Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день празднества въ честь иконы Всемилостиваго Спаса [1].

И будетъ егда возглаголють вамъ сынове ваши: что есть служеніе сіе? рцыте имъ: жертва пасха сія Господу, Иже покры домы сыновъ израилевыхъ во Египтѣ, егда поби египтяны, домы же наши избави (Исход. 12, 26).

Издалека привожу вамъ слова сіи, но привожу потому, что они весьма близко идутъ къ настоящему дню и мѣсту. Сказаны /с. 296/ они Моисеемъ, и содержатъ, какъ видите, заповѣдь касательно праздника пасхи. Учредивъ его въ память чудеснаго избавленія первенцевъ израильскихъ въ Египтѣ отъ смертоноснаго Ангела, поразившаго первенцевъ египетскихъ. Моисей предвидѣлъ, что для новыхъ, грядущихъ поколѣній подробности давно прошедшаго благодѣянія Божія содѣлаются не такъ извѣстными, и самые обряды праздника не такъ вразумительными. Посему и предписываетъ въ приведенныхъ словахъ, чтобы во время праздника пасхи, совершавшагося по домамъ, каждый отецъ семейства дѣлался его истолкователемъ и, такъ сказать, проповѣдникомъ для своихъ домочадцевъ, дабы такимъ образомъ всѣ, отъ велика до мала, знали, за что именно, кому и для чего празднуютъ. И будетъ егда возглаголютъ вамъ сынове ваши: что есть служеніе сіе? рцыте имъ: жертва пасха сія Господу, Иже покры домы сыновъ израилевыхъ во Египтѣ, егда поби египтяны, домы же наши избави (Исх. 12, 26).

Какъ ни велико разстояніе мѣстъ и временъ, но наше празднество настоящее видимо походитъ на древнее празднество израильское. Ибо и мы празднуемъ нынѣ въ память освобожденія нѣкогда града и страны нашей отъ смертоноснаго ангела, ихъ поражавшаго. Продолжительность времени, съ тѣхъ поръ протекшаго, легко можетъ привести въ забвеніе у новыхъ поколѣній не только подробности, самую сущность благодѣянія Божія, оказаннаго предкамъ нашимъ. Поелику же прилежная память о семъ крѣпко нужна для всѣхъ потомковъ: то и мы почли долгомъ повторить въ слухъ вашъ заповѣдь Моисееву, съ прошеніемъ исполнять ее, какъ можно прилежнѣе.

Итакъ, отцы и матери, если во время настоящаго праздника дѣти ваши вопросятъ васъ, что значитъ служеніе сіе? — пріимите трудъ сказать имъ, что это благодарственная жертва Господу за то, что Онъ покрылъ нѣкогда милосердіемъ Своимъ градъ и страну нашу отъ смертоносной язвы, въ нихъ свирѣпствовавшей. А если бы и не было со стороны дѣтей подобнаго вопроса, то начните сами бесѣду о семъ и спросите ихъ: знаютъ ли они, почему нынѣ весь городъ нашъ празднуетъ такъ свѣтло? — Какъ бы хорошо было, если бы даже вошло въ постоянное обыкновеніе семейное подобной бесѣдѣ посвящать трапезу настоящаго дня! /с. 297/ Такимъ образомъ трапеза сія приняла бы характеръ священной; благодѣянія Божіи не приходили бы въ забвеніе и, живя въ памяти новыхъ поколѣній, располагали бы ихъ къ принятію новыхъ благодѣяній Божіихъ; самыя празднества по случаю сихъ благодѣяній перестали бы походить на тѣ изъ надгробныхъ памятниковъ, кои, потерявъ бывшую на нихъ надпись, не могутъ указывать, надъ кѣмъ они воздвигнуты.

А чтобъ облегчить для всѣхъ васъ святое дѣло, мною вамъ предлагаемое, и чрезъ оживленіе памяти о благодѣяніи Божіемъ усилить во всѣхъ и каждомъ чувство благодарности и духовную радость настоящаго дня, мы соберемъ изъ лѣтописи сказанія о самомъ событіи и предложимъ вашему вниманію.

За два почти вѣка предъ симъ, въ царствованіе благочестивѣйшаго царя Алексѣя Михайловича, отечество наше посѣщено было однимъ изъ тѣхъ ужасныхъ бичей, кои праведное небо въ гнѣвѣ своемъ посылаетъ иногда на землю для пробужденія отъ сна грѣховнаго цѣлыхъ странъ и народовъ. — Явилась язва. — Подобно всѣмъ подобнымъ бичамъ, она пришла съ востока, двигалась медленно; но тамъ, гдѣ прошла, долго некому было умирать. Градъ нашъ, защищаемый самою отдаленностію, былъ одною изъ послѣднихъ жертвъ; но язва показала надъ нимъ, что для нея все равно, — первая или послѣдняя жертва. Никакая крѣпость силъ и возраста не защищала; никакая предосторожность не помогала; никакое искусство не спасало. Къ смертности присовокупилась ужасная внезапность: шелъ ли кто, стоялъ ли, сидѣлъ ли — вдругъ падалъ и умиралъ въ мукахъ. Страхъ смерти разорвалъ наконецъ всѣ самыя крѣпкія и нѣжныя узы, подавилъ всѣ прочія чувства: дѣти убѣгали отъ отца, мать бросала зараженнаго младенца; домы и стогны наполнены были мертвецами непогребенными.

Въ такомъ ужасномъ положеніи протекло четыредесять дней. Вдругъ, какъ молнія изъ тучи, блеснула по граду свѣтлая мысль — воздвигнуть — для отраженія язвы — однимъ днемъ храмъ Богу Спасителю. Лѣтописи не сказываютъ, въ чьемъ умѣ или сердцѣ родилась сія мысль святая; но самое послѣдствіе показало, что она пришла свыше. Всѣ ялись за сію мысль, какъ утопающіе за вервь съ брега. Святой подвигъ немедленно соображенъ во всѣхъ подробно/с. 298/стяхъ; взвѣшены средства и препятствія; назначены трудящіеся и распорядители труда; настоящій день избранъ къ совершенію дѣла великаго.

И вотъ, съ наступленіемъ ночи открывается умилительное зрѣлище! Вмѣсто того, чтобъ предаться сну и покою, цѣлый городъ приходитъ въ движеніе; все, еще живущее, стремится къ одному мѣсту. Одни спѣшатъ трудиться, другіе быть по крайней мѣрѣ свидѣтелями труда; болѣе крѣпкіе несутъ на раменахъ своихъ то, что должно составить крѣпость зданія и лечь въ основаніе; слабѣйшіе и малолѣтные то, что необходимо для его украшенія: у каждаго, великаго и малаго, въ рукахъ знакъ усердія Богу Спасителю. И вотъ весь градъ, при озареніи свѣтильниковъ, собранъ на мѣстѣ, гдѣ теперь стоимъ мы. Все готово; ожидается только наступленіе минуты священной... Наконецъ, бьетъ полночь, и вмѣстѣ съ тѣмъ раздается первый звукъ зиждущихъ. Зданіе растетъ столь быстро, какъ бы само выходитъ готовое изъ земли; первые лучи восходящаго солнца уже освѣщаютъ собою храмъ Богу Спасителю; а предъ послѣдними лучами солнца заходящаго уже совершена въ немъ безкровная жертва за спасеніе живыхъ и упокоеніе умершихъ.

Такой подвигъ вѣры и любви не могъ остаться безъ дѣйствія и отвѣта съ неба. Ужасная язва съ самаго сего дня потеряла силу; и вскорѣ совершенно исчезла, оставивъ по себѣ одну память — гнѣва и милости Божіей!

Не давайте же, возлюбленные, ослабѣвать и исчезать сей святой памяти! Да не перестаютъ сыны сыновъ вашихъ знать, что десница Божія была нѣкогда видимо простерта надъ градомъ симъ, грозная и милующая, карающая и спасающая, — и да научатся ходить въ страхѣ Божіемъ, по стопамъ благочестивыхъ предковъ. Ахъ, если бы сохранялась живо память древней казни небесной, то она сохранила бы насъ отъ дальнѣйшаго растлѣнія нравовъ, и мы не были бы подвергнуты новому бичу небесному, который въ недавнія времена прошелъ по странѣ нашей съ древнимъ опустошеніемъ и ужасами. Ибо для чего посылаются язвы отъ Господа? ужели для того только, чтобы убивать и истреблять? Нѣтъ, онѣ посылаются для того, чтобы пробуждать, вразумлять и спасать страхомъ тѣхъ, кои невнимательны къ гласамъ кроткимъ. Почему посѣтила насъ и послѣдняя ужасная язва? /с. 299/ Безъ сомнѣнія потому, что мы забыли прежнія наказанія, возмнили, что можемъ жить и грѣшить ненаказанно. Воспользуемся же самымъ наказаніемъ нашимъ, и живою памятію о томъ, что было, предохранимъ себя отъ того, что въ случаѣ духовнаго нечувствія нашего опять быть можетъ.

А между тѣмъ, заботясь о сохраненіи временной жизни отъ всякаго рода язвъ тѣлесныхъ, не забудемъ, что есть ужасныя язвы духовныя, отъ коихъ гибнутъ тысячи душъ и сердецъ. — Язвамъ сего рода какъ будто суждено проходить съ противной стороны — отъ запада. Одна изъ нихъ особенно свирѣпствуетъ въ наши времена и похищаетъ у Церкви Божіей множество чадъ. Вы знаете, въ чемъ состоитъ она? Человѣкъ, ею пораженный, остается, повидимому, тотъ же; но теряетъ вѣру и совѣсть, перестаетъ быть чувствительнымъ къ слову Божію и таинствамъ, оставляетъ упованіе жизни вѣчной и ставитъ себя произвольно въ рядъ тварей гиблющихъ. О, блюдите, братіе, души и сердца ваши отъ сей ужасной язвы; храните, всяцѣмъ храненіемъ храните отъ ней дѣтей и домочадцевъ вашихъ; и когда будете притекать съ моленіемъ къ сей иконѣ Бога Спасителя, первѣе всего молитесь и просите, да покроетъ Онъ благодатію Своею домы ваши отъ сего душетлѣннаго недуга. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное въ вологодской всеградской церкви, созданной въ память избавленія отъ язвы, бывшей въ 17 вѣкѣ.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 295-299.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.