Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ недѣлю по просвѣщеніи.

Настоящій день недѣльный содержитъ немалое поученіе для насъ въ самомъ названіи своемъ; ибо называется недѣлею по просвѣщеніи. Наименованіе весьма поучительное, происшедшее отъ того, что праздникъ Богоявленія, за коимъ слѣдуетъ настоящая недѣля, назывался въ древности днемъ просвѣщенія, или свѣтовъ; а назывался такъ потому, что въ навечеріи его просвѣщались вѣрою и крестились оглашенные, въ знаменіе чего возжигалось множество свѣтиль/с. 262/никовъ. Нося въ продолженіе семи дней послѣ крещенія бѣлую одежду, новокрещенные въ настоящій день недѣльный въ послѣдній разъ являлись въ сей одеждѣ въ церковь: и она въ послѣдній разъ имѣла утѣшеніе видѣть ихъ облеченными знаменіемъ чистоты и непорочности, сообщенной имъ чрезъ таинство и ожидаемой отъ нихъ въ ихъ нравахъ и жизни.

Нынѣ, братіе, день Богоявленія служитъ временемъ крещенія развѣ въ странахъ отдаленныхъ, гдѣ, при обращеніи дикихъ народовъ, нерѣдко повторяются не только обычаи, даже чудеса временъ Апостольскихъ. Мы же всѣ пріемлемъ крещеніе вскорѣ послѣ нашего рожденія и тогда же облекаемся въ бѣлую одежду. Не смотря на сіе, недѣля по просвѣщеніи не должна потерять своего значенія и для насъ. Ибо и въ древности, безъ сомнѣнія, не новокрещенные сообщали свѣтъ прошедшему празднику, а праздникъ просвѣщалъ своимъ свѣтомъ крещаемыхъ; но праздникъ всегда одинъ и тотъ же. — Напротивъ, если для новокрещенныхъ прошедшіе дни были днями просвѣщенія, то для насъ, яко давнокрещенныхъ и потому возрастшихъ въ вѣрѣ и любви, тѣмъ паче прошедшимъ празднествамъ надлежало быть свѣтоносными. Чѣмъ же они, братіе, въ самомъ дѣлѣ были для насъ?

Рождество Твое, Христе Боже нашъ, воспѣвала Церковь, возсія мірови свѣтъ разума. И подлинно, свѣтомъ звѣзды виѳлеемской озаренъ весь міръ; имъ прогнана ужасная тьма идолопоклонства, имя Бога истиннаго, недовѣдомое прежде мудрецамъ, явлено самымъ младенцамъ. Но, братіе, коснулся ли сей животворный свѣтъ и нашего ума? Не преломляется ли безплодно въ одномъ воображеніи и памяти? — Не меркнетъ ли онъ, какъ въ нечистомъ стеклѣ, въ нашемъ сердцѣ? — Мы видѣли волхвовъ, путеводимыхъ звѣздою, съ отдаленнаго востока грядущихъ въ бѣдный Виѳлеемъ для поклоненія Младенцу во ясляхъ: узнали ли мы въ семъ пути волхвовъ путь истиннаго вѣдѣнія, которое въ правильномъ шествіи своемъ всегда должно приводить въ Виѳлеемъ, къ поклоненію Спасителю міра? Научились ли, подобно волхвамъ, читать волю Божію въ явленіяхъ видимой природы, слышать гласъ неба и въ такъ называемыхъ естественныхъ событіяхъ? Научились ли идти, куда зоветъ сей гласъ? Обращать въ жертву Богу всѣ пріобрѣтенія мудрости и искусства, наше злато, ливанъ и смирну? И, сподобившись откро/с. 263/венія истины, не предавать ее Ироду — похотямъ и страстямъ? — Мы видѣли пастырей, по гласу Ангела, преходящихъ нощію до Виѳлеема: узнали ли въ нихъ путь нагой вѣры, которая, будучи далека отъ познаній, одною простотою сердца и чистотою жизни, и привлекаетъ, и пріемлетъ, и хранитъ откровенія небесныя? — Научились ли подобно симъ пастырямъ бдѣть на своей стражѣ, проходить правильно то знаніе, въ коемъ поставила насъ рука Промысла? Но, паче всего, мы зрѣли Божественнаго Младенца, лежаща повитымъ во ясляхъ: что же занято нами отъ Него? — Пала ли предъ Его яслями наша гордость и величаніе? — Усрамилась ли Его пеленъ наша роскошь? — Поняли ли мы, что для достиженія царствія небеснаго необходимы младенческая простота, смиреніе и нищета духовная, указанныя намъ Господомъ при самомъ появленіи Его въ міръ?

Въ комъ со днемъ рожденія Спасителя возродилось твердое желаніе быть самому отрожденнымъ благодатію, ходить во свѣтѣ вѣры, жить на землѣ, какъ прилично чадамъ Божіимъ, для того возсіялъ свѣтъ разума; а кто при семъ празднествѣ перемѣнилъ токмо одну пищу на другую (если и ту нужно было перемѣнять), тихія занятія поста на шумныя увеселенія праздника, тотъ остался въ прежней тьмѣ и не вѣсть, камо идетъ, яко тьма ослѣпи очи ему (1 Іоан. 2, 11)!

Послѣ Рождества Христова мы праздновали, братіе, день новаго лѣта и обрѣзанія Господня: — уразумѣли ли же внутреннюю связь сего поучительнаго стеченія празднествъ? Понято ли нами, что новое лѣто дается каждому изъ насъ для духовнаго обрѣзанія, для очищенія себя отъ всего грѣховнаго и тлѣннаго? — И что безъ сего обрѣзанія, безъ обузданія страстей и умерщвленія плоти, нѣтъ и не можетъ быть новаго лѣта; ибо ветхій грѣховный человѣкъ съ продолженіемъ времени только ветшаетъ и дряхлѣетъ? Уразумѣвъ это, обозрѣлъ ли каждый изъ насъ свою прошедшую жизнь, замѣтилъ ли, что слѣдуетъ во внутреннемъ вертоградѣ его къ отребленію и посѣченію? И рѣшился ли совершить его немедленно? — И древо каждый годъ имѣетъ нужду въ обрѣзаніи, и чѣмъ тщательнѣе обрѣзуется, тѣмъ бываетъ крѣпче и плодоноснѣе. Быть не можетъ, чтобы душа наша, столь плодотворная въ худыхъ помыслахъ, въ сухихъ пожеланіяхъ, не имѣла нужды въ обрѣзаніи. Итакъ, обра/с. 264/тилъ ли каждый изъ насъ на сіе хотя столько вниманія, сколько обращаемъ онаго ежегодно на растенія въ садахъ нашихъ? Приходило ли на мысль, что, можетъ быть, душа наша есть та несчастная смоковница (Лук. 13, 5-9), которая осуждена уже на посѣченіе и оставлена въ новомъ лѣтѣ единственно по милосердію небеснаго Вертоградаря?

Кто понялъ, для чего вступилъ въ новый годъ и чтó ему должно дѣлать со временемъ и съ вертоградомъ души своей, что первое должно по-христіански употреблять, а послѣдній по-христіански отреблять, — для того день новаго года былъ днемъ просвѣщенія. А кто удовлетворился изъявленіемъ и принятіемъ однихъ бездушныхъ благожеланій, не думая о перемѣнѣ своего нрава и жизни, объ обновленіи ума и сердца, — для того нѣтъ ни новаго лѣта, ни новаго свѣта; тотъ въ прежней, ветхой тьмѣ, и не вѣсть, камо идетъ, яко тьма ослѣпи очи ему!

Наконецъ, братіе, мы по гласу Церкви исходили на Іорданъ. Тутъ еще болѣе таинъ и свѣта! — Чего нельзя увидѣть въ разверстыхъ небесахъ (Матѳ. 3, 16)? Чему нельзя научиться у Отца, свидѣтельствующаго о возлюбленномъ Сынѣ? У Духа, сходящаго на Сего Сына въ видѣ голубя? У Самаго Сына, пріемлющаго крещеніе отъ раба? — Здѣсь все богословіе и вся нравственность, — вся вѣра и все упованіе! Гласъ Отца долженъ былъ научить насъ, что нѣтъ, ни на землѣ, ни на небѣ, другаго Учителя для насъ, кромѣ Его возлюбленнаго Сына. Сошествіе Святаго Духа на Сына, для пріуготовленія Его ко вступленію въ великую должность Ходатая, долженствовало вразумить насъ, что безъ благодати Сего Духа не можетъ быть сдѣлано ничего, истинно благаго и богоугоднаго. Наконецъ, смиреніе Сына, наряду съ грѣшниками пріемлющаго крещеніе отъ раба, долженствовало убѣдить насъ, что нѣтъ другаго средства войти паки въ рай, потерянный гордостію и своеволіемъ, кромѣ смиренія и повиновенія. Такъ долженствовало быть! Но какъ было? Питіе святой воды погасило ли въ комъ-либо изъ насъ жажду чувственныхъ удовольствій? — Пошедъ на рѣку для освященія, возвратились ли мы очищенными хотя отъ одного какого-либо грѣха!

Совѣсть каждаго, братіе, должна отвѣчать на сіи вопросы. Она только можетъ и должна сказать каждому изъ /с. 265/ насъ, какая нынѣ для него недѣля: по просвѣщеніи, или послѣ сугубой тьмы? Говорю сугубой: ибо кто среди величайшаго свѣта не просвѣтился нисколько, тотъ по тому самому сдѣлался мрачнѣе: великій свѣтъ, если не просвѣщаетъ, то мрачитъ и ослѣпляетъ.

И вещественная тьма ужасна, братіе; тѣмъ ужаснѣе духовная! Теперь у насъ много свѣтовъ, замѣняющихъ, по-видимому, свѣтъ Христовъ: есть свѣтъ ума и наукъ, свѣтъ опыта и благоразумія, свѣтъ солнца и луны; самыя насѣкомыя трудолюбіемъ своимъ доставляютъ намъ средства къ освѣщенію; самыя грубыя животныя тукомъ своимъ просвѣщаютъ нашу тьму. Но, что будетъ, когда всѣ сіи свѣты, и великіе и малые, и чувственные и духовные, вдругъ будутъ погашены рукою смерти? — Кто просвѣтитъ насъ, когда закроются навсегда очи наши, и мы пойдемъ мракомъ и сѣнію смертною? Что будетъ тогда съ тѣмъ, въ комъ нѣтъ свѣта Христова?

Востани же каждый спяй (Ефес. 5, 15), и воскресни благодатію Христовою отъ мертвыхъ; и тогда — и только тогда — освѣтитъ тя Христосъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 259-261.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.