Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на Новый Годъ.

Святая Церковь нерѣдко имѣетъ утѣшеніе видѣть у себя стеченіе празднествъ, усугубляющее свѣтлость дней, ею торжествуемыхъ. Но нынѣшній день, братіе, какъ начало и вѣнецъ новаго лѣта, постоянно украшается стеченіемъ трехъ великихъ празднествъ. Торжествуемъ, во-первыхъ, въ память обрѣзанія Господа нашего Іисуса Христа, во-вторыхъ — въ честь новаго лѣта, въ-третьихъ — въ честь и память святителя Христова Василія Великаго. Празднества весьма различныя по своему предмету, но сходныя по духу, имѣющія одну и туже цѣль главную. Ибо всякое новое лѣто дается намъ не для другаго чего, какъ для совершенія надъ собою духовнаго обрѣзанія; съ другой стороны, только одно духовное обрѣзаніе можетъ содѣлать для насъ настоящее лѣто истинно новымъ; а жизнь святаго Василія представляетъ разительный примѣръ и духовнаго обрѣзанія, и духовнаго обновленія, имъ даруемаго. Раскроемъ для новаго лѣта сіи истины въ наше назиданіе.

Всякое новое лѣто, какъ мы сказали, дается человѣку для духовнаго обрѣзанія. — Должна быть, братіе, какая-либо цѣль, и притомъ не малая, времени, намъ даруемаго. Ибо премудрость Божія не можетъ безъ намѣренія и напрасно иждивать столько своего Промысла на содержаніе насъ въ семъ мірѣ и сего міра для насъ. Какая же цѣль времени и жизни нашей? Та ли, чтобы мы раждались, возрастали, питались, состарѣвались и умирали? Но такъ мыслить, значило бы низводить человѣка ниже круга безсловесныхъ; ибо и они имѣютъ цѣль высшую. Или та, чтобы мы въ продол/с. 212/женіе жизни нашей обогащались познаніями различныхъ вещей, достигали почестей, снискивали богатства, пользовались различными удобствами жизни, веселились, наслаждались? — Но все это — и науки, и чести, и сокровища, и удовольствія невозвратно оставляютъ насъ у нашего гроба. Можетъ ли же быть цѣлію времени то, что оканчивается вмѣстѣ со временемъ? И стоило ли бы трудиться цѣлый вѣкъ надъ достиженіемъ того, что исчезаетъ по совершенномъ окончаніи труда? Нѣтъ, жизнь земная должна имѣть цѣлію то, что превыше земли; время дается для вѣчности. — Чего же требуетъ отъ насъ небо и вѣчность? И на что потому самому должно быть употребляемо все земное и временное? Небо и вѣчность, въ кои всѣмъ намъ должно вступить, требуютъ, братіе, отъ всѣхъ насъ — нашего исправленія, очищенія, обновленія, усовершенія, иначе — духовнаго обрѣзанія. Нѣтъ нужды искать далеко причинъ сего требованія: стóитъ только взглянуть на насъ самихъ и нашу природу, и тотчасъ видишь, какъ оно справедливо и необходимо. Въ самомъ дѣлѣ, мы всѣ явно зачинаемся въ беззаконіяхъ, и раждаемся во грѣхахъ: ужели съ сею наслѣдственною порчею перейти намъ и въ вѣчность? — Но, она и тамъ составила бы для насъ вѣчную тяжесть, вѣчный источникъ недуговъ и горестей: посему должна быть исправлена здѣсь. — Мы въ продолженіе жизни нашей впадаемъ въ различные пороки, увлекаемся многими страстями: ужели съ ними явиться намъ и въ сожительство чистыхъ Ангеловъ, предъ лице нашего Создателя? Но, это покрыло бы насъ вѣчнымъ стыдомъ тамъ, осквернило бы небесное жилище наше, навсегда отвратило бы отъ насъ свѣтлое лице Отца небеснаго: посему всѣ наши пороки должны быть искоренены здѣсь, страсти подавлены здѣсь, зло и растлѣніе грѣховное очищено здѣсь. Но сіе исправленіе и очищеніе природы нашей, совершаемое чрезъ самоотверженіе, и потому соединенное съ принужденіемъ, лишеніями, болѣзнями, и есть то самое, что святое писаніе называетъ духовнымъ обрѣзаніемъ. Потому самому обрѣзаніе сіе и составляетъ главную цѣль нынѣшней нашей жизни на землѣ, всей нашей дѣятельности, всѣхъ нашихъ познаній и пріобрѣтеній, трудовъ и наслажденій, званій и отношеній. Кто забудетъ сію цѣль, тотъ будетъ жить безъ цѣли, /с. 213/ станетъ идти, самъ не зная куда, — строить самъ не зная что, будетъ трудиться и страдать напрасно. Надобно же будетъ оставить когда-либо землю и пойти на небо, надобно же будетъ перемѣнить время на вѣчность, но другаго неба нѣтъ, кромѣ Божія, — чистаго, святаго, и другой блаженной вѣчности нѣтъ, кромѣ Божіей, совершенно нетерпящей нечистоты и зла. Посему, доколѣ есть время, надобно попещись о своемъ исправленіи, очищать себя отъ всякой скверны плоти и духа, отвергнуть все, недостойное неба и, вѣчности. Дѣйствіе болѣзненное, занятіе трудное, работа продолжительная: для сего нужно сражаться съ міромъ и съ собою, отрекаться того, что наиболѣе влечетъ къ себѣ, дѣлать насиліе своему уму, волѣ и сердцу; но, какъ быть? По паденіи нашемъ это единственное средство достигнуть цѣли бытія нашего, необходимый путь къ блаженной вѣчности, и самый надежный способъ къ обновленію нашего существа, ко вступленію въ новое и никогда некончаемое лѣто благодати, мира и единства съ Богомъ.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, въ новомъ лѣтѣ произойдетъ вокругъ насъ и съ нами много новаго, но все и въ насъ и внѣ насъ новое нисколько не обновитъ насъ, не приблизитъ къ цѣли бытія, не доставитъ истиннаго совершенства, — безъ исправленія нашего сердца, безъ обновленія нашего духа, безъ очищенія нашей совѣсти, безъ духовнаго обрѣзанія. Ты получишь новое достоинство, званіе, власть; но если на сей высотѣ не отложишь прежней низости чувствъ, высокомѣрія и презорства, то всѣ скажутъ о тебѣ: онъ тотъ же, такъ же надмененъ, жестокъ, притѣснителенъ, низокъ. Ты вступишь въ новыя связи, въ новую пріязнь, родство; но, если не отложишь прежней холодности, строптивости, небрежности о благѣ ближнихъ, то самые друзья и кровные будутъ говорить: онъ тотъ же, та же нелюбовность, то же лукавство, то же самолюбіе, раздражительность, безпокойный духъ. Ты поселишься на новомъ мѣстѣ, перейдешь въ новый домъ; но если съ тобою перейдутъ и худыя привычки, ежели новыя стѣны будутъ видѣть прежнія измѣны долгу и совѣсти, то это переселеніе прежняго зла, — новоселье грѣха. Всѣ сіи и подобныя новости не обновятъ насъ, если сердце останется ветхимъ, если ты пребудешь во грѣхѣ. Напротивъ, если чрезъ истинное покаяніе отложимъ дѣла темныя; обрѣ/с. 214/жемъ, какъ сухія и безплодныя вѣтви, наши преступныя связи и привычки; возобновимъ и утвердимъ въ себѣ рѣшимость жить богоугодно и праведно, то хотя бы во внѣшнихъ отношеніяхъ нашихъ не произошло никакой перемѣны, и мы не пріобрѣли ничего новаго, все будетъ для насъ ново потому, что мы сами будемъ новы. Каждый, знавшій наши слабости, нашу нечистоту и грѣхи, и не видя ихъ въ насъ, скажетъ: нѣтъ, онъ совершенно не тотъ, что прежде! Но, что важнѣе всего, такъ скажутъ о насъ самые Ангелы, Самъ Богъ, — Онъ Самъ скажетъ: сынъ Мой сей мертвѣ бѣ, и оживе, и изгиблъ бѣ, и обрѣтеся (Лук. 15, 24)! — Такова сила духовнаго обрѣзанія! Оно, и только оно одно, доставляетъ намъ истинное обновленіе и новое лѣто; посему и время, какъ мы сказали, дается намъ для совершенія надъ нами сего обрѣзанія.

Жизнь святаго Василія, ублажаемаго нынѣ Церковью, служитъ разительнымъ примѣромъ сихъ истинъ; ибо вся она была непрерывнымъ подвигомъ обрѣзанія и самоотверженія духовнаго, и вмѣстѣ съ тѣмъ благодатнаго обновленія во Христѣ. На это употреблялъ онъ все время и всѣ силы, къ сему обращалъ знанія и мудрость, къ сему — богатство и достоинства, къ сему — пріязнь и вражду. Крестъ Христовъ былъ для него все, — первое и послѣднее занятіе ума и сердца, первое и послѣднее украшеніе и награда. Ни нѣжность сложенія, ни слабость здоровья, ни высокій санъ, ни пребываніе въ Аѳинахъ, ничто не могло отвлечь его отъ нищеты Христовой и подвиговъ духовныхъ и тѣлесныхъ. Каждый день видѣлъ какую-либо его побѣду надъ собою, каждый день онъ слагалъ съ себя что-либо, отрекался отъ чего-либо. Посему, когда надменный властелинъ желалъ однажды устрашить его лишеніями, то не могъ сдѣлать сего: Василію нечѣмъ было грозить, ибо у него нечего было отнять. Онъ весь принадлежалъ небу, вѣчности, Богу. Посему и Богъ явилъ Себя въ немъ особеннѣйшимъ образомъ. Всѣ еще при жизни признавали въ немъ съ благоговѣніемъ человѣка Божія, сосудъ благодати, храмъ Духа Святаго. А по кончинѣ Церковь немедленно начала ублажать память его, въ примѣръ и подражаніе всѣмъ чадамъ своимъ.

Рѣдкіе изъ людей, братіе, могутъ вмѣстить столько совершенствъ, сколько ихъ было въ семъ святителѣ; но всѣ /с. 215/ мы призваны къ одному съ нимъ наслѣдію, къ одному и тому же блаженству въ Богѣ. И намъ время дается на то же самое, на что употребилъ его онъ, — на очищеніе своего сердца, на обновленіе духа, на покаяніе и добродѣтель. Не будемъ же выпускать сей истины изъ нашей памяти, и съ началомъ новаго года начнемъ усерднѣе пещись объ исправленіи нашего существа; ибо нужнѣе и полезнѣе сего дѣла для насъ нѣтъ и быть не можетъ.

Господи и Владыко живота нашего! Ты ввелъ насъ въ новое лѣто, нечистыхъ, недостойныхъ благодати Твоей; содѣлай, да не пройдетъ и оно безъ очищенія насъ! Дай намъ, молитвами святителя и угодника Твоего, узрѣть въ самихъ себѣ то пріятное лѣто благодати и обновленія, которое нарещи на землѣ пришелъ съ неба Ты Самъ, о Всеблагій и Премудрый! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 211-215.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.