Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Пятидесятницы, на всенощномъ бдѣніи.

Апостолъ Павелъ, проходя нѣкогда съ благовѣстіемъ Малую Азію, нашелъ въ Ефесѣ людей, кои называли себя учениками Іисусовыми, а благодати Духа Святаго не имѣли. На вопросъ къ нимъ: аще Духъ Святъ пріяли есте, сіи полу-христіане отвѣтствовали: ниже аще Духъ Святый есть, слышахомъ (Дѣян. 19, 1. 2). При дальнѣйшемъ собесѣдованіи оказалось, что они крещены были крещеніемъ только Іоанновымъ, которое, какъ извѣстно, совершалось въ покаяніе, во имя Спасителя еще только грядущаго, и потому Духа Святаго, подобно нынѣшнему крещенію, не имѣло и не сообщало.

/с. 353/ Мы, братіе, по благости Божіей, всѣ крещены Христовымъ крещеніемъ, которое безъ Духа Святаго и быть не можетъ; почему всѣ мы участвовали въ Его дарахъ благодатныхъ, при самомъ вступленіи нашемъ въ сей міръ. Притомъ каждый изъ насъ не только часто слышалъ о Святомъ Духѣ, но и самъ многократно взывалъ къ Нему съ Церковію: пріиди и вселися въ ны! Но что, если бы какой-нибудь мужъ апостольскій сталъ теперь среди насъ и гласомъ Павловымъ, во имя всемогущаго Бога, вопросилъ: «вы, кои празднуете въ честь Святаго Духа, кои ежедневно съ Церковію дерзаете возглашать: видѣхомъ свѣтъ истины, пріяхомъ Духа небеснаго! — аще Духъ Святъ пріяли есте?» Что сказали бы мы на подобный вопросъ? — Увы, оскудѣніе Духа сдѣлалось столь общимъ между христіанами, что престало почитаться недостаткомъ. Повѣствованія о чрезвычайныхъ дарахъ благодати кажутся нынѣ сказаніемъ о чемъ-то происходившемъ въ другомъ, не нашемъ мірѣ; многіе изъ самыхъ нехудыхъ христіанъ удивились бы не менѣе онаго учителя Израилева, когда бы имъ рѣшительно сказано было, что, дабы видѣть царствіе Божіе, необходимо каждому родиться отъ Духа (Іоан. 3, 8).

Естественно ли, братіе, въ христіанахъ такое состояніе бездушія? И можетъ ли продолжаться безъ крайняго вреда для насъ? Если неестественно и опасно, то какъ намъ выйти изъ него и что дѣлать, дабы стяжать и, стяжавъ, сохранить благодать Святаго Духа? — Почему можно быть увѣреннымъ, что мы точно въ состояніи благодати и имѣемъ въ себѣ Духа Божія? — Вопросы сіи такъ важны, что во всякое время могутъ и должны занимать умъ христіанина; тѣмъ паче нужно обратить на нихъ вниманіе въ настоящіе дни, когда мы торжествуемъ въ честь Духа Утѣшителя, и молимъ Его, да пріидетъ и вселится въ насъ. Но первѣе всего обратимся сами съ молитвою къ сему Всесвятому Духу, да Онъ Самъ подастъ мнѣ проглаголать, а вамъ принять слово истины и спасенія, — ибо что значатъ всѣ слова проповѣдующаго и все вниманіе слушающихъ, если не присоединится Его всепоучающее помазаніе?

Что истиннаго христіанства не можетъ быть безъ Духа Божія, что дѣйствительный послѣдователь Христовъ есть одинъ тотъ, въ комъ живетъ и дѣйствуетъ благодать Духа, — /с. 354/ сія важная истина сказана и повторена въ безчисленныхъ мѣстахъ Священнаго Писанія. Еще чрезъ пророковъ говорилъ Богъ, что въ послѣдніе дни, то-есть, по пришествіи Христовомъ, Онъ дастъ людямъ законъ новый, написанный не на скрижаляхъ, а На сердцахъ, и что посему, какъ необходимое средство для цѣли, будетъ излита благодать Духа Святаго на всякую плоть (Іоил. 2, 28). Послѣдній великій пророкъ ветхаго завѣта Іоаннъ Креститель въ томъ и полагалъ разность своего крещенія отъ Христова, что послѣднимъ будетъ сообщаться Духъ Святый, какъ необходимый даръ новаго, высшаго завѣта (Лук. 3, 16). Самъ Спаситель всегда говорилъ о благодати Духа Святаго съ особенною силою, какъ о дарѣ, необходимомъ для Своихъ послѣдователей. Такъ Никодиму, приходившему къ Нему за наставленіемъ: что должно дѣлать, дабы войти въ благодатное царство? — Онъ сказалъ прямо, что для сего нужно родиться свыше — отъ Духа (Іоан. 3, 3), и что въ комъ не произошло сего духовнаго рожденія, тотъ, кто бы онъ ни былъ и что бы ни дѣлалъ, не можетъ видѣть царствія Божія, — тѣмъ паче войти въ него. Впослѣдствіи, говоря съ іудеями во время великаго праздника и приглашая ихъ пить воду живу, текущую въ животъ вѣчный, Спаситель опять разумѣлъ подъ сею водою не другое что, какъ Духа Святаго. Сіе же рече, замѣчаетъ Іоаннъ, о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи (Іоан. 7, 39). Бесѣдуя съ учениками о необходимости для послѣдователей Его вкушенія тѣла и крови Его, Онъ въ то же время засвидѣтельствовалъ съ силою, что и сіе пренебесное вкушеніе не можетъ быть дѣйствительно, если не будетъ совершаться въ Духѣ. Духъ есть, иже оживляетъ, плоть не пользуетъ ничтоже (Іоан. 6, 63). Посему, разлучаясь съ скорбящими учениками предъ смертію Своею, Спаситель не нашелъ ничего лучшаго сказать въ утѣшеніе ихъ, какъ то, что къ нимъ, вмѣсто Него, пріидетъ Духъ Святый: уне есть вамъ, да Азъ иду; аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ; аще ли же иду, послю Его къ вамъ (Іоан. 16, 7). И по воскресеніи, явившись ученикамъ, Онъ не принесъ имъ съ неба никакого другаго дара, кромѣ Духа Святаго: дуну и глагола имъ: пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22)! И возносясь на небо, Онъ заповѣдалъ имъ паче всего ждать пришествія обѣтованнаго Утѣшителя, /с. 355/ и не прежде исходить на дѣло всемірной проповѣди, какъ облекшись Его силою (Дѣян. 1, 4). Такъ много Самъ Спаситель говорилъ о Духѣ, и такъ много поставлялъ въ Его присутствіи!

Такъ говорили и писали о необходимости Святаго Духа всѣ Апостолы, когда содѣлались органами Духа, и опытомъ дознали Его необходимость. Особенно примѣчателенъ въ семъ отношеніи св. Павелъ. Во всѣхъ посланіяхъ своихъ онъ ни о чемъ такъ часто и такъ сильно не говоритъ, какъ о Духѣ и Его дѣйствіяхъ: ничего такъ не желаетъ ученикамъ своимъ, какъ благодати Духа; ни о чемъ такъ не радуется, какъ о присутствіи въ нихъ и плодахъ Духа; ни отъ чего такъ не предостерегаетъ, какъ отъ потери Духа. Не имѣть Духа Святаго, у него то же, что не быть христіаниномъ. Аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Его (Рим. 8, 9), тотъ, по св. Павлу, и не христіанинъ. Посему-то, какъ мы видѣли въ началѣ бесѣды нашей, по пришествіи въ Ефесъ, первымъ дѣломъ Апостола было узнать, имѣютъ ли тамошніе христіане Духа, и поелику они не имѣли, то преподать имъ Его.

Вообще, новый завѣтъ весь исполненъ Духомъ. Отъ Духа производится въ немъ начало жизни во Христѣ и новое рожденіе въ жизнь вѣчную; отъ Духа повелѣвается ожидать всякаго преспѣянія и совершенства духовнаго; Духу усвояются всѣ дары, необходимые для христіанина въ борьбѣ съ искушеніями; Святый Духъ представляется и Учителемъ на всякую истину, и Утѣшителемъ, утѣшающимъ во всякой скорби, и Свидѣтелемъ блаженнаго соединенія христіанина съ Богомъ и Спасителемъ, и Споручникомъ вѣчныхъ обѣтованій и благъ жизни грядущей. Посему и истинный христіанинъ называется человѣкомъ духовнымъ, а нехристіане и христіане ложные — людьми плотяными, Духа не имущими. Такимъ образомъ, вся сущность дѣятельнаго христіанства, по Св. Писанію, состоитъ въ рожденіи отъ Духа, въ исполненіи себя Духомъ, въ хожденіи по Духу, въ возгрѣваніи въ себѣ и другихъ Духа.

Кто вникнетъ въ свойство нашей святой вѣры, тотъ и самъ собою убѣдится, что точно должно быть такъ, а не иначе, — что безъ Духа Святаго невозможно быть христіаниномъ. Ибо въ чемъ состоитъ сущность истиннаго дѣятельнаго хри/с. 356/стіанства, которое одно и стóитъ сего наименованія, ибо одно доставляетъ право на жизнь вѣчную во Христѣ? — Сущность сего христіанства не состоитъ ни въ огромныхъ и глубокихъ познаніяхъ, ни въ силѣ и стремительности благихъ, но преходящихъ и остающихся безъ благотворнаго послѣдствія, чувствъ, ни въ поверхностномъ исправленіи своего поведенія, коего настоятельно требуетъ самый міръ, ни въ отсѣченіи нѣкоторыхъ только вѣтвей злаго корня нашего самолюбія, — но въ совершенномъ искорененіи грѣха и похоти, въ обновленіи всѣхъ силъ духа и сердца, въ претвореніи самаго внутренняго начала дѣятельности и жизни. Кто же можетъ совершить все сіе, проникнуть до послѣдняго основанія нашего бытія, заключить тамъ источникъ тлѣнія и смерти и открыть исходища жизни, если не Духъ Божій, силою Коего мы живемъ, движемся и есьмы? Христіанинъ обязанъ распять плоть свою съ ея страстями и похотями: кто же вознесетъ его плоть на крестъ, если не будетъ Духа Божьяго? Духъ человѣческій самъ плотянъ, и потому не можетъ поднять рукъ на свою питательницу и сообщницу; притомъ для него самого нуженъ крестъ и смерть: кто же распнетъ его самого плоти и міру? — Христіанинъ обязанъ быть во Христѣ, постоянно держаться на Немъ вѣрою, какъ вѣтвь на лозѣ, и только въ семъ состояніи единства со Христомъ можетъ быть живымъ древомъ, достойнымъ вертограда небеснаго: какой же земной вертоградъ можетъ привить насъ къ сей Божественной лозѣ, безъ Духа Божія? — Христіанинъ обязанъ вести брань не съ одною плотію и кровію, но и съ духомъ злобы поднебесной, съ силами ада: — достанетъ ли въ сей борьбѣ собственныхъ силъ нашихъ? Убоится ли гордый Денница нашей мудрости, нашего мужества, нашего терпѣнія и постоянства, если все сіе не будетъ облечено силою Духа Божія? Кратко: христіанинъ долженъ быть новою тварію, созданною во Христѣ на дѣла благая; возможно ли, чтобы тварь сотворила сама себя? Духомъ Божіимъ мы созданы, Имъ же, и только Имъ однимъ и возсозидаемся. Гдѣ нѣтъ Духа, тамъ нѣтъ и жизни духовной, точно такъ же, какъ гдѣ нѣтъ совершенно воздуха, тамъ нѣтъ жизни тѣлесной. Посему тѣ въ величайшемъ заблужденіи, кои желаютъ быть добродѣтельными и не стараются о стяжаніи благодати Святаго Духа: они сѣютъ /с. 357/ на камнѣ, пишутъ на водѣ, хотятъ летать безъ крылъ, — дышать безъ воздуха.

И умъ естественный можетъ испускать изъ себя лучи свѣта и производить вокругъ себя радужное сіяніе мыслей; но этотъ свѣтъ не имѣетъ теплоты, необходимой для произращенія благихъ дѣлъ, и не въ состояніи произвести того дня боговѣдѣнія и благочестія, среди коего ходяй не поткнется никогда же (Іоан. 11, 9). Можно и изъ естественнаго сердца выжимать по временамъ капли благихъ чувствованій; но всѣ сіи капли, какъ бы ни казались онѣ обильны и свѣжи, въ самомъ сліяніи своемъ никогда не произведутъ живой воды, могущей утолить жажду души, и большею частію испаряются праздно въ воздухѣ, не умягчая строптиваго нрава, не оживляя засохшей совѣсти. Можно наконецъ все поведеніе свое испестрить похвальными поступками, всѣ слова свои растворить свѣтскою добротою, повапить весь образъ земнаго бытія своего и за сіе прослыть человѣкомъ благородныхъ правилъ, образцемъ того, какъ надобно жить; но невозможно, совершенно невозможно, безъ благодати Святаго Духа сдѣлать того, безъ чего все прочее мало и ничтожно, то-есть перемѣнить свое, злое по естеству, сердце, обновить свой падшій духъ, отвергнуться своей нечистой воли, умереть навсегда самолюбію: это выше человѣка, это дѣло одной всемощной благодати Духа Святаго!

Говоря такимъ образомъ, а иначе говорить нельзя, не противорѣча грубо истинѣ, не произносимъ ли мы, братіе, тяжкаго приговора самимъ себѣ? Для васъ открыто ваше собственное положеніе, знакомы мысли и чувства собратій нашихъ, извѣстно, каковы обыкновенныя дѣла и занятія всѣхъ и каждаго: скажите, много ли людей, о коихъ можно было бы сказать, что въ нихъ обитаетъ Духъ Святый? Знаетъ ли каждый хотя единаго? — Среди непрестанныхъ бесѣдъ о предметахъ всякаго рода случалось ли хотя разъ слышать какое-либо слово о Святомъ Духѣ? и за кого бы почтенъ былъ тотъ изъ васъ, кто въ какомъ-либо собраніи вашемъ осмѣлился бы начать рѣчь о Духѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи (Іоан. 7, 39)?

Что же значитъ послѣ сего наше христіанство? Куда всѣ идемъ мы, и куда думаемъ придти, идя такимъ образомъ? — Можетъ ли нашъ бѣдный духъ навсегда замѣнить /с. 358/ для насъ Духа Божія? — И если бы намъ, безъ Духа Божія, можно было оставаться хотя съ собственнымъ нашимъ духомъ! Но, это — невозможно! — Въ комъ нѣтъ Духа Божія, въ томъ непремѣнно живетъ и дѣйствуетъ духъ злобы. До времени, это пребываніе его въ человѣкѣ, не возрожденномъ благодатію, не такъ примѣтно и не сопровождается видимо пагубою (хотя и тутъ, по временамъ, смотря на поступки такихъ людей, каждый невольно говоритъ: «въ семъ человѣкѣ злой духъ»). Но при смерти, когда спадутъ всѣ завѣсы, когда человѣкъ станетъ одинъ посреди неба и ада, тогда во всей силѣ обнаружится ужасное вліяніе духа злобы надъ душами, неимущими въ себѣ Духа Божія.

Если убо, братіе, кроткій зовъ благодати не силенъ пробудить и привлещи насъ къ Духу Святому, то да содѣлаетъ сіе страхъ подпасть безъ Него тлетворному вліянію духа злобы! Ибо, какъ мы сказали, одно изъ двухъ для человѣка неизбѣжно: надобно быть или храмомъ Духа Святаго, или гнѣздилищемъ врага Божія. — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 352-358.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.