Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на день Срѣтенія Господня.

Что совершилось нынѣ надъ Господомъ и Спасителемъ нашимъ во храмѣ іерусалимскомъ, подобное тому совершено было, братіе мои, нѣкогда и надъ каждымъ изъ насъ. И мы, подобно Ему, были принесены во храмъ, поставлены предъ Господомъ; воцерковлены и посвящены Ему на вѣчное служеніе. Все это сдѣлано надъ нами въ такомъ возрастѣ, когда у насъ, яко младенцевъ, не было еще понятія о самихъ себѣ, и потому мы не знали, что съ нами происходитъ. Но св. Церковь не могла ни сама заниматься, ни занимать насъ обрядами праздными; совершенное надъ нами имѣло важный смыслъ; вмѣстѣ съ принесеніемъ насъ во храмъ и воцерковленіемъ, мы пріяли многія права и обѣтованія; равно какъ вмѣстѣ съ тѣмъ возлегли на насъ важныя и священныя обязанности. Не исполняя послѣднихъ, мы лишимся первыхъ, и не только лишимся, но и будемъ судимы, яко напрасно являвшіеся предъ лице Божіе и вотще пріявшіе благодать Духа. Посему, съ пришествіемъ въ возрастъ, намъ должно, какъ можно чаще, возобновлять въ памяти нашей то, что совершено надъ нами Церковію въ младенчествѣ, вникать въ духъ и силу совершеннаго, дабы, сообразуясь съ нимъ въ своемъ поведеніи и нравахъ, дѣйствительно содѣлаться тѣмъ, чѣмъ быть обѣщали, и пріять то, что намъ за сіе предоставлено. Настоящій день, яко день принесенія во храмъ Господа нашего, по образу коего совершено было и принесеніе насъ во храмъ, есть потому самый приличный для подобныхъ воспоминаній и размышленій. Итакъ, пренесемся, братіе мои, мыслію къ нашему младенчеству и посмотримъ, что происходило съ нами въ четыредесятый день бытія нашего.

Что это за жена, которая съ младенцемъ у груди трепещущею стопою подходитъ къ прагу церковному, видимо /с. 238/ спѣшитъ для какого-то святаго дѣла въ церковь, но, подошедъ къ дверямъ церковнымъ, останавливается и, какъ бы воспященная какою силою невидимою, не смѣетъ идти далѣе? Что это за жена и кто этотъ младенецъ? Это твоя мать, возлюбленный слушатель! А ея младенецъ — ты самъ! Насталъ четыредесятый день по твоемъ рожденіи, — и вотъ, по закону св. Церкви, мать несетъ тебя во храмъ для воцерковленія. Зачѣмъ же медлитъ она у прага церковнаго и не входитъ во храмъ? — Кто остановилъ ее? — Этотъ же самый законъ Церкви, воспрещающій женѣ родившей, до четыредесяти дней по рожденіи, входить въ домъ Божій. Для чего это запрещеніе? Да разумѣемъ, что всѣ мы зачинаемся во грѣхахъ и рождаемся въ беззаконіяхъ, и чрезъ то самое становимся недостойными того, чтобъ явиться лицу Божію, яко непреступному для грѣшниковъ святостію Своею.

Но не будемъ смущаться: насъ не долго заставятъ стоять внѣ храма; потому что, благодаря любви Божественной, у всѣхъ насъ есть Заступникъ и Ходатай всемощный. Покрытые Его заслугами, очищенные Его благодатію, украшенные Его именемъ, мы, не смотря на прирожденную порчу и несовершенство наше, будемъ приняты въ домъ Божій, представлены самому лицу Цареву, пріобщены даже къ лику друзей и присныхъ Ему.

Въ самомъ дѣлѣ, является служитель алтаря, пріемлетъ на свои руки, подобно Симеону, младенца, то есть насъ съ тобою, возлюбленный слушатель, подъемлетъ его предъ вратами церкви горѣ, образуетъ изъ него на воздухѣ крестъ и восклицаетъ: воцерковляется рабъ Божій, во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда вслѣдъ за симъ двери храма, какъ бы уступивъ крестному знаменію, разверзаются, священнослужитель входитъ съ младенцемъ, вѣщая отъ лица его словами св. Давида: вниду въ домъ Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!

Дошедъ до средины храма, онъ останавливается, паки подъемлетъ младенца горѣ и, образуя имъ крестъ, возглашаетъ: воцерковляется рабъ Божій, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; и затѣмъ присовокупляетъ: посредѣ церкви востою Тя!

Приходитъ потомъ къ Царскимъ вратамъ алтаря, снова подъемлетъ отроча во образъ креста и въ третій разъ вѣ/с. 239/щаетъ: воцерковляется рабъ Божій, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Такимъ образомъ, рожденное уже посвящено Богу, уже введено въ домъ Царевъ. Симъ могло бы окончиться священнодѣйствіе. Но христіанину, яко сонаслѣднику Христа, предоставлены большія права; ему, яко царскому священію, дано входить во внутреннѣйшее завѣсы (Евр. 6, 19); — и вотъ священнослужитель, по тому же уставу Церкви, несетъ младенца — сквозь южныя двери — въ самое святилище, обходитъ съ нимъ вокругъ престола и, исходя изъ алтаря противоположнымъ путемъ, то есть, дверьми сѣверными, полагаетъ его на землѣ предъ вратами Царскими, откуда мать уже сама должна воспріять его, какъ бы отъ лица Господня.

Что же можетъ быть знаменательнѣе и вмѣстѣ трогательнѣе сихъ священнодѣйствій! Это троекратное образованіе креста изъ младенца, это внесеніе его во святилище и обхожденіе съ нимъ вокругъ престола, это положеніе его на землѣ предъ вратами царскими и пріятіе его отсюда самою матерію: сколько здѣсь уроковъ и для приносимаго, и для приносящей, и для дѣтей, и для самыхъ родителей.

Крестъ! — Имъ видимо означается, что если мы имѣемъ теперь доступъ и въ земной храмъ, и въ небесный Эдемъ, то страданіями за насъ на крестѣ Сына Божія, коими отверстъ для всѣхъ насъ рай, заключенный для всѣхъ же преступленіемъ нашего прародителя и собственными грѣхами. А между тѣмъ симъ же крестомъ на всю жизнь дается знать рожденному, что онъ, яко христіанинъ, долженъ быть крестоносецъ, что его доля на землѣ не служеніе міру, а борьба съ нимъ, не угожденіе чувствамъ, а распинаніе плоти съ ея страстями и похотями.

Внесеніе младенца во святилище, не матерію или отцемъ, а іереемъ, показываетъ, что силы природы достаточны только для дарованія ему одной жизни естественной, но не довлѣютъ для введенія его въ жизнь духовную и благодатную; а обхожденіемъ вокругъ престола — видимо указуется на высокое предназначеніе христіанина — откровеннымъ лицемъ созерцать славу Божію, быть причастникомъ еще на землѣ таинъ жизни вѣчной, уготовлять себя въ блаженное сожитіе съ Архангелами и Ангелами, окружающими престолъ Божій, — въ мѣсто селенія самой славы Божіей. Въ частности, /с. 240/ обхожденіемъ вокругъ престола, напоминающимъ собою чинъ посвященія и бракосочетанія, младенецъ какъ бы посвящается во іереи Богу, а душа его уневѣщается Духу Святому. Наконецъ, положеніе младенца на землю предъ дверями Царскими даетъ разумѣть, что, не смотря на множество правъ духовныхъ, ему теперь усвоенныхъ, онъ, яко христіанинъ, долженъ всю жизнь пребывать во смиреніи духа и сердца, вмѣнять себя, яко ничто же предъ Господемъ; взирать на себя, яко на жертву, которая единожды и навсегда посвящена Господу, да отнынѣ не ктому себѣ живетъ и не ктому себѣ умираетъ, но умершему и воскресшему для него Спасителю.

А мать, подъемлющая отъ Царскихъ вратъ плодъ чрева своего, должна памятовать, что отселѣ онъ ей паки поручается Самимъ Господомъ, да болѣзнуетъ о немъ прочее духомъ, какъ прежде болѣла тѣломъ, дондеже вообразится въ немъ Христосъ.

Какъ, наконецъ, выразительно самое названіе сего священнодѣйствія! — Воцерковляется рабъ Божій! То есть, вводится въ Церковь, вставляется, какъ часть, въ свое великое и святое цѣлое, и вмѣстѣ съ тѣмъ самъ дѣлается церковію, живымъ храмомъ Бога живаго. Мать принесла его какъ плодъ природы; пріемлетъ назадъ какъ даръ благодати.

Помни же, принесенный и взятый, чѣмъ ты принесенъ и каковымъ взятъ! Помни, гдѣ ты былъ, кому и для чего представленъ! Помни, какое знаменіе отверзло тебѣ врата дома Божія! Помни престолъ, вокругъ коего тебя носили и который тебѣ предназначенъ, и землю, на коей былъ положенъ и въ которую пойдешь! Помни, что ты опять и также чуждыми руками будешь принесенъ нѣкогда въ церковь со крестомъ въ рукахъ! О, если бы ты тогда могъ усвоить себѣ слова праведнаго Симеона: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ. Яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое! Но они усвоятся тебѣ, и ты почіешь съ миромъ до дня всеобщаго воскресенія, если въ продолженіе своей жизни не будешь забывать своего воцерковленія. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 237-240.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.