Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ навечеріе Новаго года.

Настоящій вечеръ, братіе, служитъ послѣднимъ предѣломъ прошедшаго года: завтра мы пробудимся уже въ новомъ лѣтѣ. — Но пробудимся ли? Всѣ ли пробудимся? — И сего не вѣдаемъ заподлинно: тѣмъ паче не знаемъ, что ожидаетъ каждаго изъ насъ въ наступающемъ лѣтѣ. Продлится ли счастіе тѣхъ, коимъ не остается ничего искать, кромѣ продолженія своихъ радостей? Осушатся ли слезы того, коему не остается ничего желать, кромѣ конца страданій? Принесетъ ли земля плодъ утружденному дѣлателю, или погребетъ невозвратно въ нѣдрахъ своихъ сѣмена, ей ввѣренныя? — По/с. 181/ чіютъ ли народы въ мирѣ, или новый вихрь брани возьмятетъ лице земли? Послѣдуетъ ли благораствореніе воздуха, или какой-либо Ангелъ смерти придетъ паки одесятствовать грады и веси? — Все это, и великое и малое, и касающееся и цѣлыхъ народовъ и насъ съ тобою, слушатель, покрыто непроницаемою завѣсою, запечатано седмью печатями.

Почему запечатано? Ужели невозможно было, чтобы человѣкъ и будущее зналъ такъ же ясно, какъ настоящее и прошедшее? Но примѣръ многихъ святыхъ мужей, кои, обладая даромъ прозорливости, видѣли будущее, самое отдаленное и случайное, показываетъ противное. — Человѣкъ могъ вмѣстить способность провидѣть будущее: но въ настоящемъ состояніи своемъ не могъ вмѣстить ее безъ вреда для себя; потому и лишенъ ея на время.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, какая радость отцу ссмейства, окруженному веселящимися домочадцами, провидѣть, что предметъ его любви обреченъ въ слѣдующемъ году гробу? Какое утѣшеніе проповѣднику слова Божія заранѣе знать, что всѣ слова его останутся безъ дѣйствія надъ сердцами его слушателей? Какая польза любителю наукъ предвидѣть, что онъ не окончитъ великаго открытія, имъ начатаго? Явно, что во всѣхъ сихъ и подобныхъ случаяхъ гораздо лучше не знать будущаго.

«Но знаніе будущаго, скажешь, полезно было бы для нравственности людей и спасало бы отъ страстей и грѣховъ, не давая выходить изъ памяти концу нашей жизни». Но, что для этой цѣли нужно знать изъ будущаго, то намъ все открыто, то мы всѣ давно знаемъ. Намъ особенно нужна для сего извѣстность о нашей смерти. И что извѣстнѣе сего? Не знаемъ только, когда умремъ; но это еще болѣе должно производить въ насъ спасительный страхъ и держать на уздѣ наши страсти. Намъ нужно еще знать, что будетъ съ нами по смерти: и кто можетъ сказать, чтобы это было неизвѣстно? Рай и адъ, судъ и награда, открыты въ Евангеліи для всѣхъ и каждаго. Не знаемъ токмо того, что служитъ предметомъ для любопытства: какъ напр., когда послѣдуетъ кончина міра, гдѣ именно будетъ судъ, какъ будутъ жить праведники. Но знаніе сихъ вещей ничего не прибавило бы къ нашему спасенію, а потому и не дано намъ.

Но, посмотрите, что въ замѣнъ того дано всѣмъ! Дано /с. 182/ все настоящее. Явно, что оно важнѣе и прошедшаго и будущаго; ибо отъ него зависитъ то и другое: — и вотъ, что есть самаго важнаго во времени, то Господь временъ предоставилъ каждому изъ насъ. Дѣйствуй, какъ хочешь, распоряжай, чѣмъ можешь, какъ угодно; исполняй законъ, или слушай страстей; признавай надъ собою Творца, или отвергай Его Промыслъ; иди на небо, или въ адъ: все это въ твоей волѣ, отъ тебя зависитъ, тебѣ предоставлено. Тутъ само всемогущество Божіе остается какъ бы безъ дѣйствія и нисколько не препятствуетъ. Любовь Божія зоветъ постоянно къ себѣ, дѣйствуетъ въ нашемъ разумѣ и совѣсти, учитъ внѣшними событіями жизни; вразумляетъ гласомъ Пророковъ и Апостоловъ: но свобода наша пребываетъ ненарушимо: каждую минуту можемъ обратиться, куда хотимъ, ко Отцу небесному, или врагу нашего спасенія. И, что еще важнѣе, пользуясь хорошо настоящимъ, мы можемъ благотворно дѣйствовать и на будущее: ибо что сѣется, то будетъ и пожато: — даже на прошедшее: ибо если хорошо проводится настоящее, то симъ изглаждается худое прошедшее.

Познаемъ же, братіе, милость Божію къ намъ и наше преимущество: оставимъ покушеніе прозрѣвать въ будущее, и мучить себя догадками: будемъ пользоваться тѣмъ, что намъ предоставлено, употребляя настоящимъ временемъ какъ должно. Въ награду за сіе мы спокойно будемъ идти навстрѣчу всякому будущему. Принесетъ ли оно намъ счастіе, съ добродѣтелью, мы не ослѣпимся блескомъ его. Принесетъ ли несчастіе, при добродѣтели и чистой совѣсти, мы равнодушно перенесемъ его и обратимъ къ вѣчному благу нашей души. Придетъ ли за нами самый Ангелъ смерти, — и онъ найдетъ насъ съ горящимъ свѣтильникомъ вѣры и любви. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 180-182.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.