Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Пятидесятницы, на литургіи.

Послѣ вчерашняго собесѣдованія нашего о совершенной необходимости для всякаго христіанина въ дарахъ Святаго Духа, явно, не послѣднею мыслію должно быть для каждаго изъ насъ, какъ стяжать благодать Святаго Духа? — Гдѣ и какія средства къ тому? и нѣтъ ли въ семъ дѣлѣ такихъ препятствій, коихъ невозможно преодолѣть?

Представляя себѣ всю важность сихъ вопросовъ и входя въ положеніе души, предлагающей ихъ отъ полноты святаго желанія быть храмомъ Духа Божія, какъ радостно, братіе, для насъ отвѣчать вамъ въ семъ случаѣ съ полною увѣренностію, что стяжаніе благодатныхъ даровъ Святаго Духа для каждаго изъ насъ весьма удобно, что для сего находится множество самыхъ дѣйствительныхъ средствъ и что надобно удивляться, какъ многіе изъ христіанъ живутъ и умираютъ безъ благодати Святаго Духа.

Точно надобно удивляться! — Ибо чего не содѣлала и не дѣлаетъ премудрость Божія для того, дабы каждый изъ насъ, /с. 359/ не говорю, могъ стяжать, а не могъ, такъ сказать, убѣжать отъ Духа благодати и щедротъ? — Безъ всякаго преувеличенія скажемъ, что премудрость Божія сотворила для сего цѣлый новый міръ! — Да, братіе, цѣлый міръ! Ибо, что другое Церковь Христова, какъ не новый міръ благодатный среди древняго міра — естественнаго? — Вамъ извѣстно, что стоило созданіе сего новаго міра (для сего надлежало Самому Сыну Божію умереть на крестѣ)! Изъ чего же состоитъ весь новый благодатный міръ, какъ не изъ средствъ къ облагодатствованію насъ благодатію Святаго Духа? Углубитесь со вниманіемъ въ составъ Церкви, разберите ея великія и малыя части, вникните въ ея учрежденія и дѣйствія, — и вы увидите, что въ Церкви, какъ все произошло отъ Духа Божія, такъ все и ведетъ къ сему Духу: къ сему направлены всѣ таинства и обряды Церкви, къ сему устремлены вся ея власть и права, всѣ ея награды и наказанія.

И какъ рано начинается надъ нами дѣйствіе средствъ, служащихъ къ освященію насъ благодатію Святаго Духа! Еще мы не имѣемъ сознанія своего бытія, едва только умѣемъ дышать воздухомъ и плакать, какъ Церковь беретъ насъ изъ рукъ нашихъ родителей и въ купели крещенія отрождаетъ водою и Духомъ. Для ока чувственнаго не замѣтно благодатное дѣйствіе сей тайны, но оно велико! — Это, по выраженію Апостола, баня пакибытія и обновленія Святаго Духа! — И печать царя земнаго крѣпка и важна: тѣмъ паче нерушима печать Святаго Духа, коею мы печатлѣемся, по исходѣ изъ святой купели, въ таинствѣ мѵропомазанія. Мы не видимъ послѣ сея печати, но видитъ Богъ, и познаетъ сущія Своя; зрятъ Ангелы, и благоговѣютъ, радуяся; не не видятъ и ненавидятъ демоны и трепещутъ. Все благое и святое по обновленіи чрезъ крещеніе насъ Духомъ Святымъ становится намъ уже природнымъ, потому легчайшимъ и ближайшимъ. И если бы мы, пришедъ въ возрастъ, не теряли благодати крещенія своими грѣхопаденіями и противленіемъ Духу благодати, мы возрастали бы въ дому Божіемъ — въ Церкви Христовой, благодатію и всѣми дарами ея, подобно тому, какъ возрасталъ Самъ Господь и Спаситель нашъ.

Съ возрастаніемъ нашимъ лѣтами, можно сказать, возрастаютъ для насъ и средства благодати. Какъ рожден/с. 360/нымъ отъ Духа, намъ необходимъ духовный свѣтъ, духовное питаніе, духовныя врачевства; и все сіе въ избыткѣ каждому предлагается святою Церковію.

Тутъ всегда незаходимо свѣтитъ свѣтъ слова Божія. Происшедшія отъ Духа слова Святаго Писанія сами суть духъ и животъ. Кто, читая или слыша ихъ съ простымъ сердцемъ, не чувствовалъ себя какъ бы пренесеннымъ въ другой міръ? — Не ощущалъ надъ собою вѣянія Духа благодати? не начиналъ самъ дышать небеснымъ воздухомъ? Такъ и должно быть! Если, читая часто самаго обыкновеннаго писателя, мы напитываемся его духомъ, то тѣмъ паче не можемъ не пріити въ содружество съ Духомъ Божіимъ, упражняясь прилежно въ богодухновенномъ Его словѣ.

Есть въ Церкви для всѣхъ насъ въ избыткѣ пища духовная. Не говоря о самомъ словѣ Божіемъ, которое не только просвѣщаетъ, но и питаетъ душу, не упоминая о пѣснопѣніяхъ и поученіяхъ, кои также служатъ къ духовному питанію алчущихъ, — въ Церкви есть такая манна для духа, какой нѣтъ на самомъ небѣ: это брашно Тѣла и Крови Христовой! Тѣло и Кровь Христовы могутъ ли быть безъ Духа Христова? Посему причащающійся ихъ достойно, — а сіе достоинство состоитъ главнымъ образомъ въ вѣрѣ, смиреніи и покаяніи, слѣдовательно доступно всякому, — не только причащается съ Тѣломъ Христовымъ Святаго Духа, но и самъ, по выраженію Апостола, бываетъ единъ духъ съ Господемъ.

Есть въ Церкви и множество врачевствъ духовныхъ для исцѣленія язвъ, наносимыхъ духовному человѣку нашему міромъ и плотію. Отъ какого паденія не сильны возставить насъ покаяніе и исповѣдь? Вся, сказалъ Самъ Спаситель, вся, елика разрѣшите на земли, разрѣшена будетъ на небеси. Послѣ сего отъ насъ зависитъ, потерявъ благодать Духа, немедленно прибѣгать къ таинству покаянія, для возвращенія потеряннаго; ибо Духъ благодати есть духъ милосердія и щедротъ. Если Онъ — Самъ преслѣдуетъ грѣшника на всѣхъ, самыхъ стропотныхъ, стезяхъ его жизни, то сокроется ли — преслѣдуемый?

И всѣ прочія таинства Церкви суть видимые, постоянные проводники Святаго Духа. Какъ къ нѣкоторымъ вещамъ, посредствомъ особеннаго дѣйствія науки приведен/с. 361/нымъ въ необыкновенное состояніе, стоитъ только прикоснуться, дабы извлечь искру огня и посредствомъ ея самому придти въ подобно-возвышенное состояніе, такъ и въ таинствахъ. Здѣсь благодать Святаго Духа дѣлается, можно сказать, видимою и осязаемою, такъ что одно прикосновеніе съ вѣрою уже служитъ къ освященію души и тѣла.

Что наконецъ суть самые храмы наши, какъ не домы Духа? — Какъ часто входящій въ мѵроварницу и долго пребывающій въ ней, невольно и непримѣтно, дѣлается благоуханнымъ въ самыхъ одеждахъ своихъ; такъ часто и съ надлежащимъ расположеніемъ посѣщающій храмы Божіи непримѣтно одухотворяется и начинаетъ дышать небомъ.

Наконецъ, въ каждомъ изъ насъ самихъ есть постоянное, вѣрное и дѣйствительное средство къ привлеченію Духа Божія. Это молитва, или устремленіе ума, сердца, мыслей и желаній къ Богу. Молитвѣ обѣщано все Самимъ Господомъ; тѣмъ паче ею всегда можно пріобрѣтать необходимое, то есть благодать Святаго Духа, безъ коей нѣтъ и быть не можетъ въ насъ ничего истинно-благаго.

При столь многихъ и разнообразныхъ средствахъ къ пріобрѣтенію благодати Святаго Духа, не справедливо ли, братіе, сказано нами, что христіанинъ, неимѣющій въ себѣ сей благодати, есть нѣчто странное и неестественное? Пусть не вездѣ храмы Божіи, не вездѣ слово Божіе, не вездѣ таинства (хотя и это все легко можетъ быть вездѣ), но гдѣ нѣтъ молитвы? Сей златой ключъ всегда и у всѣхъ въ рукахъ. — Посему-то Апостолъ, приглашая къ принятію Святаго Духа, не говоритъ: «ищите Его, заслуживайте, усиливайтесь достигнуть»; а говоритъ просто и прямо: исполнитеся Духомъ! какъ бы мы всѣ стояли среди моря благодати, и надлежало бы только нѣсколько преклониться, дабы погрузиться въ ней всецѣло. И точно, тѣ, у коихъ отверсто было око духовное, видѣли себя такъ окруженными, можно сказать, стѣсненными со всѣхъ сторонъ источниками благодати, что въ изумленіи вопіяли: камо пойду отъ Духа Твоего? А одинъ изъ таковыхъ людей облагодатствованныхъ, какъ бы уже совершенно погружаясь въ преизбыткѣ благодати Божіей, восклицаетъ ко Господу: удержи волны благодати Твоея.

«А я, — подумаетъ при семъ съ прискорбіемъ иная добрая душа, — а я употребила столько времени и столько средствъ, /с. 362/ дабы удостоиться благодати Святаго Духа, и доселѣ не вижу слѣдовъ ея въ себѣ!» Сожалѣемъ о лишеніи твоемъ, возлюбленная, ожидающая Духа Божія, душа! Но если ты воистинну возжелала быть храмомъ Его, то непремѣнно будешь имъ! — А, можетъ быть, ты уже и есть тѣмъ, чѣмъ желаешь быть, хотя и сама не знаешь того, какъ сіе нерѣдко бываетъ. Присутствіе Духа Божія, — такъ обыкновенно думаютъ, — должно ознаменовываться какими-либо необыкновенными чувственными знаменіями: мысль совершенно несправедливая! Подобныя знаменія могутъ быть, могутъ и не быть. Одно неразлучное съ присутствіемъ благодати знаменіе, какъ увидимъ пространнѣе въ завтрашнемъ собесѣдованіи нашемъ, есть наше духовное возрожденіе, или перемѣна существа нашего, особенно злой воли нашей на лучшее. Посему, вмѣсто сѣтованія о безуспѣшномъ употребленіи средствъ благодати, да разсмотритъ сѣтующій о семъ лучше свое сердце и свою жизнь; легко можетъ быть, что онъ самъ — по слѣдамъ худыхъ мыслей, исторгнутыхъ до основанія, язвъ совѣсти, исцѣленныхъ совершенно, многихъ благихъ начинаній, кои представлялись невозможными, но потомъ окончены съ успѣхомъ, — можетъ быть, говорю, по симъ и подобнымъ признакамъ въ насъ силы высшей и божественной, онъ самъ скоро будетъ имѣть утѣшеніе обрѣсти въ себѣ слѣды Духа Божія. Но и въ томъ случаѣ, возлюбленный собратъ, когда, разсмотрѣвъ съ тщаніемъ себя, ты въ самомъ дѣлѣ не обрѣтешь въ себѣ никакихъ признаковъ благодатнаго осѣненія свыше, не спѣши обвинять въ недѣйствительности средства, употребленныя тобою для пріобрѣтенія благодати. Средства сіи могутъ быть весьма дѣйствительны; усердіе твое въ употребленіи ихъ можетъ быть весьма велико, сама благодать можетъ нисходить на тебя при каждомъ употребленіи сихъ средствъ: и однако же ты, не смотря на все сіе, можешь оставаться безъ благодати, и оставаться такимъ по твоей собственной винѣ. Трудно понять, какъ это можетъ быть? Припомните, ибо я говорю людямъ, не незнакомымъ съ науками, припомните, что бываетъ съ человѣкомъ, въ тѣлѣ коего, для уврачеванія его, хотятъ посредствомъ искусства возбудить теплоту стихійную. Сколько ни возбуждайте въ немъ сей теплоты посредствомъ огневозбудительной машины, она не возбудится, и тѣло больнаго останется /с. 363/ безъ всякой перемѣны, доколѣ не будетъ разобщено съ землею. Одно прикосновеніе къ землѣ уничтожаетъ всю силу и все дѣйствіе огненнаго возбужденія. Такъ въ порядкѣ природы; такъ и въ высшемъ порядкѣ благодати. Желающему пріобщиться благодати Святаго Духа, непремѣнно надобно быть разобщену съ землею; надобно отдѣлиться отъ всего земнаго душею и сердцемъ, начать мудрствовать горняя, искать вышнихъ, смотрѣть не на видимыя блага, кои суть тлѣнны, а на невидимыя, кои суть вѣчны. Испытай, кто бы ты ни былъ, поставить себя въ такое состояніе; и тогда скажи, что напрасно употреблялъ къ освященію своему какія-либо средства благодати. А безъ сего нечего удивляться, что сіи средства остались безъ дѣйствія: они всегда дѣйствуютъ и производятъ свое — сообщаютъ, что должно; только сообщаемое не остается въ васъ, а возвращается къ своему началу.

Какъ ожидали Святаго Духа Апостолы? — Сіи вси, говоритъ книга Дѣяній, бяху терпяще, единодушно, въ молитвѣ и моленіи. Они ли не были приготовлены къ принятію благодати? Приготовлены продолжительнымъ пребываніемъ съ Учителемъ, приготовлены самымъ пріятіемъ Духа Святаго изъ устъ Его, по воскресеніи. И однако же они молятся, назидаютъ другъ друга и приготовляютъ себя къ нисшествію на нихъ обѣтованнаго Утѣшителя. Поступай такъ и ты, желающій удостоиться Его благодатнаго осѣненія; и можетъ быть, и для тебя, какъ для Апостоловъ, не пройдетъ болѣе десяти дней, какъ ты начнешь, подобно имъ, новымъ языкомъ вѣщать величіе Божіе, на тебѣ явленное. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 358-363.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.