Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на второй день Новаго Года [1].

Съ новымъ лѣтомъ благодати, благородныя воспитанницы! Съ новымъ лѣтомъ благодати и новымъ счастіемъ: ибо гдѣ благодать Божія, тамъ и счастіе. Въ самомъ дѣлѣ, не счастіе ли, что съ новымъ годомъ всѣ мы, великіе и малые, можемъ опять дѣлать много добраго? Не счастіе ли опять, что съ новымъ годомъ всѣ мы, и малые и великіе, можемъ вознаграждать и исправлять, если прежде сдѣлано было что-либо злаго и недобраго? Эта двойная возможность — продолжать дѣлать добро и продолжать изглаждать зло, есть уже великое счастіе: и его-то всѣмъ намъ равно приноситъ новое лѣто благодати Божіей!

«Но, великъ ли кругъ добра, которое мы можемъ дѣлать въ нашемъ возрастѣ и состояніи?» подумаетъ какая-либо изъ васъ. — Тѣмъ неизвинительнѣе, возлюбленныя, если невозумѣемъ наполнить и этого малаго круга дѣйствій добромъ чистымъ; а такое несчастіе, пожалуй, легко можетъ постигнуть насъ, если, подъ предлогомъ малости нашего круга дѣйствій, предадимся лѣности и небреженію, и что /с. 222/ еще хуже, гордости и величанію. Но, думать, что кругъ дѣятельности вашей слишкомъ малъ и тѣсенъ, была бъ сущая несправедливость. Мало-ль всѣмъ вамъ можно дѣлать добраго? И, во-первыхъ, вы можете въ новомъ лѣтѣ быть усердными къ храму Божію, къ домашней молитвѣ и къ занятію закономъ Божіимъ: это добро великое и на всю жизнь вашу! Вы можете въ новомъ лѣтѣ быть внимательными къ наукамъ и искусствамъ, вамъ преподаваемымъ, развивать правильно способности души и сердца, обогащать свой умъ полезными знаніями: это также добро великое и на всю жизнь вашу! Вы можете въ новомъ лѣтѣ постоянно оказывать преданность и послушаніе своимъ начальникамъ и наставникамъ, выполнять во всей точности ихъ распоряженія и уроки, слѣдовать во всѣхъ дѣйствіяхъ правиламъ благоразумія, пріучать себя къ чистотѣ души и тѣла, къ порядку, скромности и простотѣ: это добро великое и на всю жизнь вашу! Можете, не бывши родными, жить всѣ какъ родныя, раздѣлять между собою благія мысли и чувствованія, научиться помогать другъ другу и исправлять другъ друга отъ недостатковъ: это также добро великое и на всю жизнь вашу. Наконецъ, хотя ваша жизнь здѣсь, сколько возможно, освобождена отъ нуждъ и защищена отъ непріятностей; но какъ жизнь человѣческая необходимо подлежитъ, по временамъ, нѣкоторымъ лишеніямъ и даже скорбямъ; посему вы можете заранѣе навыкать терпѣнію, великодушію, умѣнью быть выше пріятныхъ обстоятельствъ: это также добро не малое и на всю жизнь вашу, въ коей, послѣ святой вѣры и добродѣтели, ничего такъ не нужно для каждаго изъ насъ, какъ терпѣніе и смиреніе.

Видите, сколько добра можно дѣлать вамъ, благородныя воспитанницы, въ настоящемъ возрастѣ и состояніи вашемъ! Кто осмѣлится сказать, чтобы этотъ кругъ добра былъ малъ и тѣсенъ? Скорѣе надобно молить Господа, чтобы Онъ подалъ силы наполнить его однимъ чистымъ добромъ. Ибо, предоставленные самимъ себѣ, безъ помощи благодати Божіей, мы, какъ учитъ слово Божіе и опытъ, и одной добродѣтели не можемъ исполнить, какъ должно, — даже не можемъ помыслить о чемъ-либо истинно добромъ, какъ увѣряетъ Апостолъ, сами по себѣ, но вся способность на это бываетъ въ насъ отъ Бога.

/с. 223/ Все сіе представится еще важнѣе, если мы на то, что можно вамъ въ новомъ году дѣлать добраго, будемъ смотрѣть по отношенію не къ одному настоящему, а и будущему вашему состоянію. Ибо ваше пребываніе здѣсь временное и пріуготовительное къ тому, чтобы со временемъ вступить въ кругъ жизни, который для многихъ изъ васъ будетъ и обширенъ и разнообразенъ: тамъ должны раскрыться вполнѣ ваши способности и дарованія; тамъ должны принести плоды ваши познанія, и ваши добрыя качества. Какого блага нельзя ожидать для вашихъ семействъ, даже для всего общества, если вы, вышедъ изъ-подъ благословенной сѣни дома сего, явитесь пріуготвленными на все доброе и святое, пріученныя и ко всякимъ видамъ добродѣтелей, умѣющими побѣждать зло, въ какомъ бы обольстительномъ призракѣ ни явилось оно предъ вами. Но чтобъ быть таковыми, чтобы имѣть эту драгоцѣнную способность, для сего надобно предварительно воспитать себя въ духѣ вѣры и благихъ нравовъ, надобно свыкнуться съ добромъ и утвердить въ себѣ навсегда нераскаянное отвращеніе отъ всякаго вида грѣха. Безъ сего, хотя бы вамъ, по вступленіи вашемъ отсюда въ кругъ жизни общественной, и пришло желаніе быть добрыми, мы встрѣтимъ не мало къ тому препятствій въ себѣ самихъ, отъ собственнаго нечистаго сердца: ибо къ добру надобно пріучить себя постояннымъ упражненіемъ, чтобы оно сдѣлалось уже неотъемлемою нашею собственностію.

Съ сей стороны новое лѣто, какъ сами можете видѣть, есть опять драгоцѣнный даръ Божій: ибо, съ продолженіемъ его, мы можемъ пріобрѣсти, столь необходимый для всѣхъ насъ, навыкъ въ добрѣ. Воспользуемся же сею благодатію; не злоупотребимъ даромъ небеснымъ, то есть, временемъ; поспѣшимъ украсить душу свою вѣрою и благими нравами, ибо только одни эти украшенія никогда не старѣютъ, всегда новы и всегда привлекаютъ на насъ не взоры токмо людей, а и благословеніе Самого Бога. Говоримъ все это для того, что можно въ новомъ лѣтѣ пойти и противнымъ путемъ, можно, вознерадѣть о наукахъ и искусствахъ, можно оказывать духъ упрямства и неповиновенія начальству, можно предаться своенравію, разсѣянію, скрытности, лукавству, нечистымъ мыслямъ и предосудительнымъ поступкамъ. Увы, въ падшей природѣ нашей есть несчастная возможность, /с. 224/ и даже наклонность ко всему этому! Но, что будетъ съ тою изъ васъ, которая, забывъ страхъ Божій, забывъ цѣль воспитанія своего, пошла бы симъ путемъ злополучнымъ? Таковая потеряла бы спокойствіе своей совѣсти и сердца; причинила бы печаль своимъ родителямъ и благодѣтелямъ, горесть своимъ начальникамъ и наставникамъ; таковая возмутила бы свѣтлый и чистый кругъ вашъ; удалила бы отъ себя своего Ангела-хранителя; лишилась бы благодати и благословенія Божія; подпала бы добровольной ужасной зависимости духа злобы, — того общаго врага нашего, который, по свидѣтельству Апостола, ходитъ невидимо всюду, яко левъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8).

Новый годъ, такимъ образомъ проведенный, былъ бы источникомъ не успѣха и счастія, а величайшихъ печалей и бѣдствій. Жить такимъ образомъ — значитъ не жить, а ежедневно умирать духомъ. Да сохранитъ васъ Господь отъ сей смерти духовной! А чтобы она не приближалась къ намъ, дадимъ предъ симъ престоломъ Бога живаго и всевидящаго, дадимъ отъ всего сердца обѣтъ дѣлать въ продолженіе наступившаго года одно доброе и убѣгать всякаго вида зла; а если бы, по несчастію, оно какъ-либо вторглось въ душу нашу, тотчасъ изгонять его искреннимъ раскаяніемъ и обращеніемъ съ молитвою ко Господу. При такомъ расположеніи духа, мыслей и поступковъ нашихъ, что бы ни случилось съ нами, будьте увѣрены, все, при помощи Божіей, обратится намъ во благо. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное въ домовой церкви харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ, 1844 года.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 221-224.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.