



Предвозвѣстивъ пришествіе Духа Обличителя, Спаситель въ утѣшеніе учениковъ Своихъ открылъ и то, въ чемъ должно состоять сіе обличеніе.

«И пришедъ Онъ, такъ продолжалъ Спаситель вѣщать къ ученикамъ, обличитъ міръ о грѣсѣ, и о правдѣ, и о судѣ. О грѣсѣ убо, яко не вѣруютъ въ Мя; о правдѣ же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видитъ Мене; о судѣ же, яко князь міра сего осужденъ есть (Іоан. 16, 8-11)».

Въ сихъ словахъ указаны не только сущность, но и чертежъ великаго обличенія. Міръ обличается о грѣхѣ — имъ сокрываемомъ или непознаваемомъ; о правдѣ — имъ отвергаемой и гонимой; о судѣ — имъ превращаемомъ или забытомъ. Обличается о своемъ грѣхѣ, дабы привести его къ познанію и пріятію правды Божіей; обличается о собственной правдѣ, дабы избавить его отъ суда; обличается /с. 386/ наконецъ о судѣ, да вѣдаетъ, что онъ во всѣхъ отношеніяхъ повиненъ Богу, что ему ничего не остается кромѣ покаянія.



Кому не извѣстно, братіе, всеобщее развращеніе нравовъ, господствовавшее между іудеями и язычниками въ то время, когда явился Сынъ Божій для очищенія грѣховъ міра? И однако же міръ никогда не былъ такъ надмененъ своею правдою, какъ въ это время. Вотще Іоаннъ Креститель проповѣдывалъ и словомъ и жизнію покаяніе; вотще Самъ Спаситель взывалъ: покайтеся! Міръ не признавалъ своихъ грѣховъ: развращенные фарисеи продолжали почитать свое лицемѣріе истинною набожностію; буйные саддукеи продолжали въ своемъ вольномысліи находить мудрость. По суду міра, всѣ клевреты его были святы; напротивъ, Іисусъ Христосъ, обличавшій міръ, вмѣняемъ былъ со беззаконными. Наконецъ, вмѣсто покаянія, міръ началъ преслѣдовать своего Обличителя, — и, въ довершеніе своихъ преступленій, вознесъ Его на крестъ!

Послѣ сего, казалось, ничто уже не могло привести міръ къ покаянію. Но, се грядетъ Духъ Обличитель, — и все пріемлетъ новый видъ. Едва Петръ, по сошествіи огненныхъ языкъ, произнесъ нѣсколько словъ въ обличеніе, и три тысячи душъ признаютъ себя грѣшными, требуютъ крещенія (Дѣян. 2, 41)! Черезъ нѣсколько дней то же самое чудо повторяется еще надъ пятію тысячами душъ (Дѣян. 4, 4). Чудесно обличенные во грѣхѣ дѣлаются въ свою чреду чрезвычайными обличителями другихъ; тамъ и здѣсь образуются сонмы проповѣдниковъ покаянія: — и, въ нѣсколько лѣтъ, совершается то, чего нельзя было ожидать отъ цѣлыхъ столѣтій.

Какое умилительное зрѣлище началъ представлять весь тогдашній міръ! Вотъ слово покаянія приходитъ въ Римъ, является при дворѣ кесарей, возвѣщается въ слухъ боговъ земныхъ. Какихъ ожидать тутъ плодовъ покаянія? Но для всемогущаго Обличителя нѣтъ преградъ: нѣсколько исполненныхъ духа и силы бесѣдъ о покаяніи, — и среди чертоговъ Домиціана и Нерона, — тамъ, гдѣ былъ самый престолъ сатаны, невидимо образуется общество людей, кои подъ багряницею и златомъ сокрываютъ крестъ и нищету евангель/с. 387/скую! Вотъ слово смиренія и вѣры достигаетъ Греціи, — туда, гдѣ было столько же идоловъ, сколько философовъ, и столько философовъ, сколько страстей; мудрецы міра въ первый разъ слышатъ, что они грѣшны, не вѣрятъ, сомнѣваются; но сила слова крестнаго, оставляя безъ вниманія ихъ умъ, поражаетъ сердце, — и, вмѣсто алтаря невѣдомому Богу, вскорѣ воздвигается алтарь вѣдомому Искупителю! Наконецъ, слово Евангелія не вмѣщается уже въ предѣлахъ Рима, достигаетъ туда, куда не могло проникнуть оружіе побѣдителей свѣта, — воинственный парѳянинъ, дикій скиѳъ слышатъ обличеніе, слышатъ и каются; многіе изъ нихъ еще не знаютъ, чтó такое законъ, и однако же, обличаемые вѣрою, признаютъ себя беззаконными. Духъ умиленія, провидѣнный пророкомъ, изливается на всю землю: и милліоны человѣкъ начинаютъ плакать о томъ, чтó случилось въ Іудеѣ. Народы, что съ вами? вы не были въ Іудеѣ, вы не распинали Христа, вы приняли Его отверженнаго: для чего же вамъ скорбѣть о смерти Его? развѣ это вашъ грѣхъ? — «Нашъ, отвѣчаютъ цѣлые племена и языки. Онъ грѣхи наши носитъ и о насъ болѣзнуетъ; наказаніе міра нашего на Немъ, язвою Его мы вси исцѣлѣхомъ (Исаіи 53, 4-5)».

Такъ совершилось обличеніе Святаго Духа надъ міромъ языческимъ! О, если бы оно и окончилось вмѣстѣ съ древнимъ язычествомъ! Если бы христіане своими грѣхами не понудили Святаго Духа начать новое обличеніе! — Міръ христіанскій продолжаетъ въ себѣ грѣхи міра языческаго, и Духъ Божій продолжаетъ надъ нимъ обличеніе, уготованное язычникамъ.

И во-первыхъ, Божественный Обличитель отъ времени до времени воздвигаетъ особенныхъ ревнителей благочестія, кои, какъ бы движимые нѣкою тайною силою, проповѣдуютъ современникамъ своимъ покаяніе. Каждый вѣкъ имѣетъ ихъ, каждая страна видитъ и слышитъ ихъ. Житіе сихъ людей бываетъ зерцаломъ, въ коемъ еще яснѣе, нежели въ словахъ ихъ, представляются несовершенства міролюбцевъ. И не оттого ли міръ всегда преслѣдовалъ людей, истинно благочестивыхъ, что жизнь ихъ, по выраженію святаго писателя, составляетъ для него — мученіе.

Для грѣшниковъ, не видящихъ или не слушающихъ одушевленныхъ обличителей, Духъ Святый поставилъ не/с. 388/одушевленнаго обличителя, который однако же можетъ сообщать жизнь мертвымъ грѣхами. Это — слово Божіе. Дайте его кому угодно, — магометанину, язычнику, іудею, — онъ можетъ не повѣрить его Божественности; но прочитавъ скажетъ, что не исполнилъ всего, въ немъ написаннаго, признаетъ себя грѣшнымъ. Какой фарисей могъ устоять когда-либо предъ обличеніемъ евангельскимъ? Какой саддукей не трепеталъ угрозъ, въ немъ содержащихся? — И слабый пастырь Церкви, не право правящій слово истины, не радящій о своемъ стадѣ; и корыстолюбивый судія, вмѣсто правды взирающій на лица судимыхъ; и звѣронравный властелинъ, живущій притѣсненіемъ и слезами подчиненныхъ; и лукавый рабъ, не радящій о пользѣ и чести своего владыки; кратко, всякій грѣшникъ ясно видитъ въ словѣ Божіемъ свой грѣхъ. И все это производитъ одна, такъ сказатѣ, буква Евангелія, предназначенная обличать грубыхъ грѣшниковъ. Духъ евангельскаго ученія еще обличительнѣе: самые праведники, «проникая въ него, всегда находили въ себѣ новые недостатки, такъ что съ возрастаніемъ человѣка въ добродѣтели, какъ бы возрастаетъ въ требованіяхъ своихъ самое Евангеліе.

Наконецъ и тѣ, кои не могутъ читать или слышать слова Божія, не лишены обличителя. Вмѣсто его служатъ таинства Церкви. О, вы, кои безразсудно отвергаете или унижаете сіи органы благодати Божіей, — научитесь лучше видѣть въ нихъ премудрость Божію и благо человѣчества! Скажите, какъ внушить цѣлымъ народамъ ту великую истину, что человѣкъ грѣшенъ по естеству, и потому непрестанно имѣетъ нужду въ покаяніи? — Въ христіанствѣ важная истина сія и многія другія внушаются, такъ сказать, сами собою — посредствомъ таинствъ. При входѣ каждаго человѣка въ міръ, Церковь объявляетъ въ крещеніи, — что онъ грѣшенъ; при исходѣ изъ міра повторяетъ въ елеосвященіи, — что онъ грѣшенъ. Въ продолженіе жизни, нѣсколько разъ призываетъ каждаго къ судилищу покаянія и говоритъ: ты грѣшенъ! — Чудное зрѣлище! — Царь и послѣдній рабъ, мудрецъ и простолюдинъ повергаются при подножіи Распятаго, и въ слухъ подобнаго человѣка исповѣдуютъ грѣхи свои! Кто заставилъ милліоны людей быть столь откровенными и препобѣдить естественную скрытность? — Только одинъ /с. 389/ Духъ Божій могъ такъ обличить міръ о грѣхѣ, что признаніе грѣха обратилось во всенародную обязанность.

Что сказать о внутреннихъ обличеніяхъ Святаго Духа въ совѣсти грѣшниковъ? — Кто изъ насъ не слышалъ когда-либо сего обличенія? Кто не давалъ самъ себѣ обѣта исправить свою жизнь? Кто не сожалѣлъ многократно, что не исполнилъ сего обѣта? По крайней мѣрѣ Обличитель исполнилъ Свое дѣло. Онъ принялъ на Себя долгъ обличить наши грѣхи, и обличилъ ихъ: никто изъ насъ не можетъ сказать, что онъ безгрѣшенъ. Сего довольно уже для славы Обличителя и нашего спасенія. Было время, когда цѣлый міръ грѣшилъ, а не зналъ, что онъ грѣшникъ! Грѣхъ же не вмѣняшеся, не сущу закону (Римл. 5, 13).

Вторый предметъ обличенія Святаго Духа есть невѣріе міра правдѣ. И о правдѣ, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене.

Обличаемый во грѣхѣ, міръ всегда находилъ гибельную отраду въ томъ, чтобы отвергать или сокрывать правду Божію (Римл. 1, 18). Такъ поступилъ онъ и съ Правдою Ѵпостасною, когда она явилась на землѣ въ лицѣ Сына Божія. Ни чистота ученія, ни святость Божественнаго Учителя, ни чудеса, Имъ совершаемыя, — ничто не могло убѣдить рода строптиваго и грѣшнаго въ томъ, что ему возвѣщаются глаголы живота вѣчнаго. Когда же Провозвѣстникъ истины, по высочайшимъ, но для міра невѣдомымъ причинамъ, благоволилъ взыти на крестъ и потомъ сокрыться навсегда отъ взора человѣческаго: то злобный міръ почелъ это рѣшительнымъ доказательствомъ, что Его дѣло не отъ Бога, что религія, Имъ возвѣщенная, есть изобрѣтеніе человѣческое. Самое воскресеніе Спасителя не образумило упорныхъ враговъ истины и подало поводъ, какъ извѣстно, къ послѣднему отчаянному покушенію — затмить правду Божію клеветою (Матѳ. 28, 13).

Кто могъ ожидать, что изъ сихъ же самыхъ людей, кои съ такимъ упорствомъ гнали истину, вскорѣ многіе содѣлаются ея защитниками, и съ радостію проліютъ за нее кровь свою? Но гдѣ дѣйствуетъ Богъ, тамъ нѣтъ ничего невозможнаго. Приходитъ Обличитель, — и Савлы начинаютъ проповѣдывать Евангеліе.

Міръ сомнѣвался въ правдѣ лица Іисусова: Духъ Святый /с. 390/ показалъ несправедливость сего сомнѣнія самымъ Своимъ нисшествіемъ. Всякій долженъ былъ признать, что если бы Спаситель не былъ тѣмъ, чѣмъ Онъ назвалъ Себя, то Богъ не послалъ бы въ Его имя Утѣшителя, а Утѣшитель не сталъ бы дѣйствовать къ Его славѣ. Міръ не вѣрилъ истинѣ ученія Іисусова: Духъ Святый внушилъ Апостоламъ изъяснить сіе ученіе такъ, что самый недовѣрчивый разумъ, когда началъ судить безпристрастно, не могъ не признать въ немъ величайшей премудрости. Міръ почиталъ излишними и чрезмѣру строгими правила нравственности евангельской: Духъ Святый показалъ на опытѣ, что правда вѣры не только безконечно выше законной праведности, но и несравненно пріятнѣе и легче для тѣхъ, кои имѣютъ оную. Міръ отвергалъ обѣтованія Іисуса Христа: Духъ Святый показалъ непреложность ихъ исполненіемъ всѣхъ древнихъ пророчествъ о духовномъ царствѣ Мессіи и преподаваніемъ вѣрующимъ въ Іисуса Христа необыкновенныхъ даровъ духовныхъ. Наконецъ, сила чудесъ и различныя откровенія, сообщаемыя Духомъ Святымъ проповѣдникамъ Евангелія, содѣлали то, что самые упорные враги истины не находили болѣе предлоговъ къ невѣрію. Тщетно обличаемый міръ напрягалъ въ лицѣ языческихъ философовъ послѣднія усилія свои противъ вѣры христіанской; напрасно Цельсы, Порфиріи, Пероклы истощались въ возраженіяхъ — то низводя христіанство до своего язычества, то возводя язычество къ христіанству: не прошло трехъ столѣтій, — и сочиненія ихъ забыты, уничтожены, а Евангеліе Іисуса Христа содѣлалось учебною книгою цѣлаго рода человѣческаго. Обличитель началъ и совершилъ Свое дѣло!

Совершилъ, братіе, но не окончилъ! — Увы, какъ бы по нѣкоей гибельной необходимости, надлежало, чтобъ и въ христіанствѣ повторилось все то, что обезображивало міръ языческій; чтобы изъ среды христіанъ явились люди, кои съ языческимъ безстыдствомъ отверзаютъ уста, изощряютъ перо свое противъ правды Божіей и Евангелія! И какой вѣкъ не видѣлъ сихъ жалкихъ людей? Какая страна не страдала отъ нихъ? Давно ли цѣлыя царства потрясаемы были разрушительнымъ вихремъ невѣрія, и алтарямъ угрожало то же превращеніе, что и престоламъ? Слово Божіе, въ предостереженіе вѣрующихъ, даже рѣшительно гово/с. 391/ритъ, что и съ продолженіемъ бытія міра, не уменьшится, а увеличится невѣріе; что, предъ самымъ концемъ его, противникъ Бога, вѣдый, яко время мало имать (Апок. 12, 12), воздвигнетъ новыхъ лжепророковъ и лжехристовъ и покусится уничтожить самое имя христіанъ.

При сей горестной увѣренности, не отрадно ли, братіе, вѣдать, что міръ, всегда враждующій противъ правды Божіей, явленной въ христіанствѣ, какъ всегда находилъ, такъ и всегда будетъ находить Обличителя своего нечестія въ Самомъ Духѣ истины; что святая вѣра, съ коею неразрывно соединено вѣчное блаженство наше, предоставлена не защитѣ слабыхъ людей, а храненію Его — Всемогущаго? Нѣтъ! Всевѣдущій провидѣлъ нашу невѣрность и слабость въ храненіи истинъ Откровенія, провидѣлъ, что мы, подобно древнимъ израильтянамъ, предали бы врагамъ нашимъ ковчегъ Новаго Завѣта; и потому ввѣрилъ его уже не сынамъ Левіинымъ, а Своему Всесвятому Духу. Хотите ли видѣть, какъ сей великій Обличитель совершаетъ Свое дѣло и защищаетъ правду вѣры и Евангелія, ввѣренную Его храненію? — Вникните въ исторію Церкви, — и она покажетъ вамъ сіе, покажетъ, какъ во всѣ времена являлись люди для защиты истины, какъ торжество невѣрія всегда обращалось къ его посрамленію, какъ самыя отчянныя усилія противу Церкви Христовой разрѣшались въ ничто. Послѣ сего пусть новые враги истины истощаются въ клеветахъ на вѣру: этимъ докажется только, что они, издревле предуставлены на осужденіе (Іуд. 4) и погибель: маловѣрные будутъ соблазнены, но залогъ вѣры останется неприкосновеннымъ. Пусть настаютъ и тѣ несчастныя времена, когда самые служители слова, колеблемые страхомъ или выгодою, измѣняютъ истинѣ; для вѣры не страшна и сія измѣна: Духъ Святый найдетъ ей защитниковъ; Онъ сотворитъ ихъ, если то будетъ нужно. Явятся новые Апостолы и, воодушевленные Духомъ истины, съ радостію изыдутъ на брань противу царства тьмы. Непрестанно измѣняющимся мнѣніямъ міра они противопоставятъ постоянную неизмѣнность вѣры евангельской; многообразныя заблужденія его заставятъ сокрушиться о единство исповѣданія Апостольскаго; нечестивыя правила его посрамятся святостію нравственности христіанской. Такимъ образомъ, когда роды и виды /с. 392/ нечестія будутъ, подобно тѣнямъ, приходить и преходить, возрастать и умаляться, по направленію свѣта вѣры, единая, святая, соборная, Апостольская Церковь будетъ стоять неподвижно на краеугольномъ камени, имущи печать сію: позна Господь сущія Своя! (2 Тим. 2, 19).

Третій и послѣдній предметъ обличеній Святаго Духа есть судъ міра. И о судѣ, яко князь міра осужденъ есть.

Памятуете ли, братіе, какой судъ произнесъ міръ, когда Сынъ Божій явился въ немъ, дабы разрушить дѣла діавола? Того, Который жилъ и умеръ для истины и славы Божіей, онъ назвалъ сообщникомъ князя тьмы: о веельзевулѣ изгонитъ бѣсы (Матѳ. 12, 24); а себя и свою область грѣха представилъ въ видѣ царства Божія, угрожаемаго опасностію со стороны Іисуса Христа. То-есть, свѣтъ названъ былъ тьмою, а тьма — свѣтомъ, адъ — небомъ, а небо — адомъ! Можетъ ли быть большее превращеніе истины и суда, — неправда, тягчайшая сей неправды? О, Душе истины, поспѣши обличить сей беззаконный судъ міра; дай ему почувствовать нелицепріятность Твоего суда; яви предъ лицемъ вселенныя что все, еже въ мірѣ, похоть плотская, похоть очесъ и гордость житейская, нѣсть отъ Отца (1 Іоан. 2, 16), но отъ князя міра — діавола!

Но какъ совершить это обличеніе? Для сего надлежало бы дать міролюбцамъ на опытѣ познать тяжесть суда, ихъ ожидающаго, заставить ихъ теперь еще извѣдать, что не одинъ конецъ благому и злому, жрущему и не жрущему (Еккл. 9, 2). Но Духъ Святый, подобно Сыну Божію, низведшему Его заслугами Своими, приходитъ не погублять и наказывать, а исправить и спасти міръ. — Что же? беззаконный судъ міра останется безъ обличенія? Нѣтъ, человѣколюбивый Обличитель находитъ средство совершить Свое дѣло; Онъ обличаетъ міролюбцевъ, но не въ собственномъ лицѣ ихъ, — дабы дать обличаемымъ время къ покаянію, — а въ начальникѣ ихъ и главѣ, коему они подражаютъ и служатъ, — въ діаволѣ: и о судѣ, яко князь міра сего осужденъ есть.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, развращеннымъ фарисеямъ, видѣвшимъ первыя дѣянія Іисуса Христа, еще можно было говорить, что они совершаются не о Духѣ Божіемъ, а о веельзевулѣ. Но можно ли было поддерживать сію клевету /с. 393/ послѣ того, какъ христіанство начало распространяться и всюду низвергать идоловъ и ложныхъ боговъ? Тогда всѣ по необходимости увидѣли, что Сынъ Божій дѣйствительно пришелъ для того, чтобы разрушить дѣла діавола. Какихъ потерь, какого посрамленія не претерпѣлъ сей врагъ Бога и людей? Изгнанный благодатію Святаго Духа изъ сердецъ, онъ торжественно изгнанъ потомъ изъ идоловъ, кои, съ распространеніемъ христіанства, всѣ умолкли, — изъ храмовъ и капищъ, кои или разрушены, или превращены въ храмы Бога истиннаго. Наконецъ, какъ бы въ болѣе видимое и частное доказательство невидимой всеобщей побѣды Іисуса Христа надъ діаволомъ. — Духъ Святый сообщалъ каждому изъ первенствующихъ христіанъ власть изгонять бѣсовъ однимъ словомъ. Даже одно имя Іисуса, произнесенное кѣмъ бы то ни было, изгоняло иногда діавола. Такъ сей, могущественный прежде, врагъ сдѣлался тогда слабъ и ничтоженъ! Онъ, по выраженію одного отца Церкви, былъ тогда похожъ на мертвую змѣю безъ жала, которую отдаютъ для забавы дѣтямъ.

Такое всенародное посрамленіе діавола для защитниковъ христіанства служило всенароднымъ доказательствомъ божественности вѣры христіанской. «Ваши Пиѳіи, — говорили они въ слухъ сената и народа римскаго, — умолкли, вашъ Аполлонъ онѣмѣлъ. Отчего? — Оттого, что они говорили не сами, что въ нихъ жилъ діаволъ. Онъ изгнанъ Іисусомъ Христомъ, и вотъ вы лишились своихъ боговъ; да вѣдаете, что нѣтъ другаго Бога, кромѣ Того, Коему поклоняются христіане». Въ самомъ дѣлѣ, какъ ни злобенъ и ожесточенъ былъ противъ христіанства древній міръ, но, съ продолженіемъ времени, выразумѣлъ совершенно, что разрушеніе идоловъ и всего идольскаго есть лучшая похвала христіанству. Вскорѣ самые грубые язычники начали презирать тѣхъ истукановъ, кои не могли защитить себя противъ невидимой силы Креста.

Но, видя посрамленіе діавола, міръ долженъ былъ уразумѣть въ семъ посрамленіи нѣчто большее и важнѣйшее. Въ осужденіи князя міра заключается осужденіе самаго міра, въ ужасной судьбѣ владыки тьмы изображена однажды и навсегда будущая участь всей области тьмы. И о судѣ, яко князь міра осужденъ есть.

Такъ, люди, преданные міру и плоти, — къ какому бы времени и странѣ вы ни принадлежали, — знайте, что Духъ /с. 394/ Святый, по человѣколюбію Своему, благоволитъ обличать васъ снова о грѣхѣ и правдѣ; но не ожидайте новаго обличенія о судѣ: Онъ единожды и навсегда показалъ вамъ вашу будущую участь въ главѣ вашей — князѣ міра.

Вы, кои не знаете, или не хотите знать, что будетъ съ грѣшниками за гробомъ, кои сомнѣваетесь въ правдѣ Божіей и бытіи мукъ, воззрите на главу свою — князя міра, и научитесь отъ него истинѣ. Чему вы не вѣрите, то самое онъ уже терпитъ, симъ самымъ показуя вамъ, что и вы будете терпѣть то же, если не обратитесь отъ невѣрія.

Вы, устные христіане, кои думаете, что для спасенія достаточно вѣровать, какъ отцы вѣровали, и не творить правды отеческой, не исполнять закона любви, — слышите обличеніе: князь міра осужденъ! И онъ вѣруетъ, что Богъ есть, лучше васъ знаетъ истины, коимъ противится, хитрѣе васъ умѣетъ преображаться въ Ангела свѣтла; но, поелику не имѣетъ любви, осужденъ!

Вы, мнимые человѣколюбцы, кои вопіете, что милосердіе Творца безпредѣльно, что Онъ не можетъ предать огню вѣчному ни одного грѣшника, слышите обличеніе: князь міра осужденъ! Благодать Божія, равная ко всѣмъ, не пощадила гордаго; высокое достоинство его въ ряду тварей — онъ былъ Архангелъ — не воспрепятствовало подвергнуть его казни вѣчной.

Вы, кои не можете понять, какимъ образомъ существо разумное будетъ вѣчно терзаться муками и никогда не раскается, не прибѣгнетъ къ милосердію наказующаго, — воззрите на князя міра, и изъ его упорства и ожесточенія познайте, что для нравственныхъ существъ есть нѣкая страшная крайность грѣха, за которую, прешедъ, не возвращаются.

Подобно ему и каждый грѣшникъ можетъ и долженъ видѣть свой судъ и наказаніе въ князѣ міра. Въ главѣ осуждается все тѣло; въ лицѣ владыки проклята вся область тьмы. И не оттого ли, между прочимъ, братіе, міръ съ такою заботливостію всегда возставалъ противъ ученія о бытіи діавола? Несчастный, онъ чувствуетъ, что судьба духа злобы тѣсно соединена съ его собственною судьбою, — и вотъ источникъ его невѣрія! Заступаясь за діавола, онъ защищаетъ самъ себя. И о судѣ, яко князь міра осужденъ есть.

/с. 395/ Такъ совершилось и совершается обличеніе Святаго Духа надъ міромъ! — Міръ обличается во грѣхѣ, имъ непризнаваемомъ, въ правдѣ, имъ отвергаемой, въ судѣ, имъ превращаемомъ. Обличеніе сіе, начавшись въ Эдемѣ, окончится на Сіонѣ. Оно объемлетъ собою всѣ вѣка и всѣ народы. Виды его столь же безчисленны, сколь безчисленны пути премудрости и всемогущества Божія. Вся исторія Церкви, даже вся исторія рода человѣческаго есть исторія сего обличенія. И кто рѣшится съ сей стороны и въ семъ духѣ взирать на всѣ событія, тотъ непрестанно будетъ находить новыя причины благоговѣть предъ дѣйствіями Духа Обличителя, Который не оставляетъ ни одного средства къ обращенію грѣшнаго рода человѣческаго изъ тьмы въ свѣтъ, изъ области сатаны къ Богу.



Время спросить теперь: что же дѣлаетъ міръ изъ обличенія Святаго Духа? Что дѣлаютъ люди? Что сдѣлали изъ онаго мы съ тобою, слушатель? Какъ пользуемся мы симъ обличеніемъ? Всегда ли внимаемъ ему, всегда ли слышимъ его? Помнимъ ли, по крайней мѣрѣ, что у насъ есть Обличитель? Нынѣ, взывалъ Спаситель, предвозвѣщая пришествіе Обличителя, нынѣ судъ міру (Іоан. 12, 31). Не тѣмъ ли паче, братіе, должно сказать, что нынѣ, по пришествіи Обличителя, что нынѣ судъ міру нашему? Чего недостаетъ къ суду? Судія, Богъ всемогущій, здѣсь; Искупитель, пролившій за насъ кровь Свою, здѣсь; свидѣтель, совѣсть наша, здѣсь. И такъ нынѣ, теперь, судъ міру нашему, — не тому, который внѣ насъ, но который въ насъ, — въ нашей душѣ, міру нашихъ мыслей, желаній, страстей. Что мы речемъ съ тобою, слушатель, на судѣ семъ? Что сдѣлали мы изъ любви Бога Отца, изъ благодати Іисуса Христа, изъ причастія Святаго Духа? — Скажемъ ли, что мы признаемъ себя грѣшными: но гдѣ плоды покаянія? — Скажемъ ли, что вѣруемъ во Евангеліе: но гдѣ плоды вѣры? Скажемъ ли, что отрицаемся князя тьмы и всего служенія его: но для чего же остаемся въ области тьмы, для чего творимъ дѣла тьмы? — Что болѣе должно быть уважено на судѣ: слова, или дѣла наши; мнимая вѣра, или дѣятельное невѣріе? Древній міръ былъ обличенъ и судимъ за то, что враждовалъ противъ вѣры христіанской; спрашивается, рѣшена ли и въ нашемъ сердцѣ побѣда христіанства надъ міромъ? Пали ли въ немъ идолы? /с. 396/ умолкъ ли шумъ страстей? Произошла ли въ немъ та спасительная перемѣна мыслей и чувствъ, то новое рожденіе, безъ котораго не возможно видѣть царствія Божія (Іоан. 3, 3), безъ коего имя христіанина есть праздное титло? — Ахъ, если мы, обнося имя Христово въ устахъ, помрачаемъ его своею жизнію; если, отрекаясь врага Его на словахъ, подражаемъ ему въ дѣлахъ нашихъ: то нынѣ не токмо судъ, но и осужденіе міру нашему. Лучше бы намъ ничего не знать о Искупителѣ, нежели, познавъ, не исполнять того, что Имъ заповѣдано; лучше бы намъ быть внѣ царства благодати и творить дѣла правды естественной, нежели, пріявъ благодать Святаго Духа, вести жизнь мытарей и язычниковъ. Обличитель оправдится въ словесѣхъ Своихъ: Онъ все содѣлалъ для нашего вразумленія; и посему побѣдитъ, внегда судити насъ (Псал. 50, 6). Но чего будетъ стоить тогда Его побѣда намъ? — Нынѣ Онъ побѣждаетъ насъ для насъ; тогда побѣдитъ насъ для Себя; нынѣ Его побѣда есть вѣчное наше спасеніе; тогда она составитъ наше вѣчное осужденіе. Итакъ, нынѣ, пока есть время, не ожесточимъ сердецъ нашихъ (Евр. 3, 15); приложимъ слухъ нашего сердца къ обличенію Святаго Духа и потщимся предать себя Его водительству. Потщимся (Евр. 4, 11); ибо, при всемъ долготерпѣніи Своемъ, Обличитель не оставляетъ ненаказаннымъ упорства и нерадѣнія; долго обличаетъ съ кротостію, но когда обличаемые злоупотребляютъ Его милостію, то кротость премѣняется въ строгость. Когда же грѣшники и послѣ сего продолжаютъ упорствовать во грѣхахъ, то обличеніе Святаго Духа, по выраженію пророка, превращается въ нѣкое враждованіе противу нихъ. Прежде они уклонялись отъ Обличителя, послѣ Онъ уклоняется отъ нихъ; прежде они противились Ему, послѣ Онъ Самъ, повидимому, ставитъ имъ преграды, не благословляетъ самыхъ похвальныхъ начинаній, да научатся не злоупотреблять дарами Его. Наконецъ, когда и сіе послѣднее средство останется безъ плода, то Духъ Святый — оставляетъ грѣшника самому себѣ. Знаете ли же, братіе, что значитъ быть оставлену Святымъ Духомъ?... — Не дай Богъ, чтобы кто-либо изъ насъ позналъ это на самомъ дѣлѣ! — Итакъ, доколѣ есть время, предадимъ себя водительству Святаго Духа и воспользуемся Его спасительнымъ обличеніемъ.

/с. 397/ Обличителю, Душе истины, мы столь же мало способны сами по себѣ воспользоваться обличеніемъ Твоимъ, сколь мало достойны утѣшенія Твоего! Ты убо Самъ, о Всеблагій, пріиди и вселися въ насъ, и обличи насъ, и, обличивъ, очисти отъ всякія скверны, и тако спаси души наши! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 384-397.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.