Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ недѣлю Ваій.

И яко приближися, видѣвъ градъ, плакася о немъ (Лук. 19, 41).

На три случая указывается намъ въ Евангеліи, когда плакалъ Господь нашъ: плакалъ Онъ вчера, при гробѣ друга Своего Лазаря; будетъ плакать въ саду геѳсиманскомъ, во время молитвы къ Отцу, да мимо идетъ чаша страданій; и плачетъ нынѣ при взглядѣ на Іерусалимъ погибающій. Слезы геѳсиманскіе такъ высоки и таинственны, что о нихъ дерзновенно было бы бесѣдовать ко всѣмъ, — и слезы виѳанскія не безъ таинства: ибо, для чего, повидимому, плакать у гроба того, кто въ эту же минуту имѣлъ быть вызванъ изъ гроба? Слезы нынѣшнія іерусалимскія — просты и ясны: Господь плачетъ о Іерусалимѣ, потому что Іерусалимъ не разумѣетъ времени своего посѣщенія, не плачетъ самъ о грѣхахъ своихъ.

Итакъ, это наши слезы, возлюбленный слушатель, ибо онѣ пролиты Господомъ, безъ сомнѣнія, не объ одномъ Іерусалимѣ, а и о насъ съ тобою, грѣшникахъ сущихъ! Это слезы о тебѣ, непослушный сынъ Церкви, который, свергнувъ святое иго вѣры, возложенное на тебя еще благочестивыми родителями, предался вольнодумству и глумленію надъ предметами священными! Это слезы о тебѣ, жестокій властелинъ, который, забывъ общую всѣмъ намъ природу и общее всѣмъ намъ упованіе жизни вѣчной, томишь подруч/с. 306/ныхъ своихъ, какъ бы они созданы были не для славы Божіей и не для ихъ вѣчнаго спасенія, а для тяжкой работы на удовлетвореніе твоимъ прихотямъ! Это слезы о тебѣ, безчувственный богачъ, который поработилъ душу свою бездушному металлу, погребъ сердце и всѣ святыя чувства его въ неправедныхъ счетахъ и разсчетахъ! Это слезы о тебѣ, недостойный пастырь Церкви, который вмѣсто того, чтобъ быть устами Божіими для народа, предстателемъ предъ Богомъ о людскихъ невѣжествіяхъ, стоишь между алтаремъ и собраніемъ вѣрныхъ, яко стѣна повапленна, на ней же написана не милость Божія, а твой собственный судъ и осужденіе! Господь плачетъ и доселѣ о каждомъ грѣшникѣ. Ибо какъ не плакать, когда онъ идетъ видимо въ бездну, изъ коей нѣтъ возврата, и, имѣя въ рукахъ своихъ жизнь вѣчную, безумно мѣняетъ ее на суету и тлѣніе? Какъ не плакать о грѣшникѣ, когда столько средствъ, употребленныхъ для примиренія его съ Богомъ, для возвращенія ему правъ на рай потерянный, къ стяжанію для него царствія небеснаго, остаются туне и безъ плода? И яко приближися, видѣвъ градъ, плакася о немъ.

Не помогли слезы Господа Іерусалиму! Не уразумѣлъ онъ тайны благодатнаго входа въ него и слезъ, надъ нимъ проліянныхъ, и за то преданъ доселѣ на попраніе языкомъ! Не помогутъ слезы Господа и намъ съ тобою, возлюбленный слушатель, если мы, подобно іерусалимлянамъ, останемся безчувственны во грѣхахъ нашихъ. Для того, чтобы сими безцѣнными слезами омыты были грѣхи наши, надобно, чтобы къ нимъ примѣшались собственныя наши слезы о грѣхахъ нашихъ, чтобы печаль, исполнявшая сердце Господа, перешла въ нашу душу, и изгнала изъ ней всѣ нечистыя и зловредныя радости грѣховныя. Посему не удивляйтесь, если мы, вмѣсто веселія, пригласимъ васъ къ слезамъ. Пусть Пророкъ восклицаетъ: радуйся, дщи Сіоня! этотъ гласъ къ душамъ чистымъ; онѣ могутъ и должны, по Апостолу, радоваться не нынѣ только, а и всегда (Филип. 4, 4). А намъ должно болѣе плакать, нежели радоваться, ибо мы доселѣ во грѣхахъ и нераскаяніи: грѣшникамъ же нѣсть радоватися, глаголетъ Самъ Господь. — Сія святая печаль по Бозѣ не помѣшаетъ впрочемъ и радости истинной, которая у грѣшника, каковы мы, и можетъ произрасти токмо изъ слезъ. Въ самомъ дѣлѣ, /с. 307/ посмотрите, какъ будетъ радостенъ для насъ праздникъ Воскресенія Господня, если мы наступающую недѣлю проведемъ въ слезахъ покаянія! Онъ такъ будетъ свѣтелъ, какъ никогда не былъ доселѣ, — чего да сподобитъ насъ всѣхъ Господь Своею всемощною благодатію! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 305-307.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.