Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ недѣлю Ваій, на всенощномъ бдѣніи.

Итакъ, воскресеніе мертвеца четыредневнаго не осталось безъ дѣйствія — дщерь Сіонова пробудилась! И смотрите, съ какимъ торжествомъ срѣтается Тотъ, Кто доселѣ не имѣлъ, гдѣ главы подклонить! Срѣтается такъ, какъ никогда не срѣтали ни Давида, ни Соломона. Взирая на знаки усердія, Ему теперь оказуемые, вѣроятно, не одинъ добрый израильтянинъ благодарилъ въ душѣ своей Бога и думалъ, что колебаніе умовъ и совѣстей, произведенное во всей Іудеѣ ученіемъ и чудесами великаго Пророка Галилейскаго, кончилось наконецъ, что отнынѣ Онъ, признанный отъ всѣхъ за давно ожидаемаго Мессію и Спасителя, вступитъ во всѣ права Свои надъ народомъ іудейскимъ и начнетъ въ мирѣ и тишинѣ совершать дѣло спасенія дщери Сіоновой.

/с. 300/ И однако же, братіе мои, все это срѣтеніе и вся эта торжественность и усердіе были только минутнымъ зрѣлищемъ. Пройдетъ нѣсколько дней, — и тотъ же народъ, который теперь, не помня себя отъ радости, восклицаетъ: осанна Сыну Давидову, — онъ же, не меньшею толпою, окружитъ преторію Пилата и будетъ преизлиха вопіять: возьми, возьми, распни Его!

Судя по сему, можно бы даже подумать, что знаки радости и усердія, въ такомъ обиліи нынѣ расточаемые при срѣтеніи грядущаго въ Іерусалимъ Господа, были слѣдствіемъ не истиннаго чувства, а плодомъ лицемѣрія и желанія усыпить свою жертву, дабы тѣмъ вѣрнѣе привести ее на мѣсто закланія. Между тѣмъ Іерусалимъ радуется нынѣ дѣйствительно отъ всей души; лицемѣріе кроется только въ сердцѣ нѣкоторыхъ, неисправимыхъ и безчувственныхъ, фарисеевъ.

Откуда же, имѣющая вскорѣ послѣдовать, необыкновенная превратность мыслей и чувствъ, умовъ и сердецъ? — Отъ пагубнаго легкомыслія, — отъ того, что дщерь Сіонова, какъ замѣтилъ Самъ Спаситель, не уразумѣла времени посѣщенія (Лук. 19, 44) своего, не приняла труда подумать, что требуется отъ нея, дабы святая радость, нынѣ ею овладѣвшая, осталась за нею навсегда. Какъ пришли въ восторгъ случайно, увлекшись видимостію; такъ случайно же придутъ въ ярость ожесточенія, положившись на то, что внушитъ злоба и клевета.

Много можно было бы сказать противъ сего преступнаго легкомыслія іудейскаго, но къ чему послужили бы для насъ въ семъ случаѣ подобныя обвиненія? Дщерь Сіонова уже суждена и осуждена Тѣмъ, Кто избралъ ее нѣкогда изъ всѣхъ дщерей человѣческихъ. Довольно посмотрѣть на каждаго изъ потомковъ древняго Израиля, чтобы съ ужасомъ признать на немъ печать гнѣва Божія.

Вмѣсто осужденія іерусалимлянъ, гораздо полезнѣе обратиться къ себѣ самимъ и посмотрѣть, не происходитъ ли и съ нами подобнаго? — Наше ежегодное, во время великаго поста, говѣніе, наше покаяніе и исповѣдь, наше причащеніе Святыхъ Таинъ, что все это, какъ не торжественное срѣтеніе Господа и Спасителя, грядущаго къ душѣ нашей подобно тому, какъ шелъ Онъ нынѣ въ Іерусалимъ погибающій? Кто изъ насъ не является при семъ якоже единъ отъ усерд/с. 301/ныхъ іерусалимлянъ? Какъ они вопіяли: «осанна Сыну Давидову!» такъ и каждый изъ насъ говоритъ: «вѣрую, Господи, и исповѣдую!» Каждый именуетъ себя первымъ изъ грѣшниковъ; каждый клянется — не давать лобызанія якоже Іуда; каждый не ризы токмо свои, но и самого себя повергаетъ на землю предъ чашею Завѣта. Можно ли, казалось бы, усомниться въ искренности и твердости таковыхъ чувствъ и обѣщаній? — И Господь каждый разъ полагается на слова наши, вѣритъ нашимъ устамъ и сердцу, — и преподаетъ намъ Тѣло и Кровь Свою!

Но что выходитъ изъ всего этого? Долго ли остаемся мы вѣрны обѣтамъ нашимъ? — Проходитъ нѣсколько дней, — и мы тѣ же, что были прежде: опять прежніе грѣхи, прежнія страсти, то же нерадѣніе о своей душѣ и совѣсти, та же жестокость къ ближнимъ, та же безумная приверженность къ утѣхамъ чувственнымъ.

Судя по сему, и о насъ надлежало бы подумать, что мы каемся, исповѣдуемся, причащаемся не отъ расположенія сердечнаго, а лицемѣрно. Но въ насъ не бываетъ сего. Мы воистину хотѣли бы своего спасенія; и каждый разъ, приступая къ исповѣди и причащенію, надѣемся сдѣлаться лучшими. Что же мѣшаетъ тому? Помилованіе принято, благодать освященія преподана, на душѣ и совѣсти легче и свѣтлѣе: откуда же опять возникаетъ зло и нечистота? Кто паки повергаетъ насъ въ бездну грѣха и погибели? — Наше легкомысліе... Мы не принимаемъ труда упрочить святое дѣло покаянія; не беремъ мѣръ противъ прежнихъ наклонностей грѣховныхъ; удовлетворяясь нѣсколькими днями говѣнія, останавливаемся на одной наружности таинства; — и доброе, въ насъ начавшееся, — не поддержанное, не питаемое, подавляемое, — слабѣетъ, вянетъ, исчезаетъ.

И сколько разъ въ жизни повторяется надъ нами это злополучное приключеніе! Израильтяне разъ токмо, въ день входа Господа во Іерусалимъ, оказались предъ Нимъ такъ легкомысленными и клятвопреступными: мы дѣлаемъ то же самое каждый годъ; и многіе, вѣроятно, будутъ дѣлать то же до конца жизни своей... Увы, можетъ ли быть что-либо злополучнѣе?

Обратимъ же, братіе мои, обратимъ вниманіе на столь бѣдственное состояніе души нашей. Вотъ, и еще оканчи/с. 302/вается одинъ изъ великихъ постовъ. Да не будетъ и онъ, подобно прежнимъ, повтореніемъ нашихъ невѣрностей предъ Господомъ! Да содѣлается онъ постомъ истинно великимъ для насъ тѣмъ, что мы, въ продолженіе его, оставили навсегда путь грѣха и погибели и начали жизнь чистую и святую! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 299-302.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.