Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на Рождество Христово [1].

Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16).

Сію-то велію тайну мы должны возвѣщать вамъ, братіе! И сіе-то явленіе Бога во плоти должно составлять предметъ нашей проповѣди къ вамъ... Не удивляйтесь послѣ сего, если мысль наша иногда оскудѣваетъ, и языкъ нашъ нѣмѣетъ предъ вами. Кто въ состояніи исповѣдать неисповѣдимое, изглаголать неизглаголанное! Еслибы вмѣсто насъ предъ вами стали пророки и апостолы, то и они не въ состояніи были бы раскрыть всю глубину и обнять всю высоту сей тайны. Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти!

/с. 178/ Впрочемъ, это отнюдь не значитъ того, чтобы сія тайна состояла изъ однѣхъ непонятныхъ вещей, или чтобы въ ней находилось что-либо противное разуму человѣческому. Нѣтъ, эта тайна — какъ солнце; на нее нельзя токмо взирать прямо и видѣть существо ея, но дѣйствительность и благотворное вліяніе, также какъ солнца, можетъ ощущать всякій, и самый великій мудрецъ и самый послѣдній простолюдинъ. Посему-то, какъ-бы въ чувственное изображеніе сей истины, мы видимъ у яслей Спасителя и мудрецовъ восточныхъ съ ихъ дарами, и пастырей виѳлеемскихъ, съ ихъ простотою и смиреніемъ.

И какъ астрономы, не имѣя возможности прояснить существо солнца, при его же свѣтѣ опредѣляютъ всѣ перемѣны съ нимъ и отъ него происходящія: такъ и мы, не могши прояснить тайны явленія Бога во плоти, можемъ, при ея же свѣтѣ въ Евангеліи, узнать ея важность, основаніе и благотворныя послѣдствія.

Входить въ разсужденіе о семъ со всѣхъ сторонъ было бы не по краткости настоящаго времени; посему изберемъ, для примѣра, одну, самую, повидимому, малодоступную, а именно: покажемъ основаніе сея тайны въ самой природѣ человѣческой.

Итакъ, существо веліей тайны виѳлеемской состоитъ въ томъ, что Богъ явился во плоти. Понять образъ сего явленія превыше нашего разума, но не превыше разума — видѣть, что явленіе Бога во плоти — хотя не въ такой полнотѣ, служитъ основаніемъ самаго бытія каждаго изъ насъ, яко человѣка.

Въ самомъ дѣлѣ, взойдемъ мыслію къ происхожденію рода человѣческаго. Какъ созидается человѣкъ? Персть берется отъ земли, а душа вдыхается непосредственно Самимъ Богомъ. И какая душа? Подобная Богу. Посему-то человѣкъ есть образъ Божій, или, такъ сказать, малый богъ. Итакъ, вотъ первое явленіе Бога во плоти человѣческой. Конечно, сіе явленіе гораздо слабѣе того явленія во плоти, которое узрѣлось въ лицѣ Спасителя нашего. Но оно, видимо, содержитъ въ себѣ нѣчто подобное, и служитъ знакомъ большихъ явленій.

Обратимся къ самому существу души. Не смотря на ея униженное состояніе, въ ней разительно отпечатлѣвается /с. 179/ явленіе Бога во плоти. Какого совершенства божественнаго не найдемъ въ ней — въ маломъ видѣ? Сочтемъ самыя большія, повидимому несообщимыя...

(Неокончено).

Примѣчаніе:
[1] Печатано съ рукописи.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 177-179.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.