Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Вознесенія Господня.

Памятуете ли, братіе, о чемъ въ настоящій день бесѣдовали мы съ вами въ прошедшемъ году? Мы бесѣдовали о вознесеніи Господа и Спасителя нашего на небо. Нынѣ мы намѣрены побесѣдовать съ вами также о вознесеніи на небо, но уже не Господа, а нашемъ собственномъ. Ибо каждому изъ насъ, какъ учитъ св. вѣра, также предстоитъ вознесеніе на небо. И Господь Самъ, по ученію той же вѣры, не для чего другаго вознесся на небо, какъ для того, чтобы указать и отверзть туда же путь для всѣхъ насъ. Аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32), говорилъ Господь предъ Своимъ страданіемъ. Иду уготовати мѣсто вамъ, такъ вѣщалъ въ навечеріи Своей смерти, и аще уготовлю мѣсто вамъ, таки пріиду и поиму вы къ Себѣ (Іоан. 14, 23). И въ послѣдней молитвѣ Своей къ Отцу Онъ говорилъ: Отче ихъ же далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною (Іоан. 17, 24).

Послѣ сего не можетъ быть ни малѣйшаго сомнѣнія въ томъ, что и намъ, по примѣру Господа, предлежитъ вознесеніе на небо.

Когда оно должно совершиться? Тогда же, какъ совершилось вознесеніе Господа — по смерти. До смерти и Онъ Самъ, не смотря на чистоту и совершенства Свои, оставался на землѣ, подвергаясь всѣмъ невыгодамъ и тяжести земнаго пребыванія; тѣмъ паче намъ надобно благодушно переносить ихъ, намъ — для коихъ они служатъ въ очищеніе.

Господь вознесся чрезъ сорокъ дней по воскресеніи. Очень вѣроятно, что и душа христіанская достигаетъ предопредѣленной высоты не прежде сего времени, ибо не напрасно богомудрыми отцами, для коихъ открыты были тайны міра духовнаго, не напрасно, говорю, установлено до /с. 352/ 40 дней особенно творить молитвы и приношенія за усопшихъ. Если сіи моленія образуютъ лѣствицу, то безъ сомнѣнія, потому, что душѣ предлежитъ восшествіе на высоту.

Съ чѣмъ идетъ душа на небо? Господь вознесся съ пречистою плотію. Наша нечистая плоть недостойна неба; посему и остается долу, разрѣшается на свои составныя части, дабы чрезъ сіе разрѣшеніе очиститься и претвориться въ первое благолѣпіе. Впрочемъ и здѣсь, все зависитъ отъ чистоты. О Пресвятой Дѣвѣ мы знаемъ, что послѣ трехъ дней, когда Апостолы открыли гробъ, не обрѣли уже пречистаго тѣла; то же самое преданіе усвояетъ Іоанну Богослову; тоже самое сказуетъ и о нѣкоторыхъ другихъ святыхъ. Такимъ образомъ, недерзновенно, а благочестно можно утверждать, что есть святыя души, кои, подобно Господу, еще до воскресенія мертвыхъ, уже идутъ на небо, такъ сказать, не нагими, а облеченные тѣлесами или начаткомъ прославленныхъ тѣлесъ.

Своею ли силою душа возносится на небо, или чуждою? —

Въ душѣ чистой есть природное стремленіе горѣ, подобно какъ благоуханіе естественно стремится вверхъ; посему душа чистая, разрѣшившись отъ узъ тѣла, естественно паритъ на небо. Но путь на небо — дѣло великое. Если гдѣ, то на семъ пути нужны руководители и помощники. Посему то о душѣ Лазаря сказуется, что она несена была на лоно Авраамово Ангелы. Тоже должно думать, бываетъ и съ другими душами.

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 351-352.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.