Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово въ день Рождества Христова.

Великое и поучительное зрѣлище представляютъ Виѳлеемъ и Іерусалимъ во время явленія на свѣтъ обѣтованнаго Искупителя міра. Кто не прославитъ съ благоговѣніемъ предвѣчное Отроча, грядущее доставить благо всѣмъ и каждому, и не смотря на свою безвѣстность и смиреніе, подвергающееся гоненіямъ Ирода? Кто не изумится радостно, при видѣ восточныхъ мудрецовъ, воззванныхъ явленіемъ небеснымъ, и грядущихъ поклониться Царю, Коего они не вѣдаютъ ни имени, ни мѣста рожденія? Кто не поболитъ сердечно о Іерусалимѣ, мятущемся отъ вѣсти о своемъ спасеніи? Наконецъ, кто не почувствуетъ ужаса и отвращенія къ Ироду, представляющемуся лисомъ, дабы потомъ явиться, каковъ есть, тигромъ? Сколько предметовъ для размышленія, поученія, удивленія и безграничнаго благоговѣнія предъ судьбами Промысла!..

Но, братіе мои, мы сознали бы только половину дѣла, если бы въ настоящіе дни занялись токмо размышленіемъ о томъ, что во дни Спасителя нашего было въ Виѳлеемѣ и Іерусалимѣ, а не обратили вниманія на собственное сердце. Ибо, если мы не всуе носимъ имя христіанъ, то въ нашемъ сердцѣ должно происходить подобное тому, что было въ Виѳлеемѣ и Іерусалимѣ, потому что Іисусъ Христосъ для того и родился въ Виѳлеемѣ единожды, дабы присно раждаться въ душахъ и сердцахъ вѣрующихъ въ Него. — Это истина, разлитая во всѣхъ книгахъ новаго завѣта; это, можно сказать, сущность нравственнаго ученія апостоловъ. По единодушному свидѣтельству ихъ, каждый истинный христіанинъ есть христоносецъ, такъ что Іисусъ Христосъ живетъ въ немъ и дѣйствуетъ.

Думаете ли же, что рожденіе Его въ насъ совершается безъ всякихъ дѣйствій противныхъ со стороны врага нашего? Ахъ, здѣсь нерѣдко бываетъ болѣе смущеній, потрясеній, насилія и злобы, нежели было въ Виѳлеемѣ и Іерусалимѣ. /с. 180/ Если есть здѣсь волхвы мудрые и пастыріе смиренные, то есть и книжники невѣрные, и Ироды неистовые.

И на сіе-то мы должны обращать все наше вниманіе. Ибо Иродъ іерусалимскій не могъ погубить Отроча въ Виѳлеемѣ; а Иродъ нашъ внутренній можетъ погубить Его въ сердцѣ нашемъ. Кто сей Иродъ? Это — нашъ ветхій, плотскій человѣкъ; это — наше грѣховное нечистое самолюбіе; это — наша злая воля! Въ самомъ дѣлѣ, сколько есть людей, кои чувствовали внутри себя благодатное присутствіе Спасителя своего, а потомъ по небреженію, лишились сей благодати, содѣлались, якоже Виѳлеемъ, послѣ исшествія изъ него Спасителя.

Войдемъ же размышленіемъ внутрь сердца нашего, и посмотримъ, что тамъ происходитъ при благодатномъ рожденіи Спасителя.

Тайна возрожденія нашего во Христѣ, или, что тоже, рожденіе Его въ насъ совершается, какъ и тайна виѳлеемская, въ безвѣстности отъ нашего разума, ибо совершается непосредственно Самимъ Богомъ. Духъ, идѣже хощетъ, дышитъ, и гласъ его слышиши, но не вѣси, откуда приходитъ, и камо идетъ: тако есть всякъ человѣкъ, рожденный отъ Духа (Іоан. 3, 8).

Но нельзя же ей не придти въ извѣстность: умъ, подобно волхвамъ, является на поклоненіе, самыя низшія способности, подобно пастырямъ, спѣшатъ на срѣтеніе чуда.

При сихъ движеніяхъ силъ душевныхъ, достигаетъ вѣсть до Ирода. Іерусалимъ ветхій — плоть и кровь смущаются...

(Неокончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 179-180.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.