Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Богоявленія Господня.

Слышали ль, братіе, слово на нынѣшній день? — Слово не на землѣ сложенное, а съ небесъ гремящее? изъ устъ не Ангела или Архангела, а Самого Бога Отца? — Дважды токмо, во все пребываніе на землѣ Сына Божія, слышанъ былъ гласъ къ Нему Отца — при Іорданѣ и на Ѳаворѣ; и въ томъ и другомъ случаѣ — единъ и тотъ же. Какъ послѣ сего долженъ быть важенъ гласъ сей! — И для кого онъ, если не для насъ? Для Самого Сына? Но Онъ, будучи Сыномъ любве Отчей, и безъ того знаетъ совершенно, какъ Его любитъ Отецъ. Для Іоанна? И онъ же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ? — слѣдовательно, зналъ, Кого крестилъ. Для учениковъ Іисусовыхъ? Ихъ еще не было при Учителѣ. Для народа іудейскаго? — И его нисколько не видно при крещеніи Іисусовомъ. Послѣ сего, что значитъ гласъ съ неба, какъ не слово и проповѣдь ко всему міру!

Что же вѣщаетъ Отецъ? Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ! О, любезнаго и сладчайшаго гласа! Итакъ — чего ожидали праотцы, о чемъ предвозвѣщали пророки, что прообразовалъ законъ и обряды, чего чаяла и о чемъ воздыхала вся тварь: то самое исполнилось во всей силѣ — Богъ, Самъ Богъ и Господь явился намъ! — И какъ явися? Облеченный нашею плотію, принявъ на Себя наши грѣхи, принесши намъ всю Свою премудрость и правду, всю жизнь и всѣ благословенія. О, радости и торжества истинно всемірнаго! Злополучные праотцы рода человѣческаго, востаньте изъ персти и поклонитесь Тому, Который, будучи /с. 260/ Сыномъ Божіимъ, благоволилъ содѣлаться и вашимъ сыномъ, дабы стереть главу змія, васъ прельстившаго! — Законодатель Синая, спѣши на Іорданъ узрѣть уже не слѣды славы Божіей, а самое лице Божіе, которое такъ пламенно желалъ ты видѣть, и не видѣлъ: ибо теперь видѣвый Сына, видѣ Отца (Іоан. 14, 9). Мудрецъ Израилевъ, перестань и ты вопрошать: аще истинно вселится Богъ съ человѣки на земли (3 Цар. 8, 27)? Онъ вселился истинно, пріобщился крови нашей такъ, что теперь ничто не разлучитъ плоти и въ ней нашего человѣчества отъ Его Божества.

Но что за сила Божественнаго гласа? Для чего свидѣтельствуетъ такъ о возлюбленномъ Сынѣ Отецъ? — Для того, дабы мы не могли не узнать, что намъ даровано Его безпредѣльною любовію, — дабы познали Сына, пріяли Его, какъ должно, и приняли отъ Него все, что Онъ принесъ намъ отъ Отца Его и нашего, Его по естеству, нашего по благодати. — Вы, какъ бы такъ вѣщаетъ намъ съ неба Отецъ, — удалившись отъ Меня, находитесь во тьмѣ и сѣни смертной; никакія усилія вашего разума не могутъ извести васъ изъ сей тьмы: вотъ вамъ Свѣтъ и Источникъ всякого свѣта, Наставникъ, въ Коемъ всѣ сокровища премудрости и разума: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный! — Вы, увлекшись зміинымъ совѣтомъ, сдѣлались неоплатными должниками предъ Моимъ правосудіемъ, впали въ тяжкій плѣнъ грѣха и страстей, такъ что самая добрая воля ваша, при всѣхъ усиліяхъ, не въ состояніи расторгнуть сихъ узъ, исторгнуть корень прирожденной порчи: вотъ вамъ Рѣшитель всѣхъ долговъ и узъ, Цѣлитель душъ и сердецъ, Который возьметъ отъ васъ всѣ ваши неправды и подастъ вамъ всю Свою правду: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный! Вкушеніе плода запрещеннаго внесло въ вашу природу сѣмена тли и разрушенія; вооруженная жаломъ грѣха смерть поражаетъ васъ на каждомъ шагу вашей жизни, и нѣтъ избавляющаго: вотъ вамъ Владыка жизни и смерти, Который, имѣя животъ въ Самомъ Себѣ, подобно Мнѣ, всѣхъ, ихъ же хощетъ, живитъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный! Надъ вами носится темная власть имущаго державу смерти, духа злобы поднебесной, который, погубивъ праотца, силится погубить и всѣхъ васъ, его потомковъ; для сраженія съ нимъ, для низложенія его потребны оружія не плотскія, коихъ нѣтъ у васъ: — вотъ вамъ Давидъ, Который можетъ /с. 261/ низложить сего гордаго Голіаѳа: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный! Онъ со всею вѣрностію приведетъ въ дѣйство всѣ Мои благіе совѣты о васъ и вашемъ спасеніи; Онъ исправитъ все, что въ васъ и природѣ вашей есть нечистаго, богопротивнаго и смертоноснаго. Онъ откроетъ вамъ всѣ пути къ достиженію цѣли бытія вашего, къ возвращенію на путь правды и блаженства, къ соединенію со Мною. Итакъ, оставивъ всѣ недоумѣнія, всякую боязнь и всякую гордость, пріимите всѣмъ сердцемъ, всѣмъ существомъ вашимъ возлюбленнаго Сына Моего, къ вамъ ниспосланнаго: Того послушайте! Идите за Нимъ всюду, куда Онъ ни поведетъ васъ, дѣлайте все, что ни повелитъ вамъ; скажетъ: «любите враговъ», — любите; скажетъ: «возьмите крестъ», — берите; велитъ распять на немъ плоть, — распинайте! Онъ знаетъ, что повелѣваетъ, и на все, что повелѣно, подастъ вамъ силы. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный: Того послушайте!

Что можетъ, братіе, прибавить къ сему божественному гласу слово человѣческое? — Итакъ, вмѣсто всѣхъ наставленій отъ себя, и мы съ благоговѣніемъ повторимъ вамъ: Того послушайте! Въ послушаніи Спасителю нашему теперь все наше спасеніе. Но вѣрный признакъ истиннаго послушанія Ему состоитъ не въ другомъ чемъ, какъ въ жизни по Его святымъ заповѣдямъ. Симъ только однимъ мы можемъ возблагодарить любви Отца, ниспославшаго къ намъ Своего возлюбленнаго Сына, явившагося для спасенія нашего; симъ удостоимся благодати Св. Духа, Который для того нисходитъ теперь на Ходатая нашего, дабы чрезъ Него проліяться въ дарахъ Своихъ на всѣхъ насъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 259-261.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.