Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на Преображеніе Господне, по благословеніи плодовъ.

Настоящее празднество, братіе, какъ сами видите, имѣетъ, между прочимъ и ту особенность, что нынѣ приносятся въ храмъ и освящаются плоды вертоградовъ нашихъ. Обычай являться предъ лице Господне съ начатками плодовъ такъ древенъ, что мы находимъ первые слѣды его еще въ семействѣ перваго человѣка. Въ Церкви подзаконной, сообразно духу ветхаго завѣта, даже строгимъ закономъ предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всѣхъ плодовъ земныхъ, кои, принесенные ко храму, поступали потомъ въ удѣлъ священно-служителей его. Въ новомъ завѣтѣ нѣтъ подобной заповѣди: но чувство сыновней любви и благодарности предъ Богомъ-Благодѣтелемъ, столь свойственное чадамъ новаго закона благодати, само собою располагаетъ не прежде посягать на употребленіе плодовъ но/с. 281/ваго лѣта, какъ освятивъ ихъ принесеніемъ въ храмъ Господень и призваніемъ надъ ними всеосвящающаго имени Божія; посему-то обычай приносить въ храмъ новые плоды для освященія принадлежитъ къ древнѣйшимъ христіанскимъ обычаямъ. Въ православной Греціи, откуда вмѣстѣ съ вѣрою и богослуженіемъ перешли къ намъ и всѣ священныя обыкновенія, къ настоящему дню поспѣваетъ уже гроздіе виноградное: почему въ молитвѣ и испрашивается благословеніе преимущественно для гроздія, коимъ особенно изобилуютъ страны восточныя. Въ большей части нашего отечества нѣтъ сего плода по причинѣ сѣвернаго положенія страны нашей; но въ замѣнъ сего, Провидѣніе Божіе, раздѣляющее Свои дары всѣмъ неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами, кои, по тому самому, вмѣсто гроздія приносятся нынѣ въ храмъ для освященія. Зрѣлище пріятное и вмѣстѣ поучительное!

Да, братіе, и поучительное: принося въ даръ Господу плоды полей и вертоградовъ нашихъ, не забудемъ, что мы должны быть самыми плодоносными древами въ вертоградѣ Господнемъ, который есть Церковь Божія.

Святый Давидъ не напрасно благочестиваго человѣка уподобляетъ древу, насажденному при исходищахъ водъ, еже и плодъ свой дастъ во время свое. Не напрасно и Самъ Спаситель истинныхъ учениковъ Своихъ сравниваетъ съ гроздіями или вѣтвями виноградными, кои, заемля отъ Него, яко Божественной лозы, сокъ жизни, должны приносить плодъ многъ. Въ противномъ случаѣ, то есть, непринесенія надлежащихъ плодовъ, каждой душѣ грѣшной угрожается изверженіемъ изъ вертограда и поверженіемъ въ огнь, подобно какъ то дѣлаютъ и вертоградари съ безплодными древами. Такъ и должно быть непремѣнно: ибо если для вертоградаря земнаго крайне непріятно, когда его многолѣтніе труды надъ деревомъ не приносятъ ему плода подобающаго, то стократъ огорчительнѣе для Вертоградаря небеснаго, когда душа человѣческая, стоившая Ему толикаго попеченія, остается безплодною. Ибо, что дѣлаютъ земные вертоградари для своихъ вертоградовъ? Иждиваютъ на нихъ только свое имущество и тратятъ свои попеченія, а небесный Вертоградарь положилъ за вертоградъ самую Свою душу. Послѣ сего, какъ дорого для Него должно быть всякое /с. 282/ древо, — каждая душа вѣрующая! Какъ пріятенъ плодъ отъ вертограда! и какъ горько безплодіе деревъ худыхъ!

Какой же плодъ принесемъ мы нынѣ, братіе, Господу отъ вертограда душъ и сердецъ нашихъ? — Плодъ сей есть наше духовное преображеніе. Не думайте, чтобы я употреблялъ сіе выраженіе по одному приспособленію къ настоящему дню: нѣтъ, того требуетъ самое дѣло. Разгните книги святаго писанія, и вы увидите, что паденіе рода человѣческаго состояло не въ другомъ чемъ, какъ въ томъ, что онъ чрезъ грѣхъ лишился образа Божія, его во время невинности украшавшаго и бывшаго источникомъ всѣхъ прочихъ совершенствъ; увидите также, что спасеніе наше, совершаемое силою заслугъ Христовыхъ и благодатію Святаго Духа, состоитъ потому самому не въ другомъ чемъ, какъ въ возстановленіи въ насъ первобытнаго образа Божія, то-есть, говоря другими словами, въ нашемъ преображеніи изъ чадъ грѣха, проклятія и гнѣва, въ чада святыни, любви и благословенія. Такое преображеніе есть главный предметъ вѣры, нашей дѣятельности, нашей жизни; и оно-то потому самому должно быть первымъ и послѣднимъ отъ насъ плодомъ небесному Вертоградарю, стяжавшему насъ кровію Своею.

Взирая убо нынѣ съ благоговѣніемъ на лице Господа, сіяющее на Ѳаворѣ яко солнце, помыслимъ, братіе, что подобная слава предстоитъ и намъ: ибо праведницы, сказано, просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца небеснаго; и помысливъ о семъ, обратимъ вниманіе на свое сердце и свою жизнь, дабы видѣть, есть ли въ нихъ хотя начатки той чистоты и того совершенства, кои потребны для сего славнаго преображенія. Тѣ, кои обрѣтутъ въ себѣ нѣкій залогъ сего будущаго блаженства, да поспѣшатъ принести его въ даръ Господу и Спасителю своему, яко плодъ не столько собственныхъ усилій, сколько Его всемощной благодати. А тѣ, кои приникая къ лицу бытія своего, обрѣтутъ образъ души своей темнымъ и неблаголѣпнымъ, да не замедлятъ просвѣтиться свѣтомъ отъ лица преобразившагося Господа. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 280-282.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.