Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на Новый Годъ.

Сіе глаголю, братіе, яко время сокращено есть прочее: преходитъ бо образъ міра сего (1 Кор. 7, 29-31).

Печальная обязанность проповѣдниковъ! Въ то время, какъ вы со всѣхъ сторонъ окружены благожеланіями и привѣтствіями; когда и сердце и слухъ вашъ ничего не желали бы видѣть и слышать, кромѣ одного пріятнаго; — въ то самое время, мы послѣдуя примѣру Апостола, должны сказать вамъ другое, должны напомнить, что время жизни нашей сократилось; что всѣ мы ближе подошли къ тому грозному предѣлу, отъ котораго нѣтъ возврата, за коимъ — или вѣчная награда, или потеря безконечная. Сіе глаголю, братіе, яко время сокращено есть прочее!...

Впрочемъ, если подумать хорошо, то чѣмъ бы сей вѣсти быть печальною для христіанина? — Печалится ли любимый, находящійся въ дальней сторонѣ, сынъ, когда ему напоминаютъ о возвратѣ въ домъ отеческій? — Сѣтуетъ ли узникъ, когда узнаетъ, что время заключенія его сократилось? Досадуетъ ли больной, когда видитъ, что часъ его выздоровленія приближается? — Что же, братіе, всѣ мы здѣсь на сей землѣ, какъ не пришельцы въ землѣ чуждой, какъ не узники плоти и крови, коимъ подлежитъ изыти на свободу духа, /с. 216/ какъ не тяжело-больные, коихъ ожидаетъ выздоровленіе? — Значитъ, если возвѣщаемая нами вѣсть о сокращеніи времени и жизни прискорбна для кого-либо, то для тѣхъ, кои забыли о своемъ отечествѣ, не помнятъ своихъ узъ, пристрастились къ своей болѣзни.

Что причиною такого превращенія вещей? — Міръ съ его благами, земная жизнь съ ея чувственными радостями, кровь и плоть съ ихъ прелестями... Такъ, образъ міра, жизни, плотскихъ удовольствій — прелестенъ для тѣхъ, коихъ очи ослѣплены самолюбіемъ и суетою; но подойдите къ сему образу поближе, разсмотрите его повнимательнѣе: что увидите? — Это истуканъ Навуходоносоровъ, у коего глава златая, грудь, руки и перси серебряныя, чрево и стегна мѣдяны, голени желѣзны, а ноги — скудельны! Является, по выраженію пророка, камень безъ рукъ, приходитъ какой-либо внезапный противный случай, — и истуканъ падаетъ; Злато, сребро, мѣдь и желѣзо — стираются въ прахъ. Видѣхъ, говоритъ Псалмопѣвецъ, нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанскія. — И мимоидохъ, и се не бѣ; взыскахъ его, и не обрѣтеся мѣсто его (Пс. 36, 35. 36). Вотъ исторія сыновъ счастія! И какъ часто повторяется она! — Соломонъ не повѣрилъ было нѣкогда бренности и пустотѣ благъ земныхъ, и думалъ, вопреки всеобщему опыту, найти въ нихъ покой душѣ своей. Къ чему не обращался онъ за симъ? — Обращался къ богатству и стяжаніямъ; строилъ домы, Насаждалъ вертограды, отправлялъ на край свѣта торговые флоты. Корабли привозили безъ счета злато и серебро, но ни разу не могли привезти Соломону спокойствія. Обращался къ чувственнымъ удовольствіямъ; забывалъ среди ихъ и величіе царя и достоинство человѣка; но не могъ забыть своей совѣсти. Плоть дремала на роскошномъ ложѣ, а сердце бдѣло и болѣло; вокругъ него все цвѣло веселіемъ и радостію, а въ немъ была суета и крушеніе духа. Обращался, наконецъ, къ мудрости; умъ Соломона обнималъ все отъ кедра до иссопа, отъ бѣга свѣтилъ небесныхъ до незамѣтнаго слѣда змѣи на камнѣ. Что же принесла Соломону и мудрость земная? — Тоже, что и прочія блага. Уразумѣхъ азъ, говоритъ онъ, яко и сіе, то-есть мудрость, есть суета и крушеніе духа; и приложивый разумъ, приложитъ болѣзнь (Еккл. 1, 18). Послѣ сего, не въ правѣ ли мы, братіе, весь обольщающій /с. 217/ насъ міръ сравнить съ оною храминою Сарданапаловою, въ коей внезапно явившаяся рука написала на стѣнѣ оныя страшныя слова: мани, ѳекелъ, фаресъ (Дан. 5, 25)? Тамъ нуженъ былъ пророкъ, чтобы изъяснить написанное, а здѣсь указаніе такъ ясно, что его можетъ видѣть и понимать малое дитя. Въ самомъ дѣлѣ, какъ ни измѣряйте величіе и блага міра, всегда найдете, что они кратки и скоропреходящи: мани! Какъ ни взвѣшивайте ихъ, они всегда окажутся легки и пусты: ѳекелъ! И какъ ни помножайте ихъ, всегда выйдетъ въ концѣ, что они должны разсѣяться и прейти изъ рукъ вашихъ къ другимъ: фаресъ! Другими словами: все, что въ мірѣ, есть суета суетъ, и всяческая суета.

Сынове человѣчестіи, — восклицалъ нѣкогда пророкъ, имѣя въ виду сію бренность благъ земныхъ, — сынове человѣчестіи, доколѣ убо любите суету и ищете лжи (Пс. 4, 3)! Суета крушитъ духъ, томитъ сердце ваше, а вы любите ее! Ложь и — такъ отвсюду окружаетъ, преслѣдуетъ васъ, а вы ищете ее! Сынове человѣчестіи, доколѣ любите суету и ищете лжи!

Если бы впрочемъ міръ и не былъ такъ брененъ съ его наслажденіями, и своимъ непрестающимъ коловращеніемъ не препровождалъ насъ къ исканію единаго на потребу, то собственная наша жизнь своею бренностію должна удержать насъ отъ пристрастія къ земному, и заставить воздыхать о вѣчномъ. Пророкъ не напрасно сравнивалъ жизнь человѣческую съ паутиною; дніе лѣтъ нашихъ, яко паучина! — Посмотрите на работу паука! Сколько труда, терпѣнія, узоровъ, соображеній! Но приходитъ дуновеніе вѣтра, и работа лежитъ вмѣстѣ съ художникомъ долу. Не такъ ли разрушаются и планы многихъ честолюбцевъ и замыслы многихъ любостяжателей? — Даже если продлить жизнь нашу до послѣднихъ предѣловъ ея, то далеко ли море, въ которое неминуемо долженъ впасть сей протокъ? — Моисей сдѣлалъ нѣкогда, по повелѣнію Божію, перепись народа, изведеннаго имъ изъ Египта, и вотъ нашлось около шести сотъ тысячъ, однихъ способныхъ носить оружіе. По прошествіи тридесяти осьми лѣтъ ему велѣно было повторить перепись: что же оказалось? — что всѣ, вошедшіе въ составъ прежней переписи, уже умерли; остались одинъ Іисусъ Навинъ и Халевъ; самъ Моисей, производившій перепись, скончался въ томъ же году, не достигнувъ земли обѣтованной. Перенесемся, братіе, /с. 218/ и мы своею мыслію на четыредесять лѣтъ въ будущее: сколько, вы думаете, останется тогда въ живыхъ изъ всѣхъ насъ, теперь здѣсь присутствующихъ? останется ли хотя столько, чтобы могли совершить священнодѣйствіе о поминовеніи насъ, тогда уже покоящихся въ нѣдрахъ земли?...

Сіе убо глаголю, братіе! — Для чего глаголю? — Да требующіи міра, яко не требующе будутъ: — чтобы тѣ, кои благословены здѣсь дарами счастія, не забывали, что все это дано на время, съ условіемъ, съ отчетомъ; и, потому пользуясь благами міра, старались бы о снисканіи благъ высшихъ — вѣчныхъ. Для чего глаголю? Да плачущіися, якоже не плачущіи будутъ; — дабы тѣ, коимъ суждено идти здѣсь по жесткому и тернистому пути, не унывали подъ тяжестію искушеній, памятуя, что и печали здѣшнія, такъ же какъ и радости, не только на время, но и на пользу намъ, и, перенося ихъ въ терпѣніи, устремляли чаще взоры туда, гдѣ нѣтъ ни печали, ни воздыханія. Для чего, наконецъ, глаголю? Дабы всѣ мы провождали жизнь такъ, какъ прилично странникамъ и пришельцамъ, взыскующимъ горняго града, емуже художникъ и содѣтель Богъ (Евр. 11, 10). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 215-218.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.