Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на Новый Годъ.

Одного мудреца древности спросили: чтó бы, по его мнѣнію, было драгоцѣннѣе всего для человѣка? Время, отвѣтствовалъ онъ: ибо посредствомъ времени можно пріобрѣсть все; а самаго времени нельзя купить ни за что. Въ самомъ дѣлѣ, попытайся кто продлить для себя день хотя одною минутою: что бы ни дѣлалъ для сего, не прибавитъ къ уреченному числу ихъ ни одного мгновенія. Попробуй кто также возвратить для себя назадъ хотя одну минуту: никогда не возвратитъ ни единой. Время непродолжимо и невозвратимо! Посему оно драгоцѣннѣе всего для человѣка; ибо посредствомъ его можно пріобрѣсть все, — самое небо и блаженную вѣчность, а времени невозможно пріобрѣсть ни за что.

Возблагодаримъ же, братіе мои, Владыку временъ и лѣтъ, десница Коего отверзла нынѣ предъ нами врата новаго лѣта! Симъ даровано намъ то, что есть нужнѣйшаго и драгоцѣннѣйшаго для всѣхъ насъ, даровано время! И какъ /с. 219/ свойство даровъ Божіихъ есть всеобщность и безпристрастіе въ ихъ раздѣленіи: то всѣ мы равно пріяли новый даръ изъ рукъ Божіихъ, не болѣе первый изъ владыкъ земныхъ, не менѣе послѣдній изъ рабовъ земныхъ.

Разность будетъ зависѣть уже не отъ Господа дарствующаго, а отъ насъ пріимшихъ даръ; и будетъ состоять въ томъ, какъ употребитъ каждый изъ насъ принятое. Если самый первый изъ владыкъ земныхъ употребитъ время не какъ должно, то подъ конецъ времени окажется яко ничтоже пріявый и еже мнится имѣя, возмется отъ него (Мат. 25, 29). И напротивъ, если послѣдній изъ рабовъ употребитъ даръ Божій, то есть время, какъ должно, то въ конецъ временъ явится, яко имѣяй вся, и будетъ вознагражденъ сторицею за то, что терпѣлъ и отъ чего страдалъ въ продолженіе своей жизни.

Послѣ сего для всѣхъ, и великихъ и малыхъ, и сильныхъ и безсильныхъ, первой важности вопросъ: кто употребляетъ время, какъ должно? и кто злоупотребляетъ имъ?

Употребляетъ время какъ должно тотъ, кто употребляетъ его для приготовленія себя къ вѣчности, и что ни дѣлаетъ, всегда и во всемъ простираетъ взоръ свой далѣе временнаго и земнаго. Ибо не для сего ли самаго, то есть, для приготовленія себя къ вѣчности и дано всѣмъ намъ время? Не для того ли именно поставляется каждый изъ насъ на краткій срокъ на этой землѣ, дабы путемъ смерти прейти навсегда на небо?

Употребляетъ, какъ должно, время тотъ, кто въ продолженіе его старается дѣлать добро какъ можно болѣе, а зла какъ можно менѣе. Ибо въ дѣланіи добра состоитъ самое наше предназначеніе, а допущеніе зла вредитъ намъ навсегда, и во времени и въ вѣчности. Дѣланіе добра приближаетъ насъ къ цѣли бытія нашего и составляетъ неотъемлемое стяжаніе, прекрасный запасъ для неба, а допущеніе зла завсегда отъемлетъ у насъ часть совершенства, удаляетъ насъ отъ цѣли нашего бытія, ставитъ въ злополучное противорѣчіе съ Богомъ, со всѣми существами сотворенными, и съ самими собою.

Употребляетъ время, какъ должно, тотъ, кто употребляетъ его на изглаженіе въ себѣ и жизни своей всего нечистаго и грѣховнаго. Ибо на что лучше употреблять время /с. 220/ больному и прокаженному, каковы всѣ мы духомъ и совѣстію, какъ не первѣе всего на исцѣленіе себя отъ болѣзни? И можетъ ли быть болѣзнь хуже и опаснѣе грѣха и беззаконія? Посему время ни на что не можетъ быть употреблено лучше, какъ на уврачеваніе язвъ нашей души и совѣсти.

Послѣ сего само собою видно, кто злоупотребляетъ временемъ? Тотъ, во-первыхъ, у кого протекаетъ оно въ бездѣйствіи и праздности. Можно ли пренебрегать такъ симъ драгоцѣннымъ сокровищемъ? Можно ли губить въ бездѣйствіи время, когда отъ него зависитъ вѣчность? когда его вообще такъ не много? и когда изъ напрасно опущеннаго времени нельзя возвратить ни минуты?

Злоупотребляетъ временемъ тотъ, кто хотя не попускаетъ ему протекать праздно, но всѣ занятія свои ограничиваетъ однимъ видимымъ, земнымъ, чувственнымъ и скоропреходящимъ. Ибо, въ такомъ случаѣ, изъ всего того, что ни дѣлается, изъ всѣхъ занятій, трудовъ, скорбей и лишеній не выйдетъ, наконецъ, ничего; — и мы, протрудясь и проработавъ всю жизнь, подъ конецъ ея, когда все видимое и временное исчезнетъ для насъ, явимся яко ничтоже имуще.

Еще болѣе злоупотребляетъ временемъ тотъ, кто употребляетъ его на дѣла, противныя закону Божію, на обманъ, похоть плотскую, гордость житейскую, на преслѣдованія ближнихъ и тому подобное. Ибо, такъ дѣйствуя, человѣкъ сильно портитъ богоподобную природу свою, идетъ безумно противъ всемогущей воли Творца, непримѣтно приближается къ состоянію духовъ злобы, а симъ самымъ готовитъ для себя въ вѣчности участь самую злополучную.

Довольно и сихъ немногихъ указаній, дабы каждому изъ насъ, кто захочетъ, можно было безъ труда узнать, какъ поступалъ онъ доселѣ съ своимъ временемъ — употреблялъ его какъ должно, или злоупотреблялъ имъ неразумно? Намъ остается токмо сказать, что это предметъ чрезвычайной важности для каждаго. Теперь никто не требуетъ отъ насъ отчета въ нашемъ времени: оно каждый день, съ утра до вечера, предоставлено нашему произволу. Употребляй его и дѣйствуй, какъ хочешь; дѣлай или не дѣлай; извлекай изъ него пользу или злоупотребляй имъ: все это, но видимому, равно для Того, Кто даруетъ намъ время; но такъ не бу/с. 221/детъ завсегда! Наступитъ, наконецъ, для всѣхъ и каждаго послѣдній часъ времени, когда мы должны будемъ предстать на судъ Господа вѣковъ и временъ, и дать отчетъ во всѣхъ дняхъ и часахъ нашихъ, слѣдствіемъ коего будутъ уже не новые годы, а вѣчность блаженная для тѣхъ, кои употребляли время свое, какъ должно, и злополучная для тѣхъ, кои употребляли его всуе.

Будемъ ли въ безпечности ожидать сего часа грознаго? Но что можетъ быть безразсуднѣе подобной безпечности? Это значило бы обречь себя на явную погибель. А если такъ, то, по выходѣ изъ сего храма, обрѣтши уединенное мѣсто, размыслимъ прилежно о томъ, какъ проводили мы доселѣ свое время, и какъ намъ проводить его отселѣ. Такое размышленіе послужитъ для каждаго вмѣсто самаго назидательнаго поученія, и не на одинъ нынѣшній день, а на цѣлый наступающій годъ, на всю жизнь. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 218-221.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.