Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Срѣтенія Господня.

При каждомъ великомъ событіи въ жизни Господа нашего, мы находимъ острану Его нѣкія лица, кои представляютъ собою какъ бы все человѣчество: — при рожденіи по плоти у яслей вертепныхъ являются мудрецы восточные и пастыри виѳлеемскіе; на Іорданѣ, во время крещенія, служитъ таинству Іоаннъ; на Ѳаворѣ присутствуютъ, яко свидѣтели славы, три верховныхъ Апостола; на Голгоѳѣ, у креста, предстоятъ Матерь и ученикъ-дѣвственникъ. Нынѣ, во храмѣ іерусалимскомъ, исходятъ во срѣтеніе Господу Симеонъ и Анна.

Кромѣ сего, ни одно изъ великихъ событій въ жизни Господа не происходитъ безмолвно, а всегда присоединяется какое-либо слово и какъ бы проповѣдь въ поясненіе того, что совершается. На Іорданѣ и на Ѳаворѣ возглашаетъ это слово Самъ Отецъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте! Въ Виѳлеемѣ проповѣдуетъ хоръ Ангеловъ, явившихся съ неба: слава въ Вышнихъ Богу, на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе! При входѣ въ Іерусалимъ учителями и наставниками для всѣхъ срѣтавшихъ Господа становятся отроки, пѣвшіе осанна Сыну Давидову; на Голгоѳѣ, кромѣ безгласныхъ свидѣтельствъ, данныхъ землею, небомъ и храмомъ, провозглашаетъ Божество Распятаго сотникъ римскій. Нынѣ во храмѣ іерусалимскомъ, великій долгъ проповѣдника Іисусова возложенъ на праведнаго Симеона. Хотя вы всѣ слышали проповѣдь его, въ нынѣшнемъ Евангеліи: но поелику нельзя найти большаго назиданія для настоящаго дня, какъ въ томъ, что возвѣщаетъ намъ сей святый старецъ, то обратимъ снова на слова его все наше вниманіе.

Проповѣдь Симеона видимо состоитъ изъ трехъ, особенныхъ частей: первую можно назвать благодарственною, въ коей содержатся собственныя чувства его по случаю всерадостнаго исполненія давнихъ чаяній его — узрѣть обѣтованнаго Мессію и пріять вмѣстѣ съ тѣмъ разрѣшеніе отъ узъ плоти; послѣднюю часть должно назвать пророческою, ибо въ ней /с. 245/ предсказывается будущая судьба Матери Іисусовой, съ великими искушеніями и скорбями, Ее ожидавшими. Третія — средняя часть состоитъ изъ всемірнаго вразумленія касательно лица Самого Іисуса и предостереженія всѣхъ тѣхъ, кои должны обрѣтать въ Немъ свое спасеніе. Какъ ни отрадны благодарныя чувства Симеона, какъ ни поучительно предсказаніе, сдѣланное имъ о Матери Іисусовой; но поелику, то и другое касается болѣе ихъ собственныхъ лицъ, то, по краткости времени, можетъ быть оставлено теперь безъ особеннаго разсмотрѣнія. Къ намъ болѣе и ближе идетъ средняя часть проповѣди Симеоновой, состоящая изъ вразумленія и предостереженія.

Итакъ, остановимъ вниманіе наше на сей части.

И благослови я Симеонъ и рече къ Маріи Матери Его: се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили и въ знаменіе пререкаемо.

Вотъ та часть проповѣди Симеоновой, которая, какъ мы сказали, касается всѣхъ насъ! Видите сами, что въ ней содержится важное вразумленіе и важное предостереженіе.

Когда явился на землѣ Спаситель міра, явился для спасенія всего міра, трудно было и подумать, что Онъ Самъ Сей Спаситель міра послужитъ не во спасеніе всѣхъ, что о Него Самаго, Который долженъ возглавить Собою всяческая (Еф. 1, 23), будутъ многіе претыкаться и падать еще глубже, нежели прежде. Но печальный опытъ имѣлъ показать противное. Итакъ, надлежало открыть грозную истину, указать опасность, предостеречь отъ ложной надежды: и все сіе сдѣлано чрезъ Симеона въ самомъ началѣ. Се, возглашаетъ онъ, се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили! Не мните, — какъ бы такъ говорилъ Симеонъ, что если явился обѣтованный Спаситель міра, то уже всѣ будутъ спасены, хотя бы и не хотѣли сего. Не мните, что если съ явленіемъ Его на землѣ открылись каждому всѣ средства выйти изъ злополучнаго состоянія грѣха и смерти, то уже не останется ни одного грѣшника. Нѣтъ, Спаситель міра будетъ во спасеніе не для всѣхъ: для нѣкоторыхъ явленіе Его послужитъ еще къ большему осужденію. Се лежитъ Сей на паденіе многихъ во Израили, — въ знаменіе пререкаемо! Не смотря на Божественное величіе Его лица, на святость Его жизни, на чистоту Его ученія, на благотворность Его дѣй/с. 246/ствій, на самыя чудеса и знаменія, коими Онъ будетъ окруженъ — на Него будутъ смотрѣть различно, о Немъ будутъ говорить, Его будутъ принимать не одинаково. Когда одни будутъ, исполненные восторга, восклицать: къ кому идемъ? Глаголы живота вѣчнаго имаши (Іоан. 6, 68), — другіе будутъ въ ожесточеніи твердить: бѣса имать и неистовъ есть, что Его послушаете? (Іоан. 10, 20). И такъ будетъ не при началѣ токмо Его явленія и проповѣди, но и при концѣ; не при жизни Его токмо на землѣ, но и по вознесеніи на небо; не тогда токмо, какъ царствіе Его начнетъ распространяться между народами языческими, но и тогда, когда весь міръ исполнится имени и славы Его, въ нѣдрахъ самой Церкви; не въ продолженіе токмо извѣстнаго времени, а во всѣ вѣка до скончанія міра и втораго пришествія Его: се лежитъ на востаніе и паденіе многимъ во Израили, въ знаменіе пререкаемо!

Если изъ іудеевъ находились, какъ вѣроятно, нѣкоторые и во храмѣ въ то время, какъ грозныя слова сіи исходили изъ устъ Симеона, то они должны были придти при семъ не только въ недоумѣніе, но и въ ужасъ; ибо то, что говорилъ онъ о явившемся Мессіи, было въ совершенной противоположности съ ихъ мечтательными чаяніями о временахъ Мессіи. По ложному понятію нѣкоторыхъ выраженій пророческихъ, а болѣе по самолюбію и гордости народной, сыны плотскаго Израиля воображали, что спасеніе въ лицѣ обѣтованнаго Искупителя неотъемлемо принадлежало каждому изъ нихъ, что между отверженными отъ лица Его будутъ одни, невѣдущіе истиннаго Бога, язычники. И вотъ, отъ лица Сего Самаго Мессіи, возвѣщается теперь, что сія надежда суетна, что и во Израилѣ, между обрѣзанными по плоти, есть не малое число людей, коимъ явленіе Его не послужитъ нисколько во спасеніе. Се лежитъ Сей на паденіе многимъ во Израили! Такое вразумленіе долженствовало раскрыть глаза іудеямъ, заставить ихъ подумать о своемъ состояніи, и спросить самихъ себя: къ какому классу людей принадлежитъ каждый изъ нихъ — къ тѣмъ ли, для коихъ обѣтованный Искупитель лежитъ на востаніе, или къ тѣмъ, для коихъ Онъ послужитъ на паденіе?

Не знаемъ, многіе ли изъ іудеевъ воспользовались вразумленіемъ Симеоновымъ. Но то несомнѣнно, что и по окончаніи земнаго поприща Іисусова, на Голгоѳѣ, и на самомъ /с. 247/ Елеонѣ можно было со всею силою повторить то же, что сказано нынѣ во храмѣ: се лежитъ Сей на паденіе многимъ во Израили! И что говорить о тѣхъ временахъ? Грозныя слова сіи не потеряли нисколько силы надъ этимъ Израилемъ въ продолженіе осьмнадцати вѣковъ, доселѣ истекшихъ. И доселѣ для большей части сыновъ Израиля обѣтованный Избавитель его видимо продолжаетъ лежать на паденіе.

Уже сіе достойно слезъ; но еще болѣе то, когда подумаешь, что дражайшій Спаситель нашъ доселѣ лежитъ на паденіе многихъ и во Израилѣ духовномъ, въ Церкви Христовой. Казалось бы, что съ окончаніемъ Его земной жизни, съ разсѣяніемъ мечтаній и предразсудковъ іудейскихъ о земномъ царствѣ Мессіи, съ распространеніемъ Церкви христіанской, съ утвержденіемъ владычества Христова по всему міру, все, что соблазняло іудеевъ въ лицѣ Спасителя, должно было исчезнуть невозвратно; что условія спасенія, принесеннаго Имъ роду человѣческому, пришедши въ извѣстность, изгонятъ всѣ недоумѣнія; что послѣдователи Іисусовы, понявъ, что для нихъ сдѣлано и что имъ самимъ остается дѣлать, начнутъ каждый содѣвать свое спасеніе, какъ учитъ Евангеліе и совѣсть: но, увы, не только духъ ложнаго упованія, но и духъ гордаго противленія, коимъ ослѣплены были древніе іудеи, всегда продолжалъ обуевать и многихъ изъ христіанъ. Если бы Симеонъ являлся въ каждомъ вѣкѣ и странѣ, въ каждомъ храмѣ и домѣ, то всегда и вездѣ, при взглядѣ на Того, Кого держалъ нѣкогда на рукахъ своихъ долженъ бы провѣщать то же, что сказано имъ нынѣ въ храмѣ іерусалимскомъ: се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили, въ знаменіе пререкаемо!

Въ самомъ дѣлѣ, посмотрите на сего обуяннаго ложною мудростію книжника, который, не довольствуясь тѣмъ, что самъ ставитъ ни во что вѣру въ Евангеліе, находитъ адское удовольствіе въ томъ, чтобы заставить и другихъ отвергать оное, употребляетъ для сего всѣ средства, — самую ложь и клевету. Не явно ли, что Спаситель міра лежитъ для него на паденіе? Онъ уже не составляетъ для него и знаменія пререканія; нѣтъ, ложный мудрецъ давно рѣшилъ въ умѣ своемъ, что совершенство христіанское — мечта, что спасенія не надобно искать нигдѣ, какъ токмо въ собственномъ умѣ и силѣ. Если бы свѣтъ Христовъ не былъ предъ очами сего /с. 248/ лжемудреца, если бы онъ родился въ языческомъ Римѣ или Греціи, то его противоборство вѣрѣ было бы сколько-нибудь понятно и извинительно. Но, теперь, слѣпотствуя среди полудня, идя противъ всеобщаго убѣжденія, попирая то, чѣмъ освященъ самъ отъ юности, дѣйствіе чего не разъ испытывалъ даже, вѣроятно, въ своей душѣ и сердцѣ, онъ подлежитъ страшному отвѣту за хулу на Духа Святаго...

Посмотрите на сего ложнаго христіанина, который по имени принадлежитъ Христу и Церкви, а на дѣлѣ и въ жизни не знаетъ другаго Бога, кромѣ мамоны неправды, ведетъ жизнь, коей устыдился бы честный іудей и язычникъ, который, ежедневно утопая въ новыхъ грѣхахъ и беззаконіяхъ, никогда и не думалъ о томъ, чтобы возвратиться назадъ и принести покаяніе. Не явно ли, что Спаситель міра лежитъ для него на паденіе? Ибо что ожидаетъ таковаго лжехристіанина по смерти за его беззаконную жизнь и нераскаянность? Ожидаютъ муки ада, тѣмъ сугубѣйшія, чѣмъ большими онъ, какъ христіанинъ, пользовался средствами къ своему вразумлѣнію, чѣмъ спасеніе было къ нему ближе и легче для него.

Посмотрите и на сего высокомѣрнаго лжеправедника, который подобно евангельскому фарисею, засмотрѣвшись на свою красивую внѣшность, на отсутствіе въ своей жизни грубыхъ пороковъ, на нѣкоторыя дѣла набожности, имъ постоянно совершаемыя, не знаетъ уже цѣны и мѣры своей мнимой добродѣтели, готовъ выставлять заслуги свои предъ самымъ судомъ Божіимъ. Тяжело, но нельзя не сказать, что и для сего мнимаго праведника Спаситель міра лежитъ еще не на востаніе. Ибо онъ, въ мечтаніи о своемъ вседовольствѣ, не старается нисколько усвоить себѣ заслугъ Христовыхъ, думаетъ обойтись самъ собою безъ Ходатая и Посредника на судѣ правды Божіей; такимъ образомъ унижаетъ и отрѣваетъ отъ себя единственное средство ко спасенію — Крестъ Христовъ. Сія гордость фарисейская была бы еще не такъ преступна, если бы во свѣтѣ благодати и истины евангельской не было видно, что вся честность и правда наша есть яко мракъ и нечистота предъ лицемъ Божіимъ.

Такимъ-то образомъ, братіе мои, сладчайшій Іисусъ доселѣ продолжаетъ лежать не на возстаніе токмо, а и на паденіе многихъ; не потому, чтобы на это была воля Его /с. 249/ и таково было свойство служенія Его — свойство служенія и воли Его быть Спасителемъ для всѣхъ, — а потому, что тѣ, коимъ возвѣщается и отъ коихъ пріемлется Онъ, взираютъ на Него не одинаково и пріемлютъ Его различно; ибо хотя сказано о Немъ, что Онъ вѣровася въ мірѣ (1 Тим. 3, 16), то есть, какъ бы нашелъ Себѣ вѣру во всѣхъ; но какъ различна эта вѣра! Одни видятъ въ Немъ не болѣе, какъ необыкновеннаго Учителя добродѣтели; другіе, не выше, какъ Пророка и Посланника Божія, подобнаго прежнимъ Пророкамъ; иные признаютъ въ Немъ Сына Божія, но отнюдь не единосущнаго и равнаго Отцу. Изъ тѣхъ даже, кои чтутъ въ немъ Христа, Божію силу и Божію премудрость, кои покланяются Кресту Его, яко единственному орудію всемірнаго спасенія, коль многіе претыкаются о Него, яко о камень паденія! Грѣшникъ нераскаянный претыкается о Него по излишней надеждѣ на Его заслуги и Крестъ; а гордый лжеправедникъ, — по излишней надеждѣ, на собственныя заслуги и добродѣтели.

Время спросить: чѣмъ убо есть Христосъ для насъ? Во что доселѣ лежалъ и лежитъ Онъ — на паденіе или на возстаніе наше? О, что если на паденіе! Тогда горе намъ! Тогда и нынѣшніе и всѣ прочіе праздники Христовы должны располагать насъ не къ радости, а къ плачу и слезамъ! Ибо, какъ радоваться тѣмъ, для коихъ самое спасеніе обращается и служитъ — страшно сказать — въ погибель вѣчную.

Хощешь ли убо, возлюбленный слушатель, узнать навѣрное — участвуешь ли ты въ спасеніи Христовомъ? Внемли.

Если ты вѣруешь твердо и несомнѣнно во Христа и Евангеліе Его такъ, какъ научили вѣровать Пророки и Апостолы, и какъ внушаетъ святая Церковь: то Спаситель міра лежитъ на твое возстаніе.

Если ты, содержа правую вѣру, стараешься быть проникнутъ и духомъ любви Христовой, приносить плоды вѣры въ дѣтяхъ своихъ, блюсти себя свободнымъ отъ страстей, чистымъ отъ сквернъ мірскихъ: то Спаситель міра лежитъ на твое возстаніе.

Если ты, яко человѣкъ, — вопреки своей воли и намѣреніямъ — претыкаясь о соблазны міра, не медлишь возставать отъ паденій чрезъ покаяніе и стараешься изглаждать, сколько /с. 250/ возможно, слѣды твоихъ грѣхопаденій, то Спаситель міра лежитъ на твое возстаніе.

Вотъ три главные признака того, что Іисусъ лежитъ на возстаніе наше! Если не достаетъ въ комъ-либо хотя единаго изъ нихъ, то таковые въ очевидной опасности — потерять свое спасеніе. Осмотримся же, братіе мои, всѣ и каждый, не угрожаетъ ли намъ сія опасность? — Осмотримся, пока есть на то время и удобность, пока отъ насъ самихъ зависитъ, измѣнивъ себя и свою жизнь, содѣлать, что Спаситель, лежавъ доселѣ на паденіе, содѣлается виною нашего возстанія. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 244-250.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.