Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ недѣлю Ваій.

Днесь благодать Святаго Духа насъ собра, и вси вземше крестъ Твой, глаголемъ: благословенъ Грядый во имя Господне! Осанна въ вышнихъ! (Такъ воспѣваетъ нынѣ святая Церковь.)

Но кто же изъ насъ бралъ крестъ? Мы всѣ брали ваіи, а креста никто не бралъ, кромѣ развѣ священнодѣйствующихъ. И однако же, братіе, Церковь не смотритъ на наши ваіи, а говоритъ о крестѣ; оставляетъ видимое и обращается къ невидимому!

Такъ и должно быть при настоящемъ празднествѣ: иначе насъ далеко превзойдутъ древніе іудеи. У нихъ, по видимости, было гораздо болѣе, нежели теперь у насъ: ибо ваіи у нихъ были отъ финиковъ и пальмъ, съ коими наши бѣдныя вѣтви никакъ не могутъ идти въ сравненіе; притомъ нѣкоторые изъ іудеевъ постилали на пути Христовомъ самыя ризы свои, чего у насъ никто никогда не дѣлалъ. Чѣмъ же послѣ сего намъ превзойти іудеевъ, если не будетъ у насъ невидимаго? У нихъ все было, недоставало одного креста; старѣйшины ихъ только еще дѣлали въ это время крестъ, но и сдѣлавъ его, возложили потомъ не на себя, а на Іисуса. Такимъ образомъ, крестъ весь остался на долю христіанъ. И вотъ почему Церковь съ такою радостію приглашаетъ всѣхъ къ принятію его: вси вземше крестъ, — забытый и отверженный іудеями!

Но, братіе, Церковь всегда по праву можетъ такъ возглашать о крестѣ, ибо она и основана на крестѣ, и возрастаетъ подъ крестомъ, и крестомъ побѣждаетъ и вѣнчается. Но, по праву ли возглашаемъ, такимъ образомъ, съ Церковію мы? Ахъ, если бы, дѣйствительно, всѣ мы взяли крестъ Христовъ, то міръ давно бы содѣлался раемъ, и съ лица земли исчезли бы бѣдствія, отъ коихъ такъ тяжко /с. 303/ страдаемъ всѣ мы! Правда, въ крещеніи всѣ мы принимаемъ крестъ Христовъ, но у многихъ это крестоношеніе продолжается не далѣе того, пока они придутъ въ возрастъ, и начнутъ понимать себя и дѣйствовать! — У нѣкоторыхъ едва ли не первое дѣйствіе, такъ называемаго, совершеннолѣтняго разума состоитъ въ томъ, что они навсегда слагаютъ съ себя крестъ, возложенный при крещеніи, — начинаютъ поступать и дѣйствовать, какъ бы на нихъ не было никогда никакого креста! — Всѣ мы являемся съ крестомъ въ рукахъ и во гробѣ; но вы сами знаете, братіе, каково это явленіе! — Многіе ли изъ лежащихъ во гробѣ со крестомъ берутъ крестъ сей сами? — Большей части онъ влагается въ руки уже во гробѣ, безъ ихъ согласія, можетъ быть даже противъ ихъ воли!... Есть люди, кои въ продолженіе жизни вызываются на особенное несеніе креста Христова, и въ знаменіе того, а равно и въ укрѣпленіе своихъ обѣтовъ, пріемлютъ его торжественно изъ рукъ Церкви. Но много ли и изъ сихъ Симоновъ Киринейскихъ, задѣвшихъ понести крестъ (Матѳ. 27, 32), доносятъ его до мѣста лобнаго, до своея кончины? Увы, нѣкоторые, не успѣвъ сойти съ Синая высокихъ обѣтовъ, уже повергаютъ взятый крестъ и разбиваютъ его, какъ Моисей скрижали, только не по святой ревности Моисеевой, а по гласу и требованію страстей и обаяній мірскихъ! Такимъ образомъ, не знаю, братіе, многіе ли изъ насъ могутъ по праву воспѣвать съ Церковію: вземше крестъ, глаголемъ? — Глаголать и воспѣвать можемъ всѣ, а взять крестъ на самомъ дѣлѣ, тѣмъ паче, взять и держать всегда, взять и нести постоянно, — о, коль, не многіе, не многіе!

Что же дѣлать? Перемѣнить пѣснь Церкви? Поставить вмѣсто креста ваіи? Но, если бы мы вознебрегли крестомъ, то Церковь не разстанется съ нимъ. Безъ креста Церковь — не церковь, равно какъ и христіанинъ — не христіанинъ. Лучше, братіе, воздвигнемся и мы отъ разслабленія духовнаго и поревнуемъ идти, куда ведетъ, — взять то, что даетъ Церковь.

Въ самомъ дѣлѣ, если когда христіанину крестъ необходимъ, то въ настоящіе дни. Царедворецъ облекается во знаменія служенія своего, когда ему нужно предстать лицу цареву; воинъ осматриваетъ все оружіе свое, когда ему /с. 304/ предстоитъ смотръ воинскій отъ его полководца; ученикъ повторяетъ всѣ уроки и упражняетъ себя во всѣхъ опытахъ науки, когда готовится къ испытанію. Скоро, братіе, и мы должны будемъ предстать своему Царю: какъ предстанемъ, если не будетъ на насъ знаменія царскаго служенія — креста? Скоро и намъ — духовнымъ воинамъ, произведенъ будетъ духовный смотръ на Голгоѳѣ: какъ явиться предъ лице Вождя, безъ главнаго оружія — креста? Скоро откроется у подножія гроба Христова испытаніе и нашей вѣры и любви: можно ли ожидать успѣха, если въ рукахъ нашихъ не будетъ единственнаго орудія небесной мудрости — креста? — И пусть бы нашъ Царь принималъ насъ на Голгоѳѣ съ престола; а то Онъ будетъ принимать — съ креста! Пусть бы нашъ Военачальникъ возсѣдалъ на трофеяхъ; а то Онъ возсѣдаетъ — на крестѣ! Пусть бы нашъ Учитель преподавалъ Свою мудрость съ какой-либо великолѣпной каѳедры; а то Онъ преподаетъ ее — со креста! Какъ же послѣ сего къ такому Царю, такому Вождю, такому Наставнику явиться — безъ креста? Посему-то Церковь заранѣе нынѣ напоминаетъ всѣмъ намъ о крестѣ, совѣтуетъ взять его заблаговременно, дабы въ продолженіе наступающихъ дней научиться, хотя сколько-нибудь, имъ дѣйствовать. Ибо, по непривычкѣ — имѣть крестъ въ рукахъ и нести его, легко можетъ случиться, что у нѣкоторыхъ онъ, и взятый, выпадетъ изъ рукъ, какъ выпадаетъ оружіе у воина неопытнаго.

Итакъ, надобно взять крестъ, взять заранѣе и всѣмъ: то-есть, братіе, что сдѣлать? Во-первыхъ, отвергнуть мудрованія ума и плѣнить его въ послушаніе вѣры; пусть научится мудрствовать не по стихіямъ міра, а по Христѣ (Колос. 2, 8): это будетъ крестъ для ума, по паденіи естественно взимающагося на разумъ Божій (2 Кор. 10, 5). Должно отрѣшиться своея воли и заключить ее въ волѣ Божіей и въ законѣ Господни, — начать искать не своея славы, или богатства, или удовольствія, а славы Божіей, спасенія своего и ближняго: это будетъ крестъ для самолюбивой нашей воли, которая стремится содѣлать себя средоточіемъ всего. Должно пріучить сердце свое къ тому, чтобъ оно умѣло ощущать горечь мірскихъ радостей и сладость лишенія христіанскаго, умѣло радоваться въ стра/с. 305/даніи, почитать пріобрѣтеніемъ лишенія: это составитъ крестъ для грѣховнаго сердца, которое теперь не можетъ безъ содроганія и слышать о скорбяхъ и крестѣ. Должно, наконецъ, все существо свое наклонить, сколько возможно, подъ крестъ, и расположить всю земную жизнь свою такъ, чтобъ она служила къ совлеченію ветхаго человѣка, къ умерщвленію страстей, къ обузданію гордости и сластей житейскихъ.

Когда мы, братіе, сдѣлаемъ все это, или по крайней мѣрѣ начнемъ дѣлать, тогда не напрасно будемъ воспѣвать: вси вземше крестъ; а до того времени, какъ хотите, пѣснь сія — не наша, и служитъ намъ въ обличеніе! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 302-305.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.