Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ.

Слово на Рождество Христово [1].

Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе! (Лук. 2, 14).

Такъ воспѣваютъ съ неба Ангелы, а на землѣ, вмѣсто мира и тишины, свирѣпствуетъ брань и одно слышаніе браней; вмѣсто любви и взаимнаго благоволенія господствуютъ ненависть и вражда ожесточенная! При такомъ положеніи цѣлыхъ царствъ и народовъ, коего мы столько времени и ближайшіе свидѣтели и первыя жертвы, какъ спокойно отверзть уста на возглашеніе радостнаго пѣснопѣнія ангельскаго! — Не удобнѣе ли возлюбить молчаніе, или, предоставивъ радость о мирѣ, возвѣщаемомъ Ангелами, тѣмъ, кои оной достойнѣе, намъ самимъ воспріять не радованіе, а горькій плачъ и рыданіе Рахили, плачущей о избіеніи виѳлеемскихъ чадъ своихъ и не хотящей утѣшитися, яко не суть?.. (Матѳ. 2, 18).

И однако же, братіе мои, св. Церковь, которая не менѣе насъ видитъ наши бѣдствія и раздѣляетъ ихъ съ нами, нисколько не измѣняетъ нынѣ, вслѣдствіе настоящихъ горест/с. 170/ныхъ событій, гласа своего и вмѣстѣ съ Ангелами, по прежнему, громко и радостно восклицаетъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!

Что значитъ это? — То, что миръ на землѣ, провозглашаемый Ангелами, не есть миръ обыкновенный и земной, весьма часто нарушаемый и никогда почти вполнѣ не существующій на землѣ, который когда и продолжается гдѣ-либо долѣе обыкновеннаго, то всегда почти, подобно слишкомъ продолжительной тишинѣ въ воздухѣ, оканчивается бурями и грозою; — то, что благоволеніе въ человѣцѣхъ, возвѣщаемое по причинѣ пришествія въ міръ Спасителя міра, превыше всѣхъ связей и содружествъ человѣческихъ, скоро возникающихъ и еще скорѣе распадающихся, и рѣдко, рѣдко не приводящихъ къ единомыслію лукавства (Прем. Сол. 10, 5).

Естествоиспытатели утверждаютъ, что море, какъ оно ни удободвижимо и открыто для волнъ, на извѣстной глубинѣ своей всегда постоянно и тихо, и не можетъ подлежать никакимъ вѣтрамъ и бурямъ, такъ что, если бы ладіи, самыя великія, могли по произволу опускаться на эту глубину, то во время самыхъ ужасныхъ треволненій на верху моря, находились бы тамъ въ тишинѣ и безопасности. То же можно сказать и о морѣ житейскомъ, о мірѣ и обществахъ человѣческихъ: сокрушительнымъ бурямъ и треволненіямъ ихъ подлежатъ преимущественно тѣ, кои всегда остаются на поверхности вещей и событій, и не знаютъ драгоцѣннаго искусства — сокрываться на это время во глубину вѣры и упованія, во глубину Промысла и любви Божіей, гдѣ кончается зависимость человѣка отъ внѣшнихъ перемѣнъ и превращеній. Тѣ, напротивъ, кои, по выраженію Спасителя, хотя суть, яко и всѣ прочіе человѣки, отъ міра (Іоан. 15, 19), но не принадлежатъ міру своею душею и сердцемъ, кои всѣ существенныя потребности и чаянія свои, всѣ тайныя сокровища сердца заранѣе перенесли обонъ-полъ земнаго бытія и предали, такъ сказать, на сохраненіе вѣчности; тѣ, наконецъ, кои, находясь еще на землѣ, стяжали святую возможность — укрываться отъ самыхъ мятежей человѣческихъ въ тайнѣ лица Божія (Псал. 30, 21), — тѣ, среди самыхъ ужасныхъ треволненій моря житейскаго, среди потрясеній царствъ и народовъ, могутъ оставаться въ покоѣ и благонадежіи душевномъ, могутъ даже радоваться въ самыхъ стра/с. 171/даніяхъ своихъ, какъ показываетъ примѣръ св. Павла и другихъ истинныхъ рабовъ Божіихъ.

Да, братіе мои, есть миръ, коего не можетъ нарушить и возмутить никакая земная брань! Это — внутренній миръ человѣка съ Богомъ и своею совѣстію; это — успокоеніе человѣка-грѣшника въ безконечныхъ заслугахъ Сына Божія, коими возвращается потерянное грѣхами нашими благоволеніе небесное и чаяніе жизни вѣчной. Сего мира не было и не могло быть на землѣ, доколѣ не явился во плоти великій Посредникъ и Примиритель всяческихъ, и доколѣ смертію Своею на крестѣ за грѣхи всего міра не примирилъ человѣка-грѣшника съ Божествомъ праведнымъ и всесвятымъ. Послѣ сего, вмѣсто прежняго гнѣва и проклятія, не могло не открыться во всей полнотѣ и благоволенія удовлетвореннаго и примиреннаго Божества къ искупленному и оправданному человѣчеству. Помилованный грѣшникъ изъ врага Божія содѣлался паки возлюбленнымъ сыномъ Божіимъ, содругомъ и будущимъ сожителемъ на небѣ Ангеловъ, прямымъ и полнымъ наслѣдникомъ рая и блаженства вѣчнаго. При чемъ естественно открылась и величайшая слава Божія — слава правды, слава премудрости и слава милосердія Божественнаго, изобрѣтшихъ, для спасенія погибавшаго во грѣхахъ человѣчества, такое великое и недомыслимое средство, какъ воплощеніе и смерть ради насъ единороднаго сына Божія, коими достигается въ избыткѣ все, что было нужно для нашего спасенія, и вмѣстѣ съ тѣмъ не оскорбляется ни одного изъ свойствъ существа Божія и не нарушается ни одного изъ законовъ міра нравственнаго. Сіе-то самое имѣютъ въ виду Ангелы и св. Церковь, когда возглашаютъ нынѣ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!

Нужно ли говорить, что необходимо слѣдуетъ изъ сего?

Слѣдуетъ, очевидно, что для каждаго изъ насъ первая задача въ жизни и первый долгъ на землѣ долженъ состоять въ томъ, чтобы возымѣть живое и непрестающее участіе въ семъ мирѣ Божіемъ и въ семъ благоволеніи Отца небеснаго къ человѣкамъ, а для сего — искренно увѣровать въ великаго Посредника и Примирителя, даннаго намъ Богомъ, усвоить себѣ искупительную жертву, Имъ за насъ принесенную на крестѣ, соединиться съ Нимъ навсегда въ духѣ, /с. 172/ расположить жизнь и дѣйствія свои по Его Евангелію, предать Ему себя совершенно на вѣки и проводить жизнь въ дѣлахъ благихъ, ожидая, доколѣ Онъ же, премилосердый Спаситель нашъ, не воззоветъ каждаго изъ насъ изъ сей юдоли слезъ въ Свои вѣчныя обители, гдѣ уже нѣтъ ни печали, ни воздыханія, но одинъ покой и блаженство безконечное. Кто сдѣлаетъ все сіе, — а должны сдѣлать всѣ и каждый, — кто даже предначнетъ только дѣлать это воистину, — тотъ скоро на самомъ опытѣ дознаетъ, что можно и среди шума браней наслаждаться внутреннимъ миромъ, и среди распрей и пререканій человѣческихъ радоваться о благоволеніи Божіемъ къ человѣкамъ.

Сего-то вожделѣннаго состоянія желаемъ всѣмъ вамъ, братіе мои, отъ лица почивающаго нынѣ во ясляхъ, великаго Примирителя неба и земли! — Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесенное въ одесскомъ каѳедральномъ соборѣ, декабря 25, 1855 года.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 169-172.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.