Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Сошествія Святаго Духа.

И явишася имъ (Апостоламъ) раздѣлени языцы яко огненни: сѣде же на единомъ коемждо ихъ (Дѣян. 2, 3).

Итакъ, вотъ то божественное крещеніе Духомъ и огнемъ (Лук. 3, 16), коимъ такъ видимо и торжественно должны были креститься первые проповѣдники и ученики Евангелія! Вотъ тотъ священный огнь (Лук. 12, 49), который Спаситель пришелъ низвесть на землю, и въ отношеніи къ коему Онъ столь сильно желалъ, чтобы онъ возгорѣлся! Такъ, онъ возгорится! Изъ уединенной горницы Сіонской онъ проникнетъ въ шумныя синагоги первосвященниковъ іудейскихъ, /с. 375/ въ пышные чертоги кесарей римскихъ, въ гордые портики философовъ, въ забытыя хижины земледѣльцевъ; озаритъ безобразіе идоловъ, истнитъ храмы ложныхъ боговъ, обниметъ собою все человѣчество и, по выраженію Пророка, будетъ разварять и очищать его, яко сребро и яко злато, доколѣ всѣхъ нечистыхъ потомковъ Адама не преліетъ (Мал. 3, 3) въ чистый образъ Божій.

Но по тому самому, братіе, божественный огнь, который почилъ нынѣ на Апостолахъ, долженъ пламенѣть въ нашихъ сердцахъ. Мы не можемъ, подобно онымъ ученикамъ Іоанновымъ, сказать: ниже, аще Духъ Святый есть, слышахомъ (Дѣян. 19, 2). Нѣтъ, мы всѣ не только слышали о Немъ, но и пріяли Его, и когда пріяли? почти вмѣстѣ съ жизнію. Правда, храмина, въ коей Церковь устами служителя призывала при крещеніи на насъ Духа Святаго, не исполнялась бурнаго дыханія; надъ нами не видно было огненныхъ языкъ; мы не были, подобно Апостоламъ, предметомъ удивленія для окружающихъ насъ, но слово Божіе увѣряетъ — и можно ли желать большаго увѣренія? — оно увѣряетъ, что мы тогда омылись, освятились и оправдалисъ Духомъ Бога нашего (1 Кор. 6, 11); что съ сего блаженнаго времени Духъ Божій живетъ въ насъ, какъ залогъ нашего оправданія, какъ руководитель къ вѣчному блаженству.

Но, братіе, Пресвятый Духъ Сей, хотя есть Духъ силы и славы, можетъ быть нами оскорбляемъ, даже можетъ быть совершенно угашенъ въ насъ. Итакъ, сохраняемъ ли мы драгоцѣнный залогъ Духа Святаго, въ насъ живущаго (2 Тим. 1, 6)? Не угасили ли божественнаго свѣта Его преступнымъ небреженіемъ о Немъ? Изгоняемый нечистою совѣстію, не уступилъ ли Онъ въ нашемъ сердцѣ мѣста тлетворному духу міра? — Вопросы эти всегда должны быть важны для христіанина, но наипаче они должны занять насъ въ сіи дни, посвященные прославленію Духа Божія, ибо съ разрѣшеніемъ ихъ каждый изъ насъ можетъ и долженъ узнать, не только достойно ли онъ празднуетъ сошествіе Утѣшителя, но и достойно ли носитъ имя христіанина, потому что кто Духа Христова не имать, сей, по слову Апостола, нѣсть Его (Рим. 8, 9), тотъ не христіанинъ!

Дабы пріуготовить совѣсть нашу къ отвѣту на сіи важные вопросы, замѣтимъ, братіе, при свѣтѣ слова Божія, нѣкото/с. 376/рые слѣды Духа Святаго въ сердцѣ вѣрующаго, и приложимъ эти замѣчанія къ самимъ себѣ.

Слово Божіе открываетъ намъ, что въ возстановленіи падшаго естества человѣческаго дѣйствуютъ всѣ три Лица Пресвятыя Троицы; но оно же научаетъ, что великое дѣло сіе нѣкоторымъ образомъ какъ бы раздѣлено между Ними. Богу Отцу усвояетъ оно верховное распоряженіе дѣломъ нашего спасенія, — посланіе на землю Сына и Духа Святаго; Богу Сыну — искупленіе человѣка отъ наказанія за грѣхи; Богу же Духу Святому — освященіе грѣшнаго рода человѣческаго. Частныя дѣйствія и дары сего великаго Освятителя безчисленны. Слово Божіе показываетъ намъ только главнѣйшіе изъ нихъ, какъ бы нарочно предоставляя каждому испытывать прочіе собственнымъ опытомъ. А именно, Духъ Святый, какъ Духъ истины, просвѣщаетъ умъ вѣрующаго: наставитъ вы на всякую истину (Іоан. 16, 13); какъ Духъ святости, очищаетъ сердце отъ скверны грѣховъ: имате креститися Духомъ Святымъ (Дѣян. 1, 5); какъ Духъ силы, одушевляетъ къ препобѣжденію всѣхъ препятствій и трудностей: облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49); какъ Духъ благодати и щедротъ, исполняетъ небеснымъ утѣшеніемъ душу: Утѣшитель — Иже отъ Отца исходитъ (Іоан. 15, 29).

I. Итакъ, первый плодъ присутствія въ человѣкѣ Духа Божія есть истинное просвѣщеніе. — Какъ слабы и медленны были умомъ Апостолы, доколѣ не пріяли Святаго Духа! Высокое ученіе Спасителя большею частію не вмѣщалось въ ихъ понятіи; величественныя обѣтованія Его не приносили имъ утѣшенія; чистота Его нравственности казалась непостижимою; самыя простыя притчи нерѣдко приводили ихъ въ недоумѣніе. Но едва только сошелъ на нихъ Духъ истины, исчезли всѣ предразсудки, исполнявшіе ихъ умъ; въ Его свѣтѣ они узрѣли все въ настоящемъ видѣ, увидѣли, что надлежало совершить ихъ Учителю, и что остается содѣлать имъ. Великая тайна искупленія раскрылась предъ ними во всей полнотѣ и величіи; они не требовали болѣе, да кто учитъ ихъ, — сами содѣлались учителями всего рода человѣческаго.

Такъ бываетъ и со всякимъ, рожденнымъ отъ Духа (Іоан. 3, 8)! Онъ не имѣетъ той непогрѣшимости ума, чтобы слова и писанія его могли служить непреложнымъ правиломъ вѣры /с. 377/ и дѣятельности для другихъ, — ибо не всѣ Апостолы (1 Кор. 12, 29); въ немъ нѣтъ дара проникать во всѣ тайны Промысла, замѣчать взаимное отношеніе великихъ путей Божіихъ, обнимать созерцаніемъ будущую судьбу христіанства, — ибо не всѣ Пророки; онъ можетъ быть не способенъ преподавать наставленіе другимъ, — ибо не всѣ учители; даже можетъ быть не въ состояніи изъяснить того, что Духъ Святый совершаетъ въ его сердцѣ, — ибо не всѣ истолкователи (1 Кор. 12, 30); но онъ бываетъ и не можетъ не быть просвѣщенъ истинно. Никто тверже его не знаетъ безприкладныхъ совершенствъ естества божественнаго, Его присносущной силы, поддерживающей весь составъ міра, равно какъ и бытіе каждой твари, — Его превосходящей благости, которая не хочетъ погибели самаго презрѣннаго творенія и ожидаетъ обращенія самаго ожесточеннаго грѣшника, — Его неизслѣдимой премудрости, которая изъ величайшаго зла умѣетъ извлекать величайшее благо, въ самомъ тлѣніи насаждать жизнь. Никто вѣрнѣе его не видитъ бѣдности естества человѣческаго, — какъ грѣхъ путемъ рожденія приходитъ отъ Адама на всѣхъ потомковъ его, какъ въ сердцѣ человѣка по естеству не живетъ доброе (Рим. 7, 18), какъ похотъ, заченши, раждаетъ въ человѣкѣ грѣхъ, а грѣхъ производитъ смерть (Іак. 1, 15). Никто полнѣе его не разумѣетъ всей важности благодѣянія, оказаннаго роду человѣческому въ ниспосланіи ему Ходатая; никто болѣе его не убѣжденъ въ благотворности евангельскаго ученія, въ святости христіанскихъ таинствъ, въ суетѣ благъ земныхъ, въ будущемъ блаженствѣ праведныхъ и будущей погибели нераскаянныхъ грѣшниковъ. — И можетъ ли быть иначе? — Духъ Святый знаетъ все, самыя глубины Божія (1 Кор. 2, 10): оставитъ ли Онъ во мракѣ того, кто удостоивается быть Его храмомъ? — Нѣтъ, Онъ никогда не попуститъ ему прельщать себя празднымъ упованіемъ на милосердіе Творца и заслуги Ходатая, но обнаружитъ, что вѣра безъ дѣлъ мертва; никакъ не позволитъ ему имѣть ложныхъ понятій о служеніи Богу, ограничивать благочестія дѣлами внѣшней набожности, или заключать его въ одномъ безплодномъ созерцаніи ума; никакъ не потерпитъ, чтобы онъ заблуждался въ познаніи своихъ обязанностей, и называлъ доброе лукавымъ, а лукавое добрымъ, тьму свѣтомъ, и свѣтъ тьмою. Какъ Духъ /с. 378/ истины, Онъ наставитъ его на всякую, потребную для него, истину, и освободитъ отъ всякой, вредной для спасенія его, тьмы.

II. Духъ Святый очищаетъ сердце отъ скверны грѣха. Свѣтъ естественныхъ познаній бываетъ весьма блистателенъ, такъ что большею частію ослѣпляетъ человѣка — гордостію, но онъ никогда почти не согрѣваетъ и не исправляетъ сердца. Видятъ истину, но или премѣняютъ ее во лжу (Рим. 1, 25), или сокрываютъ въ неправдѣ: познаютъ преимущество жизни благочестивой, но довольствуются однимъ хладнымъ удивленіемъ подвижникамъ благочестія; проклинаютъ гибельныя слѣдствія жизни порочной, и между тѣмъ не престаютъ быть рабами страстей, плѣнниками грѣха. Не таковъ свѣтъ, сходящій отъ Отца свѣтовъ! Не такова премудрость, коей научаются въ училищѣ Духа Святаго! Гдѣ обитаетъ Сей пречистый Духъ, тамъ грѣхъ долженъ исчезнуть. Какъ бы ни было грубо и нечувствительно сердце, содѣлавшееся Его жилищемъ, Духъ Святый умягчитъ его до того, что оно все готово будетъ излиться въ слезахъ, излетѣть въ воздыханіяхъ; какъ бы ни было оно гордо и надменно, Духъ Святый смиритъ его и заставитъ повергнуться въ прахъ предъ Вседержителемъ; какъ бы ни были крѣпки и многочисленны узы, привязывающія его къ землѣ, когда Духъ вземлетъ его въ горняя, то оно, подобно орлу, воспаритъ надъ бездною суеты мірской. Что были Апостолы до сошествія на нихъ Духа Божія? Люди, расположенные къ добру, но плотскіе, коихъ умъ и сердце исполнены были мечтами о земномъ царствѣ Мессіи. Каждый изъ нихъ желалъ господствовать надъ другими, искалъ земной славы. Но огненное крещеніе Духа Божія совершенно переродило ихъ. Въ сердцѣ и на языкѣ ихъ не осталось ничего нечистаго. Они не упоминаютъ болѣе о земныхъ престолахъ и вѣнцахъ; проповѣдуютъ одну вѣру и покаяніе.

Такъ бываетъ и со всякимъ, рожденнымъ отъ Духа (Іоан. 3, 8)! Духъ Святый сообщаетъ новое, духовное направленіе всѣмъ силамъ и способностямъ человѣка. Сколько грѣхъ казался для него прежде прелестенъ, столько дѣлается отвратителенъ. Онъ ощущаетъ въ себѣ нѣкую святую необходимость удаляться его и любить добродѣтель. Прежде самыя духовныя занятія помрачаемы были нечистотою плот/с. 379/скихъ побужденій; теперь самыя обыкновенныя дѣла престаютъ быть плотскими, ибо Духъ Святый научаетъ совершать ихъ во славу Божію. — И ходящіе по духу иногда падаютъ, обремененные плотію, но слезы покаянія вскорѣ дѣлаютъ еще свѣтлѣе то мѣсто, которое очернено грѣхомъ; и они иногда опускаютъ случаи къ совершенію добра; но опущеніе сіе, при содѣйствіи благодати, само обращается въ обильнѣйшій источникъ благихъ мыслей и чувствованій.

III. Духъ Святый сообщаетъ духовную крѣпость и силы. Добродѣтель сама по себѣ предполагаетъ побѣду духа надъ чувственностію. Но какъ трудна побѣда сія въ человѣкѣ поврежденномъ, въ коемъ плоть по природѣ господствуетъ надъ духомъ, въ сердцѣ коего по естеству не живетъ доброе, а зло, и живетъ и дѣйствуетъ непрестанно и сильно! Здѣсь, — по выраженію одного святаго отца, — младенецъ долженъ сражаться съ исполиномъ, агнецъ долженъ побѣдить тигра, капля — угасить цѣлую пещь. Кто же подкрѣпитъ человѣка въ столь неравной борьбѣ съ грѣхомъ? Кто поможетъ ему вознестись надъ самимъ собою? Никто, кромѣ Духа Освятителя! — Но, съ Симъ Помощникомъ все возможно; подъ Его всемощнымъ, всесозидающимъ осѣненіемъ не изнеможетъ никакая благая мысль, не возвратится тощимъ въ сердце никакое святое желаніе. — Человѣкъ плотской бываетъ слабъ оттого, что онъ разсѣянъ по всему міру; оттого, что ограничиваетъ всѣ свои надежды и попеченія одною настоящею, непостоянною жизнію; оттого, что покушается содѣлать себя обладателемъ того, что никогда не должно принадлежать ему; оттого, наконецъ, что дѣйствуетъ не тѣмъ, что въ немъ есть мощнаго, но тѣмъ, что обнаруживаетъ его безсиліе и измѣняетъ ему. Духъ Святый уничтожаетъ всѣ сіи источники духовнаго безсилія, — сосредоточивая всю дѣятельность человѣка въ одномъ началѣ любви къ Богу и ближнему, обращая его къ снисканію того, что ему именно и предназначено, для чего онъ и сотворенъ, — заставляя его дѣйствовать высшими силами безсмертнаго духа его, — устремляя взоръ его въ вѣчность, недоступную никакому земному могуществу.

Какихъ опытовъ мужества и твердости не оказали Апостолы, когда, по обѣтованію Спасителя, облеклись силою свыше! Что можетъ равняться той неустрашимости, съ коею они возвѣщали Божество распятаго Іисуса вслухъ тѣхъ самыхъ /с. 380/ первосвященниковъ, кои вознесли Его на крестъ? Ихъ ничто уже не могло отлучить отъ возлюбленнаго ихъ Учителя, ни смерть, ни животъ, ни настоящая, ни грядущая (Рим. 8, 38). Между тѣмъ, что прежде не отлучало? Самый ревностный изъ нихъ отвергся Его три раза изъ опасенія рабыни.

IV. Духъ Святый исполняетъ утѣшеніемъ душу. Люди, преданные міру, обыкновенно смотрятъ съ нѣкоторымъ сожалѣніемъ на тѣхъ, кои, внявъ гласу благодати, удаляются забавъ и разсѣянія, и почитаютъ ихъ людьми жалкими, кои сами для себя изобрѣтаютъ мученія. «Несчастные, — восклицаетъ при семъ одинъ учитель Церкви, — несчастные, они видятъ крестъ, но не видятъ помазанія! Такъ, многи скорби праведнымъ, гораздо болѣе, нежели сколько видятъ, и даже воображаютъ міролюбцы! Между тѣмъ всѣ мірскія удовольствія никакъ не могутъ сравниться съ тою радостію и миромъ, коими Духъ Святый исполняетъ сердце вѣрующаго. Въ самомъ дѣлѣ, братіе, какая мысль отраднѣе той, что мы избавились мученій совѣсти, свергли съ себя тяжкое иго страстей, познали правоту путей Господнихъ и сладость добродѣтели, вышли изъ рода строптиваго и грѣшнаго? Но сія отрадная мысль есть всегдашній удѣлъ людей, ходящихъ по Духу. — Какое чувствованіе утѣшительнѣе того, что мы чада Божіи и наслѣдники Христу, что Отецъ небесный со всѣми Ангелами Своими веселится о нашемъ обращеніи къ Нему, что Онъ невидимо благословляетъ всѣ благія начинанія наши, уготовляетъ вѣнцы за всѣ подвиги наши, что въ насъ обитаетъ Самъ Духъ Святый? — Но сіе чувствованіе не можетъ не быть въ сердцѣ, освященномъ благодатію. Что же сказать о тѣхъ неизглаголанныхъ утѣшеніяхъ Духа Святаго, коихъ никтоже вѣсть, точію пріемляй? — «Удостоившіеся быть чадами Божіими и отъ Духа Святаго родившіеся, — говоритъ одинъ изъ великихъ подвижниковъ (Макарій Великій), — различными óбразами отъ Духа Святаго управляются. Иногда, какъ бы находясь на царской вечери радуются и веселятся радостію неизреченною: въ другое время они подобно невѣстѣ веселящейся о своемъ женихѣ; иногда они, бывъ въ тѣлѣ, бываютъ яко Ангели, безтѣлесни; иногда толикимъ радованіемъ и любовію воспламеняются, что если бы возможно было, они желали бы пріять всякаго въ свою утробу, не разсуждая, благъ ли онъ или золъ: иногда /с. 381/ являются яко мужъ, облеченный во всеоружіе царское и исшедый на брань; иногда въ великомъ безмолвіи и тишинѣ духа успокоются, погружаясь въ духовной сладости. Сіи дѣйствія, — продолжаетъ тотъ же святый отецъ, — бываютъ въ тѣхъ людяхъ въ самой высшей степени, кои уже близки къ совершенству: впрочемъ всякъ можетъ испытать, чѣмъ онъ питается, гдѣ живетъ и у кого пребываетъ, кто даетъ сердцу его пищу, Духъ Божій, или духъ міра?»

Если такъ, братіе, то испытаемъ и мы самихъ себя, дабы узнать, кому принадлежимъ мы. И во-первыхъ, посмотримъ, что дѣлается съ нашимъ умомъ? Померкли ли въ немъ блуждающіе огни плотскаго мудрованія, для коего премудрость слова крестнаго кажется буйствомъ, которое ослѣпляетъ человѣка гордостію до того, что онъ почитаетъ себя въ правѣ предписывать законы для самой премудрости Божіей. — Научился ли бѣдный умъ нашъ находить высочайшую премудрость въ томъ, чтобы всѣ свои естественныя познанія почитать потерею для познанія Господа Іисуса, которое все превосходитъ (Филип. 3, 8)? Вышли ли мы изъ естественнаго невѣдѣнія о самихъ себѣ, нашихъ обязанностяхъ, нашемъ предназначеніи и средствахъ къ достиженію онаго, о врагахъ, съ коими намъ должно сражаться, и о вѣнцахъ, на кои должно взирать, — изъ того невѣдѣнія, въ коемъ духъ міра нарочно держитъ своихъ плѣнниковъ, дабы они не увѣровали и не освободились отъ сѣтей его (2 Тим. 2, 26)? Живо ли представляемъ суету благъ мірскихъ, нечистоту и гнусность законопреступныхъ удовольствій, несчастное состояніе людей, порабощенныхъ плотію? Ясно ли видимъ всю глубину нашего поврежденія, всю безотвѣтность нашу предъ Богомъ, всю немощь естества нашего, проданнаго подъ грѣхъ?

Преобразовано ли Духомъ Святымъ наше сердце? Что служитъ основаніемъ нашей дѣятельности — любовь къ Богу, лизливаемая въ сердца наши Духомъ Святымъ, или любовь къ міру, вытекающая изъ студенца бездны (Апок. 9, 2)? Гдѣ образецъ, съ коимъ мы стараемся сообразовать жизнь свою, — въ Евангеліи, или на распутіяхъ міра; въ сонмѣ праведныхъ, на небесахъ написанныхъ (Евр. 12, 23), или въ толпѣ подобныхъ намъ грѣшниковъ? — Куда охотнѣе текутъ ноги наши — въ домы плача, или въ домы веселія; туда ли, гдѣ собираются во имя Іисуса Христа, или туда, гдѣ цар/с. 382/ствуетъ міръ съ его похотями? Какъ исполняемъ обязанности наши, такъ ли, какъ прилично рабамъ Христовымъ, въ простотѣ сердца и яко предъ Богомъ, или предъ очима точію работающе, яко человѣкоугодницы (Ефес. 6, 6)? Престали-ль воздыхать отъ нашего жестокосердія и гордости тѣ, коихъ обязанность или случай поставили въ зависимость отъ насъ? — Обильно ли текутъ слезы, когда мы обращаемъ взоры на грѣховную жизнь нашу? — Стараемся ли благими мѣрами возвратить на путь спасенія тѣхъ, кои совращены съ него нашею соблазнительною жизнію?

Облечены ли мы силою свыше? — Можемъ ли безъ ропота снести, если бы Господу угодно было испытать нашу вѣру напастями вѣка сего, нищетою, болѣзнями и другими бѣдствіями? Вознесены ли мы надъ тѣмъ низкимъ страхомъ, который плотскаго человѣка заставляетъ принимать всѣ — самые гнусные — виды, дабы пріобрѣсть или не потерять какой-либо выгоды или удовольствія? Рѣшимся ли остаться на сторонѣ справедливости и тогда, когда бы всѣ уклонились на путь неправды? Готовы ли защищать познанную истину съ тѣмъ мужествомъ, которое отличало первыхъ проповѣдниковъ Евангелія; и въ состояніи ли, подобно имъ, для славы имени Божія и для спасенія братій, отвергнуть, если то нужно, всѣ земныя надежды, всѣ выгоды, самую жизнь? Можемъ ли мы сказать о себѣ, что насъ ничто не можетъ отлучить отъ любви Божіей, и въ состояніи ли доказать это самымъ дѣломъ?

Да благословятъ, братіе, Господа тѣ изъ насъ, кои проникая въ самихъ себя, обрѣтутъ въ себѣ сіи слѣды Духа Божія. Таковые не требуютъ, чтобы кто училъ ихъ, ибо уже само помазаніе Духа Святаго учитъ ихъ о всемъ (1 Іоан. 2, 27). Къ таковымъ долженъ быть обращенъ только слѣдующій совѣтъ Апостола: Духа не угашайте! (1 Сол. 5, 19). Послѣдуйте за Нимъ ревностно всюду, куда Онъ ни поведетъ васъ; не входите о томъ въ совѣтъ съ плотію и кровію, не говорите, что то благое дѣло весьма трудно, тотъ грѣхъ весьма малъ. Духа не угашайте: не исчисляйте добрыхъ дѣлъ вашихъ, не услаждайтесь много тѣми совершенствами, кои благодать помогла вамъ пріобрѣсти; помните твердо, что мы рабы непотребные, которые сдѣлали только то, что намъ было повелѣно. Духа не угашайте: не изыскивайте /с. 383/ пустыхъ оправданій, когда Онъ укоряетъ васъ въ совѣсти за содѣяніе какого-либо грѣха, повергайтесь скорѣе во прахъ предъ милосердымъ Творцемъ, отъ Его единаго ожидая помилованія; не страшитесь, чтобы скорбь о грѣхѣ повергла васъ въ опасное уныніе: Утѣшитель умѣетъ врачевать язвы, имъ открываемыя. Не угашайте Духа: убѣгайте всякаго случая ко грѣху; удаляйтесь отъ содружества съ порочными людьми, отвращайте взоры отъ всѣхъ зрѣлищъ, гдѣ похоть очесъ и гордость житейская могутъ поколебать самую крѣпкую совѣсть. Не угашайте Духа: доколѣ Онъ горитъ въ васъ, вся ваша суть (1 Кор. 3, 21-23), вы могущественнѣе и выше всего; но когда угаснетъ, то весь міръ не замѣнитъ вамъ сей потери.

Но горе, братіе, душамъ, не имѣющимъ благодатнаго сообщенія съ Духомъ Божіимъ! — Духъ міра, коимъ дышутъ онѣ, есть духъ врага Божія — діавола; онъ въ живѣ уловилъ ихъ въ свою волю (2 Тим. 2, 26)! Впрочемъ, отъ нихъ самихъ зависитъ освободиться отъ ужасныхъ сѣтей діавола, обратиться ко Господу и пріять Святаго Духа: ибо Апостолъ взываетъ ко всѣмъ: исполняйтеся Духомъ! Употребляйте остатокъ естественнаго свѣта и произвола на очищеніе совѣсти своей, мертвыхъ дѣлъ, побуждайте себя къ творенію добра, совершайте его, сколько можете. Исполняйтеся Духомъ: пользуйтесь чтеніемъ и слушаніемъ слова Божія, съ искреннимъ желаніемъ сообразовать съ нимъ свое поведеніе, размышляйте прилежнѣе о высокихъ истинахъ и утѣшительныхъ обѣтованіяхъ, въ немъ заключающихся; прилагайте къ своему сердцу трогательные примѣры покаянія грѣшниковъ, въ немъ описанные. Исполняйтеся Духомъ: обращайте чаще и съ дѣтской простотою взоры къ небу, раскрывайте предъ Отцемъ милосердія и щедротъ язвы вашей совѣсти, умоляйте Его, да исцѣлитъ оныя; если и земные отцы не даютъ чадамъ своимъ вмѣсто хлѣба камня, то Отецъ небесный, безъ сомнѣнія, подастъ Духа Святаго просящимъ у Него. Исполняйтеся Духомъ: съ Нимъ пріобрѣтете вы такое блаженство, какое на сердце вамъ никогда не приходило, съ Нимъ насладитеся тѣмъ, чего міръ никогда не давалъ и дать не можетъ.

Сими и подобными размышленіями должны мы, братіе, почтить настоящій день великаго обновленія рода человѣ/с. 384/ческаго, который еще ветхій Израиль чтилъ гласомъ трубъ и органовъ. Бѣдность души, преобладаемой плотію, необходимость всѣмъ и каждому исполняться Духомъ, средства, ведущія къ благодатному сообщенію съ Нимъ: вотъ предметы, долженствующіе занимать умъ и сердце каждаго изъ насъ въ продолженіе сихъ великихъ и святыхъ дней, посвященныхъ прославленію Духа Божія!

Причастіе Сего всеблагаго Духа да будетъ со всѣми вами. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 374-384.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.