Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Вознесенія Господня.

Памятуете ли, братіе и сестры о Господѣ, о чемъ въ прошедшемъ году мы бесѣдовали съ вами здѣсь въ настоящій день? Мы бесѣдовали о вознесеніи Господа и Спасителя нашего на небо. Нынѣ, мы намѣрены бесѣдовать съ вами также о вознесеніи; но уже не Господнемъ, а нашемъ собственномъ, и надѣемся, что сія бесѣда не только не будетъ противна духу настоящаго празднества, а будетъ служить естественнымъ заключеніемъ нашей бесѣды прошлогодней. Ибо для чего вознесся на небо Господь нашъ? Для Себя ли? Нѣтъ, Онъ вознесся для насъ, чтобы намъ открыть путь на небо. Иду, говорилъ Онъ ученикамъ, иду уготовати мѣсто вамъ. И аще уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму вы къ Себѣ (Іоан. 14, 2-3). Когда же приличнѣе намъ размыслить о семъ, уготованномъ для насъ, мѣстѣ, какъ не въ настоящій день? — Итакъ, отложивъ всякое житейское попеченіе, устремимъ, братіе, взоры туда, куда всѣмъ намъ идти /с. 350/ должно, устремимъ для того, чтобы во слѣдъ мысли направлять туда же и всю свою дѣятельность.

Я сказалъ, что каждому изъ насъ предлежитъ вознесеніе на небо. Когда? Не прежде какъ по смерти. До смерти Своей Самъ Господь оставался на землѣ, хотя земля и была недостойна Его, подчиняясь всей тяжести земнаго пребыванія. Тѣмъ паче намъ до смерти должно благодушно оставаться на землѣ, и благодушно переносить все, съ нами случающееся, всѣ искушенія и всѣ скорби, памятуя, что все это горькое и трудное, есть необходимое врачевство для очищенія нашей души и совѣсти. Съ намѣреніемъ замѣчаемъ сіе: ибо исторія святыхъ подвижниковъ свидѣтельствуетъ, что врагъ не разъ искупалъ простыя души обѣщаніемъ ихъ вознесенія на небо до смерти. Это — прелесть! —

Есть указанія, что и по смерти, души не вдругъ возносятся на небо. Къ симъ указаніямъ принадлежитъ уже четыредесятидневное пребываніе Господа до вознесенія на землѣ. Не могъ ли Онъ вознестись вскорѣ по воскресеніи? Но Онъ остается четыредесять дней. Если Онъ, Глава и Вождь, столько пребывалъ, то очень вѣроятно, что и послѣдователи Его, никто не предваряетъ Его въ семъ отношеніи взятіемъ на небо, да будетъ Онъ, по выраженію Апостола, во всемъ первенствуя. Къ той же мысли, что душа по смерти не вдругъ восходитъ на высоту небесъ, ведутъ и молитвы Церкви, продолжающіяся до сорока дней. Молитвы сіи очевидно образуютъ собою нѣкую лѣствицу: къ чему бы служила сія лѣствица, если бы душѣ не предстояло восхода, или если бы восходъ сей оканчивался ранѣе?

Съ чѣмъ возносится душа по смерти на небо? Съ тѣломъ, или безъ тѣла? Явно безъ тѣла. Господь вознесся съ пречистою плотію. Можно было ожидать, что и послѣдователи Его будутъ возноситься также. И это, конечно, было бы, если бы плоть наша могла достигнуть чистоты, потребной для неба. Ибо тѣ, кои достигли сей чистоты, вознеслись на небо съ плотію. Такъ о Пресвятой Дѣвѣ свидѣтельствуется, что послѣ трехъ дней, гробъ Ея оказался празднымъ; тоже повѣствуется о святомъ Іоаннѣ Богословѣ; подобное же сказуется о нѣкоторыхъ другихъ великихъ подвижникахъ. Но для другихъ это вознесеніе съ плотію /с. 351/ было бы не награда, а наказаніе. Ибо тѣло бренное, не будучи совершенно очищено, на небѣ составило бы тяжесть. Посему и Премудрость Божія устроила, чтобы когда душа идетъ на небо, тѣло обращалось въ землю, дабы въ нѣдрѣ ея очиститься, перетвориться и сдѣлаться годнымъ для пребыванія съ душею на небѣ.

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 349-351.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.