Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Нерукотвореннаго Образа.

Христіанскіе праздники таковы, что каждый изъ нихъ содержитъ самъ по себѣ поученіе: но въ иныхъ празднествахъ /с. 283/ это поученіе сокрыто въ глубинѣ празднуемаго событія, а въ иныхъ оно лежитъ, такъ сказать, на его поверхности. Такъ настоящій праздникъ въ честь Нерукотвореннаго Образа поучаетъ многому и важному уже самымъ названіемъ своимъ. Извѣстно, почему онъ называется такимъ образомъ: потому что Господь Іисусъ благоволилъ отпечатлѣть чудесно на убрусѣ образъ Свой для Авгаря, едесскаго владѣльца, тогда какъ посланный отъ Авгаря для снятія сего образа, живописецъ никакъ не могъ сдѣлать того своимъ искусствомъ. Событіе само по себѣ частное, касающееся одного Авгаря и его художника; но истина, въ немъ выраженная, важна и поучительна для всѣхъ. Въ самомъ дѣлѣ, одному ли Авгарю нужно имѣть у себя образъ Христовъ? — Это необходимость для всѣхъ и каждаго. Съ тѣхъ поръ, какъ мы лишились чрезъ грѣхъ, въ лицѣ нашихъ прародителей, образа Божія, первою и послѣднею обязанностію каждаго человѣка желающаго достигнуть цѣли бытія своего, есть возстановленіе въ себѣ сего потеряннаго образа. Кто же возвратитъ намъ сей драгоцѣнный образъ? Кто въ состояніи отпечатлѣть его въ душѣ и во всемъ существѣ нашемъ? Никто, кромѣ Самаго Бога, Его Единороднаго Сына и Духа Всесвятаго. Истинный образъ Божій, какъ поставляемый въ невинномъ человѣкѣ, такъ и возстановляемый въ человѣкѣ падшемъ, всегда былъ и есть нерукотворенъ. Сомнѣваться въ семъ можетъ токмо тотъ, кто никогда искренно не приступалъ къ великому дѣлу возстановленія въ себѣ образа Божія, и водится въ сужденіи о семъ не опытомъ, а однѣми своими мыслями и воображеніемъ. Въ семъ обманчивомъ зеркалѣ точно можетъ представляться возможнымъ для человѣка совершенно исправить себя и достигнуть богоподобія собственными силами: иначе — умствуетъ разумъ — что будетъ значитъ свобода человѣческая? Къ чему естественное стремленіе къ совершенству? Для чего законъ, требующій отъ человѣка чистоты и богоподобія? — Все это прекрасныя по виду мысли: но начни не умствовать, а дѣйствовать, стань образовать себя по образу Божію не въ мысляхъ только и на бумагѣ, а на самомъ дѣлѣ и въ жизни; тогда увидишь, что значитъ свобода наша: это теперь способность уже не вставать и идти, а дать поднять себя и вести; узнаешь, много ли можетъ произойти изъ твоего естественнаго стремленія къ совершенству, — можетъ про/с. 284/изойти: благое намѣреніе и повременная рѣшимость достигать совершенства, повременное же усердіе и вѣрность въ употребленіи средствъ, къ тому служащихъ, внѣшнее благоустроеніе своей жизни, и нѣкіе начатки исправленія внутренняго, а отнюдь не самое совершенство, не та чистота мыслей и сердца, не то благолѣпіе духовное, не та твердость въ добрѣ, кои необходимо требуются отъ существа, созданнаго по образу Божію и предназначеннаго для вѣчнаго блаженнаго общенія съ Существомъ всесовершеннымъ; поймешь тогда, къ чему служитъ и законъ, непрестанно напоминающій тебѣ о совершенствѣ, хотя ты и не можешь достигнуть его собственными силами: онъ служитъ къ тому, чтобы не находя средствъ, достигнуть сей цѣли въ самомъ себѣ, обратился всѣмъ существомъ своимъ къ Тому, Кто одинъ можетъ дать тебѣ на то способность и силы, то есть, къ Господу и Спасителю Твоему, Который, будучи единственнымъ и совершеннымъ образомъ ѵпостаси Отчей, для того и сошелъ на землю, чтобы отпечатлѣть Самимъ Собою сей образъ во всѣхъ тѣхъ, кои представляютъ Ему для сего души свои какъ чистый убрусъ.

Чтобы еще болѣе пояснить ту важную истину, что человѣкъ, потерявши чрезъ грѣхъ образъ Божій, не можетъ самъ собою возстановить его въ себѣ, то есть, совершенно очистить и исправить сердце и природу свою, для сего употребимъ простое сравненіе, взятое отъ настоящаго празднества. Что нужно бываетъ, дабы отпечатлѣть на чемъ-либо снова образъ, изгладившійся или поврежденный? — Нужно, во-первыхъ, размягчить то вещество, на которомъ хотятъ сдѣлать отпечатокъ; потомъ необходима вѣрная и прочная печать съ изображеніемъ; а наконецъ должно извѣстнымъ образомъ приложить сію печать на веществѣ приготовленномъ. Теперь смотрите, въ состояніи ли человѣкъ проникнуть волею своею до глубины природы своей, очистить всѣ силы и способности свои отъ всего посторонняго и нечистаго, размягчить ихъ и довести до той степени совершенства, чтобы они могли принять на себя и сохранить въ себѣ святѣйшія черты образа Божія? Явно, что для сего размягченія, сего расплавленія, грубой натуры нашей мало теплохладнаго дыханія устъ нашихъ, мало слабаго огня любви нашей къ Богу; для сего потребно всесильное дуновеніе Духа Божія, все/с. 285/проницающій огонь любви Іисусовой: они только могутъ проникнуть до раздѣленія души и духа нашего, изгнать изъ сердца все чуждое и богопротивное, умягчить твердое, открыть заглохшее, оживить обмершее, кратко, содѣлать душу и сердце способными вообразиться первою добротою, по образу Создавшаго.

Даже, если бы человѣкъ имѣлъ въ себѣ столько силы, чтобы приготовить существо свое для отпечатлѣнія въ немъ образа Божія, то это приготовленіе есть только приступъ къ дѣлу, а не самое дѣло. Для отпечатлѣнія въ себѣ образа Божія, необходима, какъ мы замѣтили, печать съ симъ образомъ. Но гдѣ сія печать? — Печати, равнообразной лицу Божію, нѣтъ нигдѣ, кромѣ Самого Сына Божія. Онъ, и Онъ единъ есть отпечатлѣнный образъ существа Отчаго. Кто же въ состояніи дѣйствовать ею, кромѣ ея самой? — Правда, что Сынъ Божій, по безпредѣльной любви Своей къ намъ, всегда готовъ дать Себя намъ, дабы мы посредствомъ Его отпечатлѣвали въ себѣ образъ Отца Его и нашего; но кто можетъ дѣйствовать Имъ безъ Него Самого! — Мы и къ Нему Самому не можемъ приблизиться, если не Отецъ, пославый Его, привлечетъ насъ, а приблизившись ничего другаго не можемъ сдѣлать болѣе, какъ предать Ему себя, какъ вещество, для возсозданія насъ по образу Его.

Имѣя въ виду все сіе, будемъ, братіе, употреблять съ своей стороны всѣ силы на то, чтобы сколько можно болѣе очищать себя отъ всего грѣховнаго и богопротивнаго, чтобы день ото дня преуспѣвать въ добродѣтели и приближаться въ духѣ къ Творцу и Господу нашему; но престанемъ и думать, чтобы мы собственными силами могли достигнуть цѣли бытія своего, чтобы своими усиліями успѣли возстановить въ себѣ образъ Божій: это дѣло всемогущей благодати Божіей. Истинный образъ Божій всегда нерукотворенъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 282-285.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.