Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 10-я (1922)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 9-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Бесѣда въ день Крещенія Господня.

Крещеніе есть одно изъ важнѣйшихъ событій въ жизни нашего Спасителя и въ жизни нашей. Для Спасителя оно служило вмѣсто торжественнаго посвященія Его на великую должность всемірнаго Ходатая и Наставника, ибо крещеніемъ окончилась Его частная жизнь въ Назаретѣ, и началось общественное служеніе роду человѣческому. Для насъ — таинство крещенія служитъ дверію въ общество вѣрующихъ; чрезъ него мы пріемлемъ благодать Святаго Духа и становимся христіанами. А посему въ настоящія минуты, братіе, мы, ничего не можемъ сдѣлать лучше, какъ возобновить въ памяти своей обстоятельства крещенія Господня, а потомъ коснуться размышленіемъ и нашего крещенія.

Со времени крещенія, какъ мы сказали, должно было начаться общественное служеніе Іисуса Христа роду человѣческому. Посему надлежало ожидать, что оно произойдетъ какъ можно ранѣе, дабы Онъ могъ учить долѣе и болѣе, и болѣе совершить дѣлъ. Между тѣмъ Спаситель принялъ крещеніе, когда Ему, по сказанію Евангелиста Луки, было лѣтъ яко тридесять (Лук. 3, 23): а до того времени Онъ постоянно оставался въ бѣдномъ Назаретѣ, въ домѣ Своего воспитателя /с. 254/ Іосифа, раздѣляя съ нимъ, по всей вѣроятности, труды древодѣлія. Столь долговременное пребываніе Сына Божія въ безвѣстности допущено Промысломъ, безъ сомнѣнія, по самымъ важнымъ причинамъ: надлежало, возбужденному слухомъ о рожденіи Мессіи, народу іудейскому дать какъ можно болѣе времени приготовить себя къ срѣтенію своего Спасителя. И Самому Начальнику спасенія надлежало прежде возрасти совершенно премудростію и благодатію у Бога и людей (Лук. 2, 52), а потомъ уже явиться для поднятія на рамена Свои грѣховъ всего міра. Но для насъ въ этомъ дѣлѣ важнѣе всего урокъ смиренія и преданности. Сынъ Божій большую часть земной жизни проводитъ въ совершенной безвѣстности, въ трудахъ самыхъ обыкновенныхъ: кто послѣ сего имѣетъ право роптать на малость своего жребія? Почитать труды предосудительными? Жаловаться на безвѣстность? Спаситель всего міра до тридцати лѣтъ смиренно ожидаетъ мановенія свыше, начать Свое неизмѣримое поприще: — какъ постыждаются симъ тѣ нетерпѣливые люди, кои, чувствуя въ себѣ какія-либо способности, сѣтуютъ, если не имѣютъ возможности вдругъ обнаруживать всего добраго, въ нихъ заключающагося, и, по нетерпѣливости, предваряя пути Промысла, нерѣдко, вмѣсто добра, причиняютъ вредъ себѣ и ближнимъ! Есть всѣмъ время и время всякой вещи, и, конечно, всякому лицу, подъ небесемъ (Еккл. 3, 1): придетъ — вы явите себя тѣмъ, чѣмъ суждено вамъ быть; не придетъ — такъ угодно Тому, Кто лучше насъ знаетъ, чему быть должно.

Но, вотъ, начинаетъ раздаваться — гласъ вопіющаго въ пустыни (Марк. 1, 3)! Іоаннъ исходитъ на Іорданъ, и въ слухъ всей Іудеи проповѣдуетъ, что времена Мессіи настали, царство Божіе приблизилось, Самъ Царь стоитъ посреди Своихъ подданныхъ, хотя еще незнаемый никѣмъ изъ нихъ (Іоан. 1, 26). Можно представить, что произвела проповѣдь сія въ народѣ іудейскомъ, со дня на день ожидавшемъ своего Мессіи! Все устремилось къ Іордану за крещеніемъ. Даже фарисеи и саддукеи начали исповѣдывать грѣхи свои; самъ синедріонъ отправилъ посольство въ пустыню Іоаннову съ вопросомъ: не онъ ли Мессія? — Какъ бы не поспѣшить туда и Тому, Кого всѣ ожидаютъ съ такимъ нетерпѣніемъ? Но, Іисуса нѣтъ! Всѣми ожидаемый Царь остается въ Наза/с. 255/ретѣ! Мессія продолжаетъ раздѣлять съ Іосифомъ труды древодѣлія! Почему такъ? Потому, что для Него нѣтъ еще воззванія свыше. О, кто по сей одной чертѣ не узнаетъ втораго Адама, Который самоотверженіемъ хочетъ уврачевать, что погублено самонадѣянностію Адама перваго! —

Наконецъ, настало время взойти и Солнцу правды: Іисусъ идетъ къ Іордану. — Принять почесть отъ Своего Предтечи? Явиться съ торжествомъ народу?... Нѣтъ, просить крещенія, которое преподавалось въ очищеніе грѣховъ, коихъ въ Немъ не было, которое служило приготовленіемъ къ царству Божію, коего Онъ Самъ былъ Царь и Глава! — Что недальновидный народъ подумаетъ, яко бы и Онъ, подобно другимъ, имѣетъ надобность въ очищеніи отъ грѣховъ, — что во всякомъ случаѣ крещеніемъ дается преимущество крещающему предъ крещаемымъ, — до сего Сыну Человѣческому нѣтъ никакой нужды. Онъ видитъ, что крещеніе Іоанново есть учрежденіе весьма благодѣтельное для нравственности, — и хочетъ Своимъ примѣромъ усилить его дѣйствіе. Знаетъ, что при семъ случаѣ должна обнаружиться воля Божія касательно собственнаго Его предназначенія, — и спѣшитъ исполнить сію волю. Если бы Іорданъ теперь текъ не водами, а огнемъ, Іисусъ и тогда явился бы для крещенія. Такъ дѣйствуютъ тѣ, въ коихъ дѣйствуетъ Богъ: они не взираютъ на то, что выйдетъ изъ ихъ дѣйствія для нихъ самихъ. Для нихъ все равно, въ животѣ ли или смерти ихъ, — только бы совершилась воля Того, Коему они предали навсегда и животъ и смерть свою.

Но что съ Іоанномъ? Не смотря на близкое родство съ Сыномъ Маріи по плоти, и на ближайшее отношеніе къ Нему по духу и цѣли своего служенія, Іоаннъ не зналъ еще рѣшительно, что Іисусъ есть Мессія. Ибо Пославшій крестить Іоанна сказалъ ему, что Тотъ, на Котораго онъ увидитъ при крещеніи сходящимъ Духа Святаго, есть истинный Мессія, а Кто именно Сей Агнецъ Божій, этого ему не было открыто (Іоан. 1, 33). (Такъ неразлученъ священный мракъ вѣры съ самыми великими откровеніями! Такъ сильно испытано смиреніе и самаго большаго изъ Пророковъ!) Впрочемъ Іоаннъ зналъ великаго Сродника своего столько, что ставилъ Его гораздо выше себя по дарамъ благодати. Бесѣда, хотя не продолжительная, съ Іисусомъ, предъ /с. 256/ совершеніемъ крещенія надъ Нимъ, еще болѣе могла усилить въ прозорливой душѣ Іоанна мысль, что просящій крещенія есть Тотъ Самый, Который его самого и всѣхъ будетъ крестить Духомъ Святымъ. Послѣ сего могла ли подняться рука Крестителя? «Азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ?» (Матѳ. 3, 14) — воскликнулъ онъ, проникнутый чувствомъ собственнаго недостоинства и Божественнаго величія Іисусова.

Для Іисуса, Который Самъ былъ кротокъ и смиренъ сердцемъ, гласъ смиренія Іоаннова не могъ быть непріятенъ. Но теперь надлежало творить правду Божію, а не выказывать, или сокрывать свою праведность. «Остави нынѣ», сказалъ Онъ уже гласомъ Мессіи, «тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду», то есть, всякое опредѣленіе правды Божіей.

Іоаннъ оставляетъ. Іисусъ нисходитъ въ Іорданъ, погружается въ водахъ.

Произнесено ли что-либо при семъ Крестителемъ? — Вѣроятнѣе, ничего. Гдѣ взять словъ для совершенія крещенія надъ Сыномъ Божіимъ? Тутъ было время не говорить, а благоговѣть и поучаться.

Но Іисусъ во время Своего крещенія бесѣдовалъ — съ Богомъ — молился (Лук. 3, 21). Дѣйствіе крайне поучительное! Въ Іорданѣ Онъ молится, на Ѳаворѣ молится (Лук. 9, 21). на Галгоѳѣ (23, 34) и Елеонѣ (Лук. 24, 50) молится. Все важное въ жизни Спасителя совершилось среди молитвы: молитва крестила Его; молитва предала Духъ Его Богу; молитва вознесла Его на небо. О чемъ Онъ молился во Іорданѣ? — это тайна. Довольно знать, что Онъ молился, безъ сомнѣнія, и о грѣшникахъ; слѣдовательно и о насъ съ тобою, слушатель.

Доселѣ все происходило естественно: смотрите, какія чудеса произойдутъ отъ молитвы! — И абіе восходя отъ воды, видя разводящася небеса, и Духа, яко голубя, сходяща Нань и гласъ бысть съ небесе: Ты еси Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ.

Это значитъ, что послѣ крещенія водою надъ Спасителемъ началось и совершилось новое, высшее крещеніе — Духомъ Святымъ, совершилось самымъ торжественнымъ образомъ. И во-первыхъ — разверзлись небеса: то-есть, сводъ /с. 257/ небесный надъ главою Іисуса представился роздвоеннымъ, наподобіе того, какъ это бываетъ во время сильнаго и продолжительнаго блеска молніи изъ облаковъ. Въ то же время изъ разверстыхъ небесъ явился Духъ Святый въ тѣлесномъ видѣ (Лук. 3, 22) наподобіе голубя. Исшествіе изъ глубины небесъ, тотчасъ по разверстіи ихъ, и прямое устремленіе на главу Іисуса внушали каждому видѣвшему, что это не простое пернатое, а Духъ Божій, принявшій тѣлесный образъ. Видъ голубя принятъ былъ, безъ сомнѣнія, потому, что голубь всегда почитался символомъ чистоты, кротости и незлобія, кои составляли главныя качества души Іисусовой.

Разверстіе небесъ и нисшествіе Духа сами по себѣ были уже разительнымъ свидѣтельствомъ о Божественномъ достоинствѣ Крещаемаго: ибо кому когда разверзлись небеса? на кого сходилъ такимъ образомъ Духъ? — Но, чтобы не осталось ни малѣйшаго мѣста сомнѣнію, чтобы еще полнѣе засвидѣтельствовать, какъ велико участіе неба въ томъ, что происходило теперь на землѣ — гласъ бысть: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (Матѳ. 3, 17)!

Для кого сей гласъ? Для Іоанна, если только онъ могъ слышать, послѣ того, что видѣлъ, — для учениковъ Іоанновыхъ, изъ коихъ нѣкоторые могли находиться вблизи, — для всѣхъ іудеевъ, кои имѣли услышать потомъ о чудесахъ, случившихся при крещеніи Іисуса, — наконецъ для всѣхъ насъ, кои, послѣдуя сему гласу, признаемъ и исповѣдуемъ въ Сынѣ Маріи Единороднаго отъ Отца, нашего Спасителя, Господа и Судію.

Не могъ ли быть нуженъ сей гласъ въ какомъ-либо отношеніи и для самого Крещаемаго? — Развѣ для Его безпредѣльнаго смиренія, которое всегда готово было отказаться, если можно, отъ самой славы Своего великаго предназначенія (Фил. 2, 6. 17; Матѳ. 26, 39).

Гласъ съ неба и все прочее было непродолжительно. Послѣ сего Іисусъ, исполненный Духа, безъ мѣры (Іоан. 3, 34), уже не возвращался въ Назаретъ, а прямо пошелъ въ пустыню, прилегающую къ Іордану, гдѣ въ постѣ и молитвѣ, какъ извѣстно, провелъ сорокъ дней, препобѣждая искушенія духа тьмы и приготовляя Себя на великое дѣло спасенія рода человѣческаго. Іоаннъ оставался при своемъ Іорданѣ, продолжая возглашать гласъ покаянія и указуя всѣмъ чающимъ /с. 258/ спасенія на Мессію уже не на грядущаго, а на пришедшаго, — доколѣ сластолюбивый Иродъ, обличаемый праведникомъ, не принесъ его священной главы въ жертву безстудной Иродіадѣ.

Такъ, братіе, совершилось крещеніе Спасителя нашего! Остановимся въ духѣ надъ Іорданомъ и размыслимъ о видѣнномъ. Много вѣковъ протекло послѣ того, какъ соверпились сіи чудеса. И, однако, они всегда важны потому, что на нихъ утверждается вѣра наша и спасеніе: безъ нихъ мы не были бы христіанами и не имѣли бы обѣтованія жизни вѣчной. Кромѣ сего, у всѣхъ насъ есть, такъ сказать, ближайшее сродство съ чудесами іорданскими. И насъ принималъ Іорданъ, и на насъ сходилъ Духъ, и мы наречены возлюбленными чадами Божіими: ибо что значитъ крещеніе каждаго изъ насъ, какъ не повтореніе надъ нами событій іорданскихъ — крещенія Іисусова?

Итакъ, спросимъ самихъ себя, сохраняется ли нами великій обѣтъ благой совѣсти и святой жизни, данный при крещеніи? Цѣлъ ли залогъ Духа, нами тогда полученный? Ходимъ ли достойно высокаго званія чадъ Божіихъ? — Какъ нужны и важны сіи вопросы, видно уже изъ того, что Самому Спасителю нашему, по крещеніи, дерзнулъ предстать искуситель. Быть не можетъ, чтобы онъ въ разныхъ видахъ не являлся и предъ каждаго изъ насъ. Чѣмъ же отвѣчаемъ мы на предложенія духа тьмы? Ахъ, если вмѣсто того, чтобы, при помощи благодати Божіей, отражать соблазны, мы падаемъ и поклоняемся богу вѣка сего, то гдѣ тогда благодать, гдѣ Духъ? И что мы сами тогда, кто бы мы ни были, какъ не предатели вѣры, ругатели святыни?

Вспомнимъ, что мы всѣ крещаемся въ смерть Христову (Римл. 6. 3), что наши души очищаются не волею, а кровію Іисуса Христа, въ ней сокрытою. Послѣ сего какой страшный отчетъ лежитъ на тѣхъ, кои не воспользуются средствомъ, столь много стоившимъ? Цари земные имѣютъ способы преслѣдовать несоблюдшихъ обѣта вѣрности: у Царя ли небеснаго не достанетъ средствъ воздать по дѣломъ тѣмъ, кои своею жизнію измѣняютъ званію чадъ Его.

Подобныя мысли могутъ теперь казаться не такъ важными; но придетъ для каждаго время, когда одно дѣло спасенія останется важнымъ, а все прочее, прежде обольщавшее, исчезнетъ какъ сонъ.

/с. 259/ Теперь есть возможность вознаградить потерю благодати крещенія: есть другая купель — покаянія; можно снова креститься — слезами. Но горе тому, кто, погубивъ силу перваго крещенія, не воспользуется вторымъ! — Таковый подвергнется третьему — ужасному, нескончаемому крещенію — огнемъ вѣчнымъ!

Изволивый креститися во Іорданѣ нашего ради спасенія, Христосъ истинный Богъ нашъ, да сохранитъ благодатію Своею всѣхъ насъ отъ сего послѣдняго крещенія. — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 253-259.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.