Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Вознесенія Господня [1].

Не безъ особенной причины, возлюбленныя о Господѣ сестры, добрая гора сія, а не другое мѣсто, избрано для жительства первыми основательницами обители вашей; не безъ особенной также цѣли воздвигнутъ на горѣ сей храмъ не другой какой-либо, а въ честь и память Вознесенія Господня. Очевидно, что у избиравшихъ сію гору на жительство иноческое, у созидавшихъ храмъ сей для ежедневныхъ молитвъ въ немъ, постоянно имѣлось въ виду празднуемое нынѣ Церковію событіе, то есть вознесеніе Господа съ Елеона на небо. Посему мы не поразногласимъ съ мыслями ихъ, если скажемъ, что имъ хотѣлось, дабы добрая гора ваша уподоблялась Елеону, и чтобы живущія на ней, посредствомъ подвиговъ жизни иноческой, достигали восхода туда, гдѣ теперь Господь и Спаситель нашъ.

Но святая гора Елеонская была мѣстомъ не одного вознесенія Господня на небо. Нѣтъ, это вознесеніе съ нея, можно сказать, было наградою и вѣнцемъ за то, что совершаемо было на ней же Господомъ прежде, во время Его земной жизни. Посему, если хощемъ, подобно Ему, быть нѣкогда пріятыми съ здѣшняго Елеона на небо, то должны, доколѣ будемъ оставаться на земли, совершать на сей горѣ подобное тому, что совершалъ на Елеонѣ Онъ.

Что убо совершено Господомъ на Елеонѣ?

Здѣсь Спаситель показалъ примѣръ кротости и смиренія, когда, сообразно пророчеству, идя въ Іерусалимъ, возсѣлъ на жребяти осли. День, когда сдѣлано сіе, былъ самый торжественый. Ему надлежало явиться предъ лицемъ Іеруса/с. 345/лима въ видѣ Сына Давидова, Царя обѣтованнаго Пророками. Между послѣдователями и почитателями Іисусовыми были, какъ извѣстно, и князи іудейскіе, кои могли окружить появленіе Его предъ Іерусалимомъ не только всѣми удобствами, но и возможнымъ великолѣпіемъ. Но Сынъ Давидовъ и въ сей, таинственный для Него и для Іерусалима день, является безъ всякой роскоши и нѣги, возсѣдшимъ на самое простое и бѣдное животное. Для чего? Да мы научимся изъ примѣра Его пренебрегать пышностію мірскою, да познаемъ, что истинное отличіе наше должно быть не внѣ, а внутрь насъ, — въ душѣ и сердцѣ нашемъ, что чистота, смиреніе и кротость суть первыя и лучшія украшенія для послѣдователей Іисусовыхъ.

И всѣхъ, — тѣмъ паче насъ, возлюбленныя сестры о Господѣ, насъ, кои имѣли святую рѣшимость оставить навсегда вся красная міра и вселиться на горѣ сей для служенія единому Господу. Горе намъ, если возмнимъ отличаться отъ другихъ чѣмъ-либо изъ тѣхъ вещей, въ коихъ находятъ себѣ отличіе, честь и славу, чада вѣка сего! Сугубое горе, если попустимъ себѣ останавливать на насъ взоры чьи-либо, кромѣ небеснаго Жениха душъ и сердецъ, — возлюбленнаго Спасителя нашего! Если и живущимъ въ мірѣ женамъ христіанскимъ подобаетъ украшатися, по Апостолу, не внѣшнимъ плетеніемъ власъ, не обложеніемъ злата и одѣяніемъ ризъ, но потаеннымъ сердца человѣкомъ, въ неистлѣніи кроткаго и молчаливаго духа (1 Петр. 3, 3-4), то намъ, яко торжественно отрекшимся міра, вовсе не довлѣетъ по тому самому и мыслить о противномъ. Кротость сердца, смиреніе духа, чистота тѣла, послушаніе, постъ и молитва: вотъ наше украшеніе! — Чья душа стяжала его, та имѣетъ все, что нужно, и есть превыше всего, хотя бъ была послѣднею изъ служительницъ сей обители.

На Елеонѣ, во-вторыхъ, была та единственная минута, въ которую Господь плакалъ о Іерусалимѣ. Извѣстно, что было причиною сихъ слезъ: это предвѣдѣніе того ужаснаго невѣрствія и ожесточенія во злѣ, кои въ жителяхъ Іерусалима имѣли оказаться во время страданій и смерти Господа, и за кои градъ невѣрный будетъ осужденъ на отверженіе и попраніе язычниками. И видѣвъ, сказано у Евангелиста, градъ, плакася о немъ, глаголя: аще бы уразумѣлъ и ты въ день /с. 346/ сей твой, еже къ миру твоему! — нынѣ же скрыся отъ очію твоею (Лук. 19, 41-42).

И съ вашей горы, хотя въ отдаленіи, но виденъ градъ нашъ, возлюбленныя сестры о Господѣ! Тѣ изъ васъ, кои могутъ взирать на него очами, подобными тѣмъ, коими взиралъ съ Елеона на Іерусалимъ Господь нашъ, вѣроятно, не удержатся по временамъ отъ слезъ любви христіанской. Ибо, если Іерусалимъ, градъ избранный и возлюбленный, представлялъ въ себѣ причину къ печали о немъ и слезамъ, то нашимъ ли градамъ хвалиться чистотою нравовъ и богатствомъ добродѣтелей христіанскихъ? Благое посему и истинно-христіанское дѣло сдѣлаютъ таковыя, если, взирая по временамъ отсюда на градъ нашъ и представляя, какъ, по выраженію святаго Давида, пререканіе обходитъ его днемъ и нощію, какъ на стогнахъ его господствуютъ лихва и лесть, какъ множество душъ погибаетъ въ немъ отъ соблазновъ, а нѣкоторые упадаютъ до такого безумія, что обращаютъ себя въ орудіе соблазна, — проліютъ при семъ о градѣ нашемъ слезы состраданія и вмѣстѣ съ ними теплую молитву ко Господу, да подастъ живущимъ въ немъ благодать вѣры и покаянія, да удалитъ отъ нихъ тлетворный духъ роскоши, сладострастія и лихоиманія. Но это — кто можетъ, а съ прочихъ изъ васъ довольно и того, если, воспоминая слезы и слова Спасителя на Елеонѣ о Іерусалимѣ, будутъ при семъ обращаться къ собственной своей душѣ и говорить: о если бы ты, бѣдная душа моя, восчувствовала, сколько разъ Господь призывалъ тебя къ покаянію, и сколько разъ ты убѣгала отъ Него и паки предавалась грѣху и страстямъ! Давно бы въ такомъ случаѣ оставила ты всѣ прочія занятія, и начала плакать день и нощь о грѣхахъ своихъ!

На Елеонѣ, третіе, происходила бесѣда Господа съ учениками о концѣ міра и второмъ пришествіи Его; та бесѣда въ которой указаны Имъ признаки сего пришествія, скорбь велія, имѣющая пріити тогда на всѣхъ живущихъ на землѣ, и предложены правила, какъ надобно вести себя тѣмъ, кои хотятъ срѣтить Жениха съ неугасшими свѣтильниками.

Безъ сомнѣнія, и вы, на вашей горѣ, собираетесь по временамъ для взаимныхъ бесѣдъ. Что служитъ предметомъ ихъ? Не воспрещаемъ бесѣдовать о всемъ полезномъ для души, и даже для тѣла. Научайте, вразумляйте, подкрѣ/с. 347/пляйте, утѣшайте другъ груга словомъ вѣры, любви и упованія. Но весьма хорошо сдѣлаете, если, сидя на возвышеніи горы вашей и взирая на потоки водъ, текущія у подножія ея, — какъ, вѣроятно, и Апостолы взирали съ Елеона на струи потока Кедрскаго, — будете воспоминать послѣднюю бесѣду Елеонскую Спасителя съ учениками и, воспоминая ее, бесѣдовать между собою о послѣднихъ дняхъ міра. Представляйте, какъ тогда померкнетъ солнце, луна не дастъ свѣта, звѣзды спадутъ съ небесе и силы небесныя подвигнутся; какъ потомъ земля наша, и яже на ней дѣла, сгорятъ: какъ вмѣсто нынѣшнихъ явится небо новое и земля новая, въ нихъ же единая правда живетъ (2 Петр. 3, 13); какъ затѣмъ поставятся престолы, возсядетъ Судія и разгнутся книги, какъ соберутся на судъ всѣ племена и языки, какъ произнесется приговоръ, и одни — праведные — пойдутъ въ жизнь вѣчную, а другіе — грѣшные — къ муку нескончаемую. Отъ конца міра, который, можетъ быть, наступитъ еще не скоро, преходите мыслію къ послѣднимъ днямъ и концу собственной вашей жизни, который во всякомъ случаѣ не далекъ отъ каждаго изъ насъ, и представляйте, какъ померкнетъ свѣтъ въ собственныхъ очахъ вашихъ, какъ закроется вашъ слухъ, какъ оставятъ васъ всѣ чувства, какъ душа разлучится съ тѣломъ, и первая — пойдетъ къ Богу на судъ, а послѣднее — ляжетъ въ землю, до дня общаго воскресенія. — Такія бесѣды самымъ лучшимъ образомъ займутъ время ваше, и каждый разъ будутъ оставлять въ душѣ новое расположеніе къ подвигамъ благочестія, новое отвращеніе ко грѣху и удовольстіямъ чувственнымъ, содѣлаютъ васъ смиреннѣе въ духѣ и терпѣливѣе въ перенесеніи скорбей и искушеній. А суетныя бесѣды мірскія, хотя, повидимому, и съ пріятностію занимаютъ слухъ, но въ сердцѣ оставляютъ по себѣ пустоту и сухость, дѣлаютъ человѣка унылымъ и неспособнымъ на подвиги. Бѣгайте сихъ душевредныхъ бесѣдъ, особенно соединенныхъ съ празднымъ любопытствомъ и пересудами ближнихъ. Онѣ и въ мірѣ нетерпимы людьми, умѣющими понимать свое достоинство; а въ монастырѣ — это истинная язва для души и сердца.

На Елеонѣ далѣе, въ вертоградѣ Геѳсиманскомъ, принесена была послѣдняя молитва Господомъ, та дивная молитва, въ коей Онъ троекратно просилъ Отца, да мимо идетъ, если возможно. чаша страданій; молилъ съ такою силою, что, по /с. 348/ свидѣтельству Евангелиста, потъ Его бысть яко капля крови, каплющей на землю. — Геѳсиманская молитва сія выну должна служить въ примѣръ и отраду всѣмъ намъ. Явно, что минута, въ которую принесена она Отцу, была минута чрезвычайная въ самой жизни Спасителя, что въ эту пору Онъ, яко Начальникъ и Вождь нашего спасенія, подвергнутъ былъ и величайшему искушенію внѣшнему, и тягчайшему боренію внутреннему. Какъ же вышелъ побѣдителемъ изъ того и другого? молитвою. Какою? троекратною, стоившею каплей пота кроваваго. Вотъ гдѣ и въ чемъ должно искать отрады и намъ въ минуты скорбей и искушеній — въ молитвѣ! Люди немного могутъ тутъ сдѣлать для насъ, подобно какъ и Апостолы, не смотря на приглашеніе Учителя — бдѣть и молиться, скоро предались сну. Истинно дѣйствительная, всезамѣняющая помощь — отъ единаго Господа. Итакъ, когда увидишь надъ собою какое бы ни было искушеніе, — обиду ли отъ кого, потерю ли какую, нападеніе ли отъ страсти, уныніе ли и тяжесть души и тѣла, — спѣши во внутреннюю клѣть твою и, затворивъ двери, повергнись предъ Отцемъ небеснымъ и моли, да мимо идетъ чаша искушенія, а еще болѣе о томъ, да мимо идетъ твоя нечистая воля и да заступитъ ея мѣсто воля Его всесвятая. Не унывай, если не послѣдуетъ вскорѣ услышанія твоей молитвы: и Сынъ Единородный не вдругъ былъ услышанъ, а обращался къ молитвѣ троекратно Не теряй духа, если искушеніе и послѣ того не скоро пройдетъ: Самъ Спаситель твой пошелъ изъ Геѳсиманіи не на вершину Елеона, а на Голгоѳу. Довольно, если, вслѣдствіе молитвы, воля твоя возсоединится съ волею Господнею; если ты предашь и, такъ сказать, повергнешь судьбу свою въ бездну Его премудрости и благости, кои стократъ лучше насъ знаютъ, когда и что съ нами сдѣлать: могутъ напр., вопреки нашихъ молитвъ, нарочно продлить для насъ искушеніе, какъ это сдѣлано было со святымъ Павломъ, да не превозносимся и научимся ожидать всего не отъ собственнаго ума и крѣпости, а отъ силы Божіей, совершающейся въ немощахъ нашихъ, — но никогда не оставятъ насъ искуситися паче, неже можемъ понести.

Скажемъ въ заключеніе, что не токмо для Божественнаго Сына, но и для Пречистой Матери Его, Елеонъ былъ однимъ изъ любимѣйшихъ мѣстъ для посѣщенія. Туда, какъ гово/с. 349/ритъ преданіе, всего чаще уклонялась Она, по вознесеніи Сына и Господа, на молитву; тамъ получила отъ Архангела радостную вѣсть о своемъ успеніи; тамъ погребено пречистое тѣло Ея; оттуда же потому взято оно и на небо.

Нѣтъ сомнѣнія, что и ваше, сестры о Господѣ, успеніе послѣдуетъ на святой горѣ сей; съ сего Елеона должны вы будете предстать предъ Жениха небеснаго. Старайтесь же, чтобы и ваша кончина была подобна успенію Матери Божіей. И она будетъ таковою, если вы, оставаясь, доколѣ Господь повелитъ, на семъ Елеонѣ, проведете дни свои такъ, какъ проводила Она, то есть въ чистотѣ и смиреніи, въ терпѣніи и молитвѣ, въ дѣлахъ вѣры и любви христіанской. Для сего устремляйте чаще мысли ваши во слѣдъ вознесшагося на небо Господа, памятуя, что гдѣ теперь Онъ, тамъ вскорѣ должно быть и всѣмъ намъ. Видите ли, какъ Онъ всеблагій, возносясь, благословляетъ всѣхъ насъ? — Падемъ же поклонимся Ему, яко Спасителю и Господу, и, укрѣпленные Его благословеніемъ, изыдемъ на дѣло спасенія нашего до вечера нашей жизни. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное въ женскомъ Хорошевскомъ Вознесенскомъ монастырѣ, 1842 г.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 344-349.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.