Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Бесѣда въ навечеріи Преображенія Господня.

Пріидите нынѣ, лучшимъ измѣньшеся измѣненіемъ, себе наутріе добрѣ уготовимъ, на гору предвзыти Божію святую, неизмѣнно Христову славу блистающу узрѣвши, ясно паче солнца: и Троичнымъ озаряеми свѣтомъ, о семъ прославимъ Того схожденіе (На предпразднство Преображенія, стих. на вечерни 3).

Итакъ Церковь святая не хочетъ, братіе, чтобъ мы были только слушателями о преображеніи возлюбленнаго Жениха ея; желаетъ, напротивъ, всѣмъ намъ самимъ взойти на гору святую и быть самовидцами Божественнаго величія Спасителя нашего. И подлинно, если въ какомъ случаѣ нужно присоединить къ слуху видѣніе, то здѣсь. Преображеніе Господа есть одно изъ самыхъ восхитительныхъ для духа и сердца зрѣлищъ: свидѣтель тому Петръ, хотѣвшій навсегда остаться на Ѳаворѣ. Кромѣ того, происходящее на Ѳаворѣ съ Спасителемъ, при всемъ величіи своемъ, не чуждо всѣмъ намъ; ибо и каждаго христіанина, по слову /с. 266/ Апостола, ожидаетъ преображеніе отъ славы въ славу (2 Кор. 3, 18). Поелику же преображеніе наше должно совершиться не по другому какому-либо образцу, какъ по образу преображенія Господня: то какъ не желать увидѣть въ лицѣ преобразующагося Господа образъ будущаго собственнаго преображенія? — Итакъ, пріидите, уготовимъ себе взыти на гору Божію святую.

«Но, какъ взойти на гору, находящуюся отъ насъ въ такомъ отдаленіи? — Какъ увидѣть то, чего теперь тамъ уже нѣтъ? — Ибо хотя бы мы прешли въ обѣтованную землю и взошли на Ѳаворъ, то не нашли бы тамъ теперь никакихъ слѣдовъ преображенія Господня». Такъ! Но по сему самому уже явно, братіе, что Церковь отнюдь не разумѣетъ чувственнаго видѣнія, когда приглашаетъ насъ зрѣть славу преображенія Господня. Духъ человѣка можетъ преноситься всюду и во всѣ времена, — быть съ тѣмъ, что давно минуло, видѣть многое, что сокрыто отъ очей тѣлесныхъ: и такое видѣніе можетъ быть для внутренняго человѣка нашего еще дѣйствительнѣе и благотворнѣе, нежели видѣніе очами тѣлесными. Къ подобному-то духовному восходу на Ѳаворъ, для созерцанія тамъ преображенія Господня, приглашаетъ насъ нынѣ святая Церковь!

Но такой восходъ и такое видѣніе, по самому существу своему, требуютъ духа чистаго и возвышеннаго, мысли легкой и парящей, сердца свободнаго отъ земныхъ узъ. Чей духъ подавленъ плотію, кто въ плѣну у страстей, омраченъ похотями, покрытъ прахомъ суетъ, — тотъ часто не видитъ и того, что находится предъ очами тѣлесными, не слышитъ, что говорятъ ему во уши, забываетъ все окружающее, даже самого себя. Такому ли человѣку возноситься духомъ на Ѳаворъ? — Такому ли видѣть Моисея и Илію? Слышать гласъ Отца, свидѣтельствующаго о Сынѣ? — Ѳаворъ мѣсто святое, святѣе купины Моисеевой и Синая; чтобы взойти на него, надобно иззуть сапоги отъ ногъ (Исх. 3, 5), оставить у подошвы его все, не говорю грѣховное, даже земное; тутъ мѣсто одной вѣрѣ Петра, одной любви Іоанна, одному упованію и терпѣнію Іакова.

Но кто къ симъ доволенъ (2 Кор. 2, 16)? — Гдѣ искать таковыхъ добродѣтелей? Церковь знаетъ сіе, вѣдаетъ нечистоту и тяжесть нашу, видитъ крайнюю неспособность мно/с. 267/гихъ пренестися чистою мыслію на Ѳаворъ и быть въ духѣ самовидцами Божественной славы преобразующагося Господа; посему и совѣтуетъ съ такимъ усердіемъ всѣмъ предуготовить себе добрѣ наутріе къ сему подвигу и измѣниться лучшимъ измѣненіемъ. — Измѣненіе сіе должно состоять не въ перемѣнѣ одеждъ и украшеній, не въ омовеніяхъ и прикрасахъ, не въ одномъ отложеніи трудовъ и занятій, — ибо послѣ такого измѣненія духъ и сердце могутъ оставаться со всѣмъ прежнимъ безобразіемъ. — а въ премѣнѣ чувствъ, чтобы сердце, сколько можно болѣе, освободить отъ привязанности къ видимымъ, тлѣннымъ благамъ, и обратить къ ощущенію радости духовной и блаженства небеснаго, являющагося въ лицѣ Спасителя; — въ премѣнѣ мыслей, чтобы умъ, занимавшійся понятіемъ вещей дольнихъ, сужденіемъ о дѣлахъ житейскихъ, обратился къ созерцанію тайнъ вѣры и надежды, открывающихся на Ѳаворѣ; — въ премѣнѣ воли, чтобы она, оставивъ всѣ нечистыя и богопротивныя правила, коими руководствуется въ дѣйствіяхъ, обратилась къ волѣ Божіей, рѣшилась, послѣдуя гласу свыше: Того послушайте (Матѳ. 17, 5), слушаться во всемъ закона и Евангелія, а не своихъ предразсудковъ и похотей. Только такое измѣненіе есть поистинѣ лучшее; а всѣ прочія, дѣлаемыя для праздника, измѣненія, какъ бы они ни казались и ни были благовидными, суть худшія. — Измѣнившійся таковымъ измѣненіемъ, и токмо онъ одинъ, способенъ взойти на Ѳаворъ и видѣть славу Преображенія.

«Но можно ли въ такое краткое время, какое остается до утрія, произвести въ себѣ столь великую перемѣну?» — Намъ самимъ, братіе, невозможно произвести сіе чудо, не только въ краткое время, но и въ цѣлую вѣчность. Это можетъ содѣлать одна благодать Святаго Духа. Но она всегда при насъ и въ насъ, коль скоро мы начинаемъ хотя думать о Богѣ. Тѣмъ паче она поможетъ намъ, когда мы рѣшимся обратиться всецѣло къ Богу. Съ нею, съ благодатію Божіею, въ самое краткое время можно измѣниться самымъ лучшимъ измѣненіемъ, требуемымъ Церковію. Чтобы глубже укоренить въ себѣ сію необходимую для насъ (грѣшниковъ) увѣренность, послушаемъ святаго Златоуста, который также приглашалъ нѣкогда своихъ слушателей къ подобному измѣненію на лучшее.

/с. 268/ «Пусть никто мнѣ не говоритъ», вѣщалъ онъ, «что немного времени до будущаго собранія. Ибо можно перемѣнить все житіе не токмо въ пять дней, но и въ одно мгновеніе. Что напр. хуже разбойника и человѣкоубійцы? Не крайнее ли это зло? Однако онъ не потребовалъ ни цѣлыхъ дней, ни даже половины дня, но въ одно мгновеніе и на верхъ добродѣтелей востекъ и въ рай вселился. Посему можно вдругъ перемѣниться и сдѣлаться златымъ вмѣсто бреннаго. Поелику добродѣтель и порокъ не отъ природы, то премѣненіе, будучи свободно отъ всякой необходимости, удобно. Аще хощете, и послушаете Мене, говоритъ Богъ, благая земли снѣсте (Исаіи 1, 19). Видишь, потребно одно хотѣніе: только хотѣніе не простое и какое имѣютъ многіе, а дѣятельное!»

«Знаю я», продолжалъ святый витія, «что вы желаете возлетѣть на небо; (о, если бы можно было сказать это самое и о всѣхъ насъ, теперь бесѣдующихъ!) — но должно желаніе сіе показать на дѣлѣ. Ибо купецъ, желая обогатиться, не останавливается на томъ, чтобы имѣть хотѣніе сіе только въ душѣ, но уготовляетъ корабль, собираетъ матросовъ, приглашаетъ кормчаго, и другими потребностями снабдѣваетъ судно, беретъ золото взаймы, переплываетъ море, отходитъ въ чужую землю, подвергается многимъ опасностямъ и всѣмъ другимъ невзгодамъ, какія извѣстны мореплавателямъ: такъ и намъ должно показать желаніе! Ибо плывемъ и мы — только не изъ земли въ землю, но отъ земли на небо. Итакъ, сдѣлаемъ мы нашу мысль способною къ успѣшному управленію плаваніемъ, которое бы возвело насъ горѣ; приготовимъ служителей покорныхъ ей и корабль твердый, который какъ не погружался бы отъ несчастій и печали житейской, такъ и не возносился бы высоко духомъ гордости, но былъ бы удобенъ и легокъ. Ежели такой будемъ имѣть корабль и такихъ — кормчаго и служителей, то будемъ плыть благополучно, и Сына Божія, истиннаго Кормчаго, привлечемъ къ себѣ, Который не попуститъ потонуть кораблю нашему, но ежели и безчисленные возвѣютъ вѣтры, запретитъ вѣтрамъ и морю, и вмѣсто бури произведетъ великую тишину».

«Приготовивши себя такимъ образомъ», заключаетъ святый Златоустъ, «придите въ слѣдующее собраніе, если же/с. 269/лательно вамъ услышать и сохранить въ душѣ вашей что-нибудь полезное» (Бес. 2 на Іоанна). Тѣмъ же самымъ заключимъ теперь, братіе, и мы, приглашая васъ къ завтрашнему собесѣдованію. Между тѣмъ — благословеніе Господне на васъ Того благодатію и человѣколюбіемъ преобразившагося Господа! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 265-269.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.