Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ недѣлю Ваій.

Для чего мы нынѣ беремъ въ руки вѣтви или, лучше сказать, пріемлемъ ихъ изъ рукъ Церкви? Очевидно, въ память того, что съ подобными вѣтвями въ настоящій день былъ срѣтаемъ Господь и Спаситель нашъ, при Его торжественномъ входѣ въ Іерусалимъ. Но символы и обряды Церкви таковы, что они, приводя собою на память прошедшее, всегда содержатъ въ себѣ поученіе и урокъ для настоящаго. Чему же поучаютъ насъ вѣтви нынѣшнія?...

Онѣ, можно сказать, чувственно изображаютъ для насъ высокія истины христіанства.

Безъ солнца вѣтвь гола и какъ бы мертва, хотя въ ней все есть, что явится лѣтомъ. Есть, но не можетъ обнаружиться во внѣ; ибо для этого потребна сила тепла. Такъ и съ душею нашею. Въ ней, такъ какъ она есть образъ Божій, есть способность ко всему доброму и святому. Но само по себѣ, въ естественномъ состояніи человѣка все это мертво и безжизненно. Потребенъ свѣтъ Христовъ, необходима теплота благодати Духа Божія. При ихъ токмо дѣйствіи, подъ ихъ токмо осѣненіемъ человѣкъ грѣшникъ оживаетъ отъ грѣховъ и страстей для новой жизни въ Богѣ.

Но и свѣтъ Христовъ и благодать Духа, хотя дѣйствуютъ на всѣхъ людей, но не во всѣхъ производятъ оживленіе духовное. Почему? Нынѣшнее явленіе сіе изъясняютъ намъ собою тѣ же вѣтви. Солнце весеннее подѣйствуетъ на всѣ древа земныя, на все, что ни растетъ на лицѣ земли; но не все одѣнется зеленью на древахъ, нѣкоторыя вѣтви останутся голы и мертвы. Почему? Потому что въ нихъ /с. 322/ потеряна способность къ принятію жизни отъ свѣта и теплоты весенней. Таковы именно нераскаянные грѣшники. Въ нихъ нѣтъ вѣры, нѣтъ покаянія, нѣтъ желанія спасенія: посему для нихъ не дѣйствительны ни свѣтъ Христовъ, ни теплота Духа Святаго. Но вѣтвь изсохшая уже не можетъ возвратить себѣ жизни, этого не въ состояніи сдѣлать самый искусный садовникъ, а грѣшникъ, какъ бы ни былъ ожесточенъ во грѣхѣ, доколѣ живетъ на землѣ, можетъ ожить. Ибо вѣтвь не имѣетъ свободы, а человѣкъ имѣетъ ее. Посему вѣтвь и нельзя винить за то, что она и среди весны останется голою и сухою. А человѣка всегда можно винить, ибо въ его власти всегда престать быть сухою вѣтвію и начать зеленѣть и цвѣсти. Но сухія вѣтви, хотя онѣ и невинны въ своей сухости, собираютъ однако же, чтобы не портили собою вида деревъ и садовъ, и онѣ служатъ пищею для огня. Судите же, останется ли навсегда въ вертоградѣ Господнемъ грѣшникъ, если будетъ походить на вѣтвь сухую? Нѣтъ, и это хврастіе будетъ собрано и повергнуто въ огонь.

Вторая истина, изображенная нынѣшними вѣтвями, есть наше отношеніе къ Спасителю нашему. — Помните, съ чѣмъ сравниваетъ Онъ это отношеніе? Вѣтви съ деревомъ. Насъ, послѣдователей Его, именуетъ вѣтвями, а Себя корнемъ и стволомъ, именуетъ и присовокупляетъ, что какъ вѣтвь не можетъ быть плодоносною и даже имѣть жизни, если не будетъ на стволѣ: такъ и мы, если не пребудемъ въ Немъ, то есть не пребудемъ въ такомъ тѣсномъ, живомъ союзѣ, въ какомъ бываетъ вѣтвь съ деревомъ.

Ученіе — важное, отъ приведенія коего въ дѣйствіе зависитъ наша жизнь духовная. И его, повторю, приводятъ намъ на память наши вѣтви. Посмотрите на любую изъ нихъ: какъ скоро она отдѣлена отъ своего стебля, — уже начала терять жизнь, — и скоро потеряетъ ее совершенно: ибо жизнь вѣтви не на стеблѣ — смерть. Поставивъ въ воду, вы можете продлить жизнь въ вѣтви на нѣкоторое время, но не замѣните стебля; вода можетъ даже содѣйствовать къ тому, чтобъ вѣтвь дала небольшіе листья. Но все это не прочно и должно кончиться смертію...

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 321-322.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.