Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Вознесенія Господня.

Памятуете ли, братіе, къ чему приглашала насъ Церковь, когда мы праздновали сошествіе Господа на землю? — Христосъ на земли, взывала она, возноситеся! Если тогда было умѣстно и нужно такое приглашеніе, тѣмъ паче теперь, когда Христосъ восшелъ на небо. Когда Онъ сходилъ на землю, то повидимому, лучше было оставаться съ Нимъ на землѣ, можно было даже ради Его сойти съ неба, какъ и сходили многіе Ангелы: а теперь явно нѣтъ причинъ оставаться безъ Христа на землѣ, лучше идти къ Нему, быть на небѣ. Христосъ на небеси, возноситеся!

«И кто бы, скажете, не пожелалъ быть на небѣ, если бы не препятствовала тому грубая плоть наша?» — Но, братіе, не наша ли плоть была у Еноха? и однако же онъ преложенъ на небо (Быт. 5, 24), не видѣвъ смерти, то-есть, вознесся туда съ плотію. Не наша ли плоть была у Иліи? и, однако же, онъ восхищенъ на небо на колесницѣ огненной (4 Цар. 2, 11). Не наша ли плоть была у Павла? но онъ былъ на третьемъ небѣ, и слышалъ неизреченные глаголы. Не наша ли плоть была у Маріи Египетской? — но когда она молилась, то св. Зосима видѣлъ ее на лакоть отъ земли. Не наша ли плоть была у всѣхъ мучениковъ, и на что они не шли съ сею плотію? У всѣхъ подвижниковъ? — и какихъ чудесъ не показали они въ сей плоти? — Плоть подлинно влечетъ всѣхъ къ землѣ, ибо она земна; но привлекаетъ и удерживаетъ токмо тѣхъ, кои сами рады сему влеченію, у коихъ духъ столько оземленѣлъ, что потерялъ способность стремиться, сообразно своей природѣ на небо. У тѣхъ же, кои умѣютъ противостоять требованіямъ чувственности, сама плоть постепенно отвыкаетъ отъ земли, принимаетъ /с. 342/ горнее направленіе, становится духовною; и безъ преувеличенія можно сказать, что если бы сіи люди не разрѣшились скоро отъ узъ плоти рукою смерти, то они съ продолженіемъ времени возносили бы самую плоть свою на небо.

Но уступимъ плоти ея тяжесть, не будемъ оспаривать у персти перстнаго; предоставимъ эту честь тѣмъ, кои могутъ вмѣстить оную. Пусть плоть останется на землѣ: что препятствуетъ духу возноситься на небо? Не у него ли способность быть — въ мысляхъ — тамъ, гдѣ захочетъ? Что же препятствуетъ употреблять сію драгоцѣнную способность на то, чтобы, какъ можно чаще, бывать духомъ и сердцемъ на небѣ, у своего Спасителя, среди своихъ небесныхъ собратій? Трудно ли это дѣло? — И, однако же, какъ не многіе устремляютъ, даже позволяютъ устремляться мыслямъ и желаніямъ на небо! Гдѣ не бываютъ мыслями, о чемъ не думаютъ? Но спросите самыхъ многомыслящихъ людей. часто ли они мыслями бываютъ на небѣ? — А безъ сего удивительно ли, что духъ, непрестанно занимаясь земнымъ житейскимъ, тлѣннымъ, наконецъ, самъ земленѣетъ, грубѣетъ и исполняется крушенія и суетности!

«Но, что пользы изъ того, что мы будемъ мыслями возлетать на небо, когда все прочее существо наше остается на землѣ? — Помогаетъ ли бѣдному, что онъ мыслями будетъ жить въ чертогахъ царскихъ? — Бѣдному это не помогаетъ, а намъ поможетъ — думать о небѣ. Ибо, чертоги царя не предоставлены бѣдному, а небо предназначено намъ: думая о небѣ, мы будемъ думать о своемъ; а думать о чемъ-либо часто — не составляетъ малости. У человѣка все зачинается съ мыслей. Начните чаще думать о какомъ угодно предметѣ: этотъ предметъ будетъ все ближе и ближе къ вамъ; потомъ онъ взойдетъ въ нашу душу, наполнитъ ее собою, вытѣснитъ всѣ прочіе предметы, обратится въ управляющее начало всѣхъ вашихъ дѣйствій. — Такъ бываетъ и тогда, когда человѣкъ часто возносится мыслію на небо; онъ исполняется чувствомъ презрѣнія къ міру, становится возвышеннымъ надъ всѣмъ грѣховнымъ, и легкимъ на добро, — небеснымъ.

«Но, скажете, будетъ еще время думать о небѣ, когда мы взойдемъ на небо, по смерти; теперь довольно заботъ земныхъ; зачѣмъ предварять порядокъ вещей? — Затѣмъ, что настоящій порядокъ вещей есть безпорядокъ, — затѣмъ, что /с. 343/ кто не предваритъ, тотъ вовсе опоздаетъ, затѣмъ, что безъ добровольнаго вознесенія въ духѣ при жизни, невольное вознесеніе по смерти не только не пользуетъ, но и обратится въ источникъ мученій.

Такъ, братіе, какъ ни ужасна сія истина, но не подлежитъ никакому сомнѣнію; ибо весьма ощутительно выражается уже теперь. Что происходитъ съ тѣми, кои восходятъ на слишкомъ высокія горы? — Видъ прекрасный: но дыханіе становится тяжелымъ, въ головѣ чувствуется боль, чувство тупѣетъ и, наконецъ, вовсе теряется. Такъ и съ тѣми, кои безъ собственнаго приготовленія, рукою смерти насильно преставляются на небо. Горняя стихія, въ коей блаженствуютъ духи чистые, нестерпима для нечистаго сердца, оно не можетъ дышать ею, и само собою упадаетъ съ высоты небесной — въ адъ!

Посему-то, такъ часто и такъ сильно, священные писатели внушаютъ намъ заранѣе отвыкать отъ земли, возноситься въ горняя умомъ и сердцемъ. Это нужно не для Творца нашего. — Онъ и безъ насъ всегда былъ и будетъ преблаженъ, — а для насъ, для того, чтобъ мы, перешедъ безъ приготовленія на небо, не нашли тамъ себѣ, вмѣсто блаженства, мученія. Ибо небо блаженно не для всѣхъ, а токмо для тѣхъ, кои сами сдѣлались небесными.

«Но какъ пріучить умъ устремляться на небо? Внѣшніе предметы и нужды непрестанно разсѣваютъ его и обращаютъ къ землѣ». Правда, что у человѣка много препонъ къ тому, чтобъ неуклонно взирать умомъ на небо, но не менѣе и побужденій — взирать туда. Надобно только однажды и навсегда утвердить въ душѣ своей мысль, что тамъ — на небѣ все наше — лучшее: послѣ сего взоры ума, и даже тѣла, невольно будутъ обращаться часто къ небу. Въ самомъ дѣлѣ, мы безъ труда помнимъ непрестанно о своемъ домѣ; а гдѣ нашъ вѣчный домъ? Тамъ. — Для насъ не составляетъ трудности вспоминать о родныхъ и близкихъ сердцу: а гдѣ ихъ болѣе, на землѣ, или на небѣ? Тамъ. — Начальники у насъ рѣдко не въ мысляхъ: а гдѣ нашъ Царь и Господь? Тамъ. Такимъ образомъ, говорю: нужно только пробудить мысль о томъ, что значитъ для насъ небо, — и думать о немъ для насъ сдѣлается необходимостію.

Но, любезный собратъ, скажу въ заключеніе: думай или /с. 344/ не думай о небѣ, а ты будешь на небѣ: люби сколько хочешь землю и прилѣпляйся къ ней, а ты оставишь ее навсегда. Твое мѣсто не здѣсь, а — или на небѣ, или — въ адѣ! — Итакъ, лучше все употребить, перенесть всѣ трудности, только явиться на небѣ способнымъ къ небу, нежели, увлекаясь соблазнами, или, побѣждаясь трудностями, быть потомъ низринуту съ неба. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 341-344.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.