Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§4-6) (1938)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§1-3) (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Вознесенія Господня.

Изведъ же ихъ (Апостоловъ) вонъ до Виѳаніи, и воздвигъ руцѣ Свои, и благослови ихъ: и бысть, егда благословляше ихъ, отступи отъ нихъ и возношашеся на небо. И тіи поклонишася Ему, и возвратишася во Іерусалимъ съ радостію великою (Лук. 24, 50-52).

Такъ окончилось земное поприще Спасителя нашего и Господа! Много страдалъ Онъ, много и прославленъ. Не было скорби, какъ Его скорбь, и нѣтъ славы, какъ Его слава. Смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя: тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Іисусовѣ всяко колѣно поклонится, небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Филип. 2, 8-12).

Узримъ ли мы когда-нибудь эту славу Господа нашего? Не только, братіе, узримъ, но каждый, въ своей мѣрѣ, будетъ и наслаждаться сею славою, если токмо не сдѣлаетъ себя того недостойнымъ. Узримъ: ибо Господь въ послѣдней великой молитвѣ Своей Самъ молилъ о семъ Отца Своего: да видятъ, говорилъ Онъ, славу, юже далъ еси Мнѣ (Іоан. 17, 24). /с. 330/ И Ангелы, по вознесеніи Господа, явившіеся Апостоламъ, свидѣтельствовали, что Господь пріидетъ ко всѣмъ намъ въ послѣдній день такимъ же образомъ, какимъ Апостолы видѣли Его восходящимъ на небо (Дѣян. 1, 11). Будемъ даже участвовать въ славѣ вознесшагося Господа, если только не сдѣлаемъ себя того недостойными: ибо Онъ для того и вознесся на небо, дабы приготовить его къ принятію всѣхъ истинныхъ послѣдователей Своихъ. Иду, говорилъ Онъ Апостоламъ, а въ лицѣ ихъ всѣмъ намъ, иду уготовати мѣсто вамъ, и аще уготовлю мѣсто вамъ, таки пріиду и поиму вы къ Себѣ, да идѣже есмь Азъ, и вы будете (Іоан. 14, 2-3). Что это милостивое опредѣленіе касательно насъ нисколько не перемѣнилось и по вознесеніи, свидѣтель тому св. Павелъ, который говоритъ, что въ послѣдній день пришествія Господа вѣрующіе восхищены будутъ на облакахъ, въ срѣтеніе Его на воздухѣ (1 Сол. 4, 17). Значитъ, съ ними, даже по видимости, произойдетъ нѣчто подобное тому, что произошло нынѣ съ Самимъ Господомъ на горѣ Елеонской.

О, братіе, чувствуете ли вы всю важность этого обѣтованія? Все милосердіе и всю любовь къ намъ Господа нашего? Что Онъ и что мы? — И однако же Ему угодно, чтобы мы были тамъ же, гдѣ теперь Онъ, были съ Нимъ во всю вѣчность. Господь увѣнчанъ славою за то, что восшелъ на крестъ; наша вся заслуга состоитъ въ томъ, что мы вознесли Его на крестъ; и однако же Онъ, одинъ понесши крестъ, не хощетъ одинъ наслаждаться славою, хощетъ раздѣлить ее со всѣми нами. Можетъ ли быть любовь болѣе сей любви? — Предназначеніе выше сего предназначенія?

Но, братіе, въ пользу ли намъ это безпримѣрное благоутробіе Господа нашего? — Высокость предназначенія нашего возвышаетъ ли духъ нашъ надъ землею? Отвращаетъ ли сердце наше отъ всего низкаго и грѣшнаго? Отверстое для насъ небо дѣлаетъ ли насъ самихъ сколько-нибудь небесными?

Одинъ путь, братіе, коимъ можно достигнуть и намъ высоты святыя славы, — тотъ же самый, коимъ взошелъ въ славу Господь нашъ; то-есть, путь креста, путь очищенія, самоотверженія, путь внѣшнихъ и внутреннихъ страданій. Памятуемъ ли мы это? И, памятуя, идемъ ли на небо путемъ Христовымъ?

Счастливцы міра, отвѣчайте первые вы. Окруженные бла/с. 331/гами міра, твердо ли помните, что есть блага, коихъ око не видѣ, ухо не слыша, и кои на сердце человѣка не взыдоша, но кои уготова Богъ всѣмъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9)? Стремитесь ли къ симъ благамъ? — Память о нихъ спасаетъ ли васъ отъ пристрастія къ благамъ тлѣннымъ, ко всему временному? Готовы ли вы все обладаемое вами вмѣнить, подобно Апостолу Павлу, во уметы (Филип. 3, 8), чтобы пріобрѣсти или не потерять Христа? Съ радостію ли оставите вся красная міра, коль скоро наступитъ часъ идти въ обители Отца небеснаго? — Умѣете ли, среди наслажденій земнаго счастія, участвовать въ несеніи креста Господня? — Не говорите, что это невозможно, что нельзя совмѣстить съ подвигами самоотверженія величія, власти, богатства, славы и прочихъ благъ земныхъ. Примѣры людей, кои соединяли въ себѣ величіе земное съ небеснымъ, богатство временное съ вѣчнымъ, славу Божію съ человѣческою, ясно показываютъ возможность сего. Итакъ, осуществляете ли въ себѣ эту драгоцѣнную возможность? — Умѣете ли пользоваться благами міра по-христіански? Обращать ихъ въ средства къ стяжанію благъ вѣчныхъ? Дѣлать изъ нихъ предметъ самоотверженія, тѣмъ чистѣйшаго, чѣмъ оно произвольнѣе?

Если Ѳаворъ земнаго счастія возвышаетъ васъ, братіе, надъ всѣмъ земнымъ и приближаетъ къ небу, то — оставайтесь на немъ! Возносящійся Господь благословляетъ высоту вашу. Только блюдитесь, чтобы на семъ Ѳаворѣ не погрузиться въ сонъ, и когда Моисей и Илія будутъ говорить о крестѣ, на коемъ должно распинать ветхаго человѣка, вамъ не заговорить о созданіи для сего человѣка не одной, а трехъ скиній. Помните, что путь на небо не съ Ѳавора, а съ Елеона; а къ Елеону надобно идти чрезъ Геѳсиманію и Голгоѳу.

Вамъ, стенящіе подъ тяжестію бѣдствій и искушеній земныхъ, вамъ нельзя забыть своего креста. Но, можно забыть крестъ Господень! Чужды ли вы сего забвенія? — Можно даже, идя вмѣстѣ съ Спасителемъ на Голгоѳу, нести крестъ не Его, а разбойничій. Нѣтъ ли у васъ сего ужаснаго недостатка? — Если нѣтъ, если вы страждете невинно, или вину свою, подобно благоразумному разбойнику, изглаждаете силою вѣры и слезами покаянія, то вы, не смотря на свое мнимо-несчастное положеніе, блаженнѣе всѣхъ счастливцевъ /с. 332/ міра. Ибо вы со креста пойдете въ рай, а они изъ рая земныхъ сладостей прейдутъ во тьму кромѣшнюю. Но, братіе, чувствуете ли вы преимущество своего положенія въ отношеніи къ вѣчному предназначенію человѣческому? Убѣждены ли совершенно въ томъ, что, по причинѣ злосчастнаго жребія вашего, вы, даже безъ усилій, безъ трудовъ, болѣе другихъ подобны своему Спасителю, ближе къ кресту Его и, слѣдовательно, къ небу? Это драгоцѣнное чувство спасаетъ ли васъ отъ унынія и ропота? Вознаграждаетъ ли для васъ пагубное самодовольство счастливцевъ міра? Укрѣпляетъ ли ваши ослабѣвающія мысли и руки? — Смотрите, братіе, какъ оканчивается поприще креста! Есть ли слава, подобная славѣ вознесшагося Господа? — Такъ окончится и вашъ путь, только слѣдуйте за Нимъ неуклонно. Пусть покиваютъ надъ вами главами и напаяютъ васъ оцтомъ: это все происходитъ и съ вами, какъ съ Нимъ, да сбудется Писаніе (Іоан. 19, 36), — да исполнится воля Отца небеснаго. Пусть полагаютъ васъ въ самый гробъ, приставляютъ стражей и кладутъ печати: вы пройдете безвредно среди самой сѣни смертной, только вѣрно слѣдуйте за Нимъ, только помните, что аще и постраждетъ кто, не вѣнчается, аще не законно мученъ будетъ (2 Тим. 2, 5), — если не будетъ растворять своихъ страданій преданностію Промыслу, не будетъ освящать своихъ скорбей вѣрою въ Искупителя. Тягостно, братіе, служить отребіемъ міра, быть предметомъ гоненій, жить въ нищетѣ; но это путь Господень! — Оставите ли вы его потому, что онъ ведетъ далеко, дальше всѣхъ путей мірскихъ — на небо? — Помните, что Господь съ высоты непрестанно призираетъ на васъ и благословляетъ ваше терпѣніе. Пройдетъ нѣсколько лѣтъ, можетъ быть, дней испытанія, и вы будете съ Нимъ, войдете въ Его славу, насладитесь тѣмъ, что выше всего міра. Тецыте же, дондеже постигнете (1 Кор. 9, 24), или паче, будете постигнуты вашимъ Господомъ.

Но для чего мы ограничиваемъ наше собесѣдованіе одними счастливыми и несчастными? — Путь Господень долженъ быть путемъ всѣхъ и каждаго. За всѣхъ насъ равно пострадалъ Господь нашъ; для всѣхъ равно отверсто и небо. Итакъ, вопрошу всѣхъ и каждаго: на многое ли въ нашей жизни можемъ указать мы и сказать, что это такъ сдѣлано или оставлено нами потому, что мы предназначены для /с. 333/ неба, что намъ должно быть нѣкогда съ нашимъ Господомъ? Можемъ ли указать въ нашихъ поступкахъ хотя на что-либо подобное? — Удержались ли мы хотя одинъ разъ отъ грѣха, сдѣлали ли хотя одну добродѣтель — при мысли, что Господь нашъ взираетъ на насъ съ небесъ? — Ахъ, братіе, какъ ни малъ вопросъ сей, но едва ли не найдется между нами людей, кои не могутъ и на него отвѣчать утвердительно. Что же значитъ наша вѣра въ вознесшагося Господа? Вѣримъ, или не вѣримъ Ему? — Если вѣримъ, гдѣ дѣла? — Если не вѣримъ, для чего носить и имя Его? — Кто истинно вѣритъ въ свое небесное предназначеніе, тотъ не можетъ быть земнымъ; у того увѣренность сія по необходимости бываетъ началомъ, одушевляющимъ весь образъ его мыслей и чувствъ, всю его жизнь и всѣ отношенія. Какъ предназначенный къ наслѣдованію престола, но удаленный отъ сего предназначенія на время обстоятельствами, никогда не забываетъ, что ему должно быть нѣкогда повелителемъ, вездѣ, гдѣ прилично, обнаруживаетъ высоту своего званія: такъ, истинный христіанинъ, во всѣхъ обстоятельствахъ жизни, при всѣхъ случаяхъ памятуетъ, что онъ наслѣдникъ неба, сонаслѣдникъ Христу, и дѣйствуетъ сообразно сему предназначенію. Посмотря на него пристально, всматриваясь въ его жизнь, всякій и невѣрующій замѣтитъ, что онъ смотритъ не столько на видимое, сколько на невидимое, живетъ не столько настоящимъ, временнымъ, сколько будущимъ, вѣчнымъ, что сердце его гдѣ то далеко, не въ этомъ мірѣ, что животъ его сокровенъ высоко, въ Богѣ. Такими точно и казались нѣкогда христіане язычникамъ.

Но много ли, братіе, такого въ насъ? Есть ли хотя что-либо неземное, небесное, Христово? — Если есть, то мы, подобно Апостоламъ, можемъ возвратиться въ домы свои отъ горы Елеонской съ радостію. Благословеніе возносящагося Господа въ такомъ случаѣ принадлежитъ и намъ, равно какъ и обѣтованіе Святаго Духа. При сошествіи Своемъ Онъ не мимоидетъ тѣхъ, кои принадлежатъ Христу.

Въ противномъ случаѣ, намъ принадлежитъ, и еще съ большею силою, упрекъ, сдѣланный Ангелами при вознесеніи Господа. Съ большею, говорю, силою; ибо имъ сказано было: что стоите, зряще на небо (Дѣян. 1, 11)? — за то только, что они, по своей любви и усердію, продолжали, /с. 334/ долѣе надлежащаго, взирать на небо, пріявшее Господа ихъ и Учителя. А намъ должно сказать другое, противное: сынове человѣчестіи, что стоите, зряще не на небо, а на землю? Для чего прилѣпляетесь всѣмъ сердцемъ къ землѣ, для чего стремитесь непрестанно за однимъ временнымъ и тлѣннымъ? Или думаете, что земля во вѣкъ стоитъ (Еккл. 1, 4), и потому можно основать на ней вѣчныя жилища? — Но будетъ время, когда небо и земля, вами любимыя, мимоидутъ (Матѳ. 24, 35). — Или мыслите, что Господь оставилъ навсегда землю и отдалъ ее на жертву страстей вашихъ? Но Онъ придетъ такъ же, какъ отшелъ, потребуетъ отчета у приставниковъ земли, взыщетъ данныхъ талантовъ, произведетъ судъ надъ всею землею. Что убо стоите, зряще на землю? Обратите очи къ небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на васъ взирающаго. Вступите на путь къ небу, давно предъ вами лежащій, для легкости на немъ сбросьте всѣ тяжести грѣха, васъ подавляющія, пріимите въ руки ваши крестъ и теките къ своему Спасителю, пока Онъ благословляетъ васъ на путь сей, пока не затворилось отверстое небо, пока Ангелы, небесные и земные, приглашаютъ васъ въ обители Отца небеснаго.

Слышимъ, слышимъ, блаженные небожители, голосъ вашъ, — и хощемъ вступить на путь Господень; только подкрѣпите насъ и сопутствуйте намъ вашею помощію. Наипаче же Ты Самъ, милосердый Спасителю нашъ и Господи, Ты Самъ не остави насъ, сирыхъ духомъ и немощныхъ. Призри съ небесе на благое произволеніе и немощь нашу, виждь и благослови насъ на путь Твой, облеки на немъ силою свыше и утверди колеблющіяся стопы наши, доколѣ не прейдемъ въ гору святую Твою и не соединимся съ Тобою. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 329-334.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.