Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Преполовенія.

И всегда мы выходимъ предъ васъ, братіе, не съ своими мыслями и умствованіями, а съ тѣмъ, что находимъ въ /с. 327/ словѣ Божіемъ и у св. отцевъ Церкви приличнаго дню и мѣсту. Нынѣ тѣмъ паче должно поступить такимъ образомъ: ибо на нынѣшній день есть готовая проповѣдь, произнесенная Самимъ Господомъ нашимъ. Простительно ли было бы намъ не обратить вниманія вашего на сію проповѣдь?

Вы слышали начало въ нынѣшнемъ Евангеліи, гдѣ сказано: въ преполовеніе праздника взыде Іисусъ въ церковь и учаше (Іоан. 7, 14). Ниже Евангелистъ сказываетъ, чему именно училъ Господь въ нынѣшній день. Выслушаемъ Его:

Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (ст. 37, 38).

Чтобы лучше уразумѣть связь сей проповѣди съ временемъ, въ которое, и обстоятельствами, при коихъ произнесена она, должно припомнить, братіе, что въ праздникъ кущей между другими обрядами былъ и тотъ, чтобы брать торжественно воду изъ источника Силоамскаго и носить въ храмъ іерусалимскій. Одинъ изъ главныхъ священниковъ въ сопровожденіи хора левитовъ исходилъ для сего изъ храма, сходилъ подъ гору, на коей находился онъ, черпалъ золотымъ сосудомъ воду изъ Силоамскаго источника, приносилъ его на главѣ въ храмъ среди гласа трубъ и органовъ, и тамъ возливалъ на алтарь. Священная церемонія сія была одна изъ самыхъ величественныхъ и сопровождалась такимъ веселіемъ въ народѣ, что у евреевъ образовалось присловіе: тотъ не знаетъ радости, кто не видалъ радости священной воды въ праздникъ кущей. Вода же самая, носимая такимъ образомъ, означала собою частію прошедшее, — тѣ воды, кои евреи на разъ чудесно получали во время странствованія по пустынѣ, частію будущее — дары благодати, имѣвшіе излиться во время пришествія Мессіи на Его послѣдователей.

Теперь представьте, что во время несенія первосвященникомъ воды силоамской ко храму, когда толпы народа не помнили себя отъ веселія и радости, Іисусъ Христось остановился на одномъ изъ возвышенныхъ мѣстъ при храмѣ и величественнымъ гласомъ взываетъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ: вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. То есть, какъ бы говорилъ Онъ іудеямъ: вода, за коею исходите вы съ /с. 328/ такимъ торжествомъ, которую пьете съ такою радостію, хотя есть самая чистая, но она утоляетъ жажду только одного тѣла и только на время; но въ васъ есть жажда духа, которой не можетъ утолить никакая вода. Хотите ли утолить и сію жажду, утолить навсегда? Обратитесь ко Мнѣ, увѣруйте въ Меня, предайте себя всецѣло и навсегда Мнѣ. Я дамъ такую воду, которую испившій не будетъ имѣть жажды никогда. Напротивъ, сами сдѣлаетесь живоноснымъ источникомъ для другихъ, непрестающимъ, неизсякающимъ. Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы.

Можно судить, какое вниманіе должна была обратить на себя такая проповѣдь, сказанная въ такомъ мѣстѣ и въ такое время. Безъ сомнѣнія, большая часть шедшаго за первосвященникомъ народа остановилась предъ Іисусомъ Христомъ и начала слушать Его. Изъ слушавшихъ одни тотчасъ заговорили: Сей есть воистину Пророкъ, другіе: Сей есть Христосъ (ст. 40). Когда враги Господа, фарисеи и книжники, не терпя дѣйствій столь необыкновенной проповѣди, послали тотчасъ слугъ своихъ взять Проповѣдника и привести къ нимъ на судъ, то посланные сами обратились въ слушателей и, возвратившись къ пославшимъ ни съ чѣмъ, въ оправданіе свое говорили: николиже тако есть глаголалъ человѣкъ, яко Сей Человѣкъ (ст. 46).

Но насъ должно занимать не столько дѣйствіе проповѣди Господа на іудеевъ, сколько ея отношеніе къ намъ и нашему спасенію. И мы исходимъ нынѣ на воду освящать ее и несемъ съ торжествомъ въ церковь, и для насъ священный обрядъ сей составляетъ источникъ радости и веселія духовнаго. И безъ сомнѣнія вода наша столь же выше и святѣе воды Силоамской, сколько благодать новаго завѣта выше буквы закона іудейскаго. Но можно ли о водѣ и нашей сказать, чтобы она утоляла всю жажду безсмертнаго духа? Это могли утверждать только незнающіе. Посему и при нашемъ нынѣшнемъ священнодѣйствіи и прилично и должно возглашать въ слухъ всѣхъ проповѣдь Господню, сказанную іудеямъ, по случаю воды Силоамской: аще кто жаждетъ, говорилъ Спаситель іудеямъ, а теперь говоритъ намъ. И кто же не жаждетъ? И въ тѣлѣ жажда возобновляется иногда на день по нѣскольку разъ, а въ душѣ она /с. 329/ всегда. Умъ жаждетъ познать, все хочетъ болѣе и болѣе и не можетъ удовлетвориться ничѣмъ. Сердце жаждетъ ощущеній, всегда новыхъ и новыхъ, и никогда не скажетъ — довольно! Желанія неутомимы въ поискѣ, и дайте имъ что угодно и сколько угодно, никогда не остановите ихъ и не наполните.

Разные способы употребляетъ человѣкъ для удовлетворенія жажды своего существа. Главные изъ нихъ слѣдующіе четыре:

Познанія и мудрость — ими думаемъ мы угасить жажду ума.

Душевныя и чувственныя удовольствія — ими надѣемся угасить жажду сердца.

Стяжанія различныя — ими покупаются угасить жажду вожделѣній и похоть очесъ.

Чести, достоинства и отличія — они служатъ къ угашенію жажды къ возвышенности и совершенству.

(Не окончено.)

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 326-329.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.