Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Срѣтенія Господня.

Сіе вамъ глаголемъ словомъ Господнимъ... яко Самъ Господь въ повелѣніи, во гласѣ Архангеловѣ и въ трубѣ Божіи снидетъ съ небесе, и мертвіи о Христѣ воскреснутъ первѣе: потомъ же мы живущіи оставшіи купно съ ними восхищени будемъ на облацѣхъ, въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ (1 Сол. 4, 15-17).

Слыша и, можно сказать, видя нынѣ въ Евангеліи, какъ праведные Симеонъ и Анна срѣтаютъ во храмѣ іерусалимскомъ обѣтованнаго Избавителя міра, какою при семъ исполняются они радостію и блаженствомъ, вѣроятно, не одинъ изъ насъ готовъ позавидовать ихъ рѣдкой и счастливой участи, и почелъ бы для себя за верхъ желаній и наградъ, если бы ему дано было, уже не говоримъ — стать на ихъ мѣстѣ (это слишкомъ высоко и свято!), а по крайней мѣрѣ находиться острану ихъ въ храмѣ іерусалимскомъ, дабы вмѣстѣ съ ними насладиться лицезрѣніемъ дражайшаго Спасителя.

Да утѣшится же и да возрадуется всякъ, кому придетъ нынѣ на сердце подобное благочестивое желаніе: ибо оно будетъ исполнено! Втораго рожденія Спасителя по плоти уже не будетъ: не будетъ втораго крещенія отъ Іоанна, не будетъ ни втораго воскресенія, ни вознесенія на небо; а второе срѣтеніе Господа будетъ, и послѣдуетъ при томъ въ такомъ видѣ, что во срѣтеніе Его должны изыти уже не одинъ Симеонъ и Анна, а всѣ мы, кои носимъ на себѣ имя христіанъ.

Когда, гдѣ и какъ имѣетъ быть это новое всемірное срѣтеніе? На всѣ сіи вопросы дается отвѣтъ въ вышеприведенныхъ словахъ св. Павла: сіе вамъ глаголю словомъ Господнимъ... яко Самъ Господь въ повелѣніи, во гласѣ Архангеловѣ и въ трубѣ Божіи снидетъ съ небесе, и мертвіи о Христѣ воскреснутъ первѣе: потомъ же мы живущіи оставшіи купно съ ними восхищени будемъ на облацѣхъ, въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ.

Видите теперь, гдѣ совершается это второе срѣтеніе? Не въ храмѣ іерусалимскомъ или другомъ какомъ-либо мѣстѣ, а превыше земли, на воздусѣ: въ срѣтеніе Господне на воздусѣ. Видите, когда послѣдуетъ оно? Въ концѣ міра, /с. 242/ когда паки явится Господь и Спаситель нашъ съ небесе, для произведенія послѣдняго суда надъ всѣмъ родомъ человѣческимъ: яко Самъ Господь снидетъ съ небесе. Видите, чѣмъ будетъ сопровождаться второе срѣтеніе Господа? Не принесеніемъ двухъ горлицъ, или птенцовъ голубиныхъ, какъ нынѣ во храмѣ іерусалимскомъ, а гласами Архангеловъ и Ангеловъ, звукомъ трубъ и громовъ Божіихъ, какъ на Синаѣ: во гласѣ Ангеловѣ и въ трубѣ Божіи. Видите, кому принадлежитъ честь срѣтить паки грядущаго Господа? Всѣмъ — живымъ и мертвымъ, кои тогда уже престанутъ быть мертвыми, ибо воскреснутъ: купно съ ними восхищени будемъ на облацѣхъ. Видите, наконецъ, что имѣетъ послѣдовать за симъ всемірнымъ срѣтеніемъ? Уже не разлученіе со Срѣтенннымъ, какъ разлучились съ Нимъ, хотя не на долгое время, Симеонъ и Анна, а вѣчное сопребываніе во царствіи Его: и тако всегда съ Господемъ будемъ.

О, какъ радостенъ и величественъ долженъ быть этотъ день втораго и всемірнаго срѣтенія Господня, если судить о немъ даже по одному внѣшнему его виду! — Ибо вообразите: нынѣшней земли и нынѣшняго неба, всего настоящаго порядка лицъ и вещей уже не будетъ тогда... непроницаемая завѣса, отдѣляющая теперь міръ невидимый отъ видимаго, отнята навсегда и уничтожена... неизчислимые сонмы спавшихъ во утробѣ земной мертвецовъ востали и облеклись плотію... оставшіеся въ живыхъ, измѣненные во всемъ существѣ ихъ, яко во мгновеніи ока, совокупились вмѣстѣ съ ними и составили единое семейство Адамово... послѣ различныхъ знаменій, въ предшествіи Архангеловъ и Ангеловъ, является, наконецъ, съ небеси Господь во всей славѣ всемогущества... и весь родъ человѣческій, обновленный, преображенный, яко сонмъ безплотныхъ, подъемлется во срѣтеніе Его на воздухъ!.. Скажите, что можетъ быть величественнѣе и святѣе сего зрѣлища, даже по одному внѣшнему виду его?

Вообразимъ же, братіе мои, что уже наступилъ часъ сего преславнаго событія, что мы восхищены уже на воздухъ въ срѣтеніе Господа и ожидаемъ токмо, что речетъ о насъ явившійся Господь: какое чувство должно быть тогда въ сердцѣ нашемъ? — Чувство величайшей радости, если хотя мало будемъ достойны того, чтобы непостыдно /с. 243/ срѣтить грядущаго Искупителя и Судію. Ибо съ Нимъ грядетъ всецѣлое исполненіе всѣхъ нашихъ явныхъ надеждъ и тайныхъ упованій; грядетъ вѣчный покой душъ и некончаемое блаженство сердецъ.

Но, если мы, и восхищенные отъ земли и стоя на воздусѣ, узримъ себя окруженными мрачными и злыми дѣяніями, если совѣсть наша, не дожидаясь судіи, начнетъ вопіять противу насъ за наши прежніе грѣхи, а еще болѣе, за нашу нераскаянность въ нихъ, то, увы, сладчайшій часъ срѣтенія Господня будетъ для насъ не въ покой и радость, а въ стыдъ и сокрушеніе: мы явимся, яко преступники, кои, и будучи приведены въ чертогъ царскій, тѣмъ не менѣе смущаются и трепещутъ отъ самой близости лица царева. Ибо съ чѣмъ явиться грѣшнику предъ лице будущаго Судіи своего? Что рещи во оправданіе своихъ злыхъ дѣяній и своей нераскаянности? Сказать, что мы не знали путей истины и стезей правды? Но у насъ, кромѣ совѣсти, было въ рукахъ Евангеліе и Крестъ Христовъ. Сказать, что страсти наши и соблазны міра были сильны, а мы слабы и плотяны? Но при насъ были вседѣйствующія таинства Церкви и всемогущая благодать Духа Святаго. Сказать, что у насъ не было средствъ къ изглажденію грѣховъ нашихъ, къ возстановленію потеряннаго образа Божія? Но передъ нами всегда была исповѣдь съ Тѣломъ и Кровію Христовою, предъ коими не можетъ стоять никакой грѣхъ и никакое беззаконіе. Нѣтъ отвѣта, нѣтъ извиненія! Нѣтъ болѣе и надежды; ибо время долготерпѣнія и милосердія кончилось: наступило время суда и воздаянія!

Теперь убо, братіе мои, теперь, въ продолженіе земной жизни, надобно уготовлять себя къ тому, что послѣдуетъ съ нами по смерти. Каковы мы ляжемъ во гробъ, таковы предстанемъ и во срѣтеніе Господа на воздусѣ.

Да сопровождаетъ же сія мысль насъ на всѣхъ путяхъ нашей жизни! Будемъ памятовать, что и насъ всѣхъ, подобно Симеону и Аннѣ, ожидаетъ срѣтеніе Господа, что за симъ срѣтеніемъ послѣдуетъ или вѣчное соединеніе съ Нимъ и блаженство некончаемое: и тако всегда съ Господемъ будемъ; или вѣчное удаленіе отъ Господа и бѣдствіе непрестающее: отыдите отъ Мене — во огнь вѣчный! — Будемъ, говорю, памятовать сіе и, празднуя въ честь перваго срѣ/с. 244/тенія Господня, разсмотримъ внимательно, что было бы съ, нами, если бы срѣтеніе второе, о коемъ бесѣдовали мы, послѣдовало нынѣ или завтра. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 241-244.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.