Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

«СЪ НАМИ БОГЪ!» БЕСѢДЫ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Бесѣда на день Обрѣзанія Господня.

И егда исполнишася осмь дній, да обрѣжутъ Его, и нарекоша имя Ему Іисусъ, нареченное Ангеломъ, прежде даже не зачатся во чревѣ (Лук. 2, 21).

Событіе, о коемъ повѣствуетъ Евангелистъ и коимъ намѣрены мы занять нынѣ вниманіе ваше, братіе, совершилось прежде того, о чемъ бесѣдовали мы съ вами въ прошедшій разъ: ибо бѣгство во Египетъ произошло не только послѣ обрѣзанія по закону Божественнаго Отрочати, но, вѣроятно, и послѣ принесенія Его, въ четыредесятый день, во храмъ. Но намъ не хотѣлось прерывать повѣствованія евангельскаго и той связи, которая находится между поклоненіемъ волхвовъ и бѣгствомъ во Египетъ. А съ другой стороны, когда приличнѣе настоящее сказаніе Евангелиста обратить въ предметъ размышленія, какъ не въ настоящій день, посвященный Церковію воспоминанію обрѣзанія Господня? Благоговѣйное размышленіе о семъ таинствѣ подастъ намъ кромѣ сего самый лучшій урокъ при вступленіи нашемъ въ новый годъ, показавъ въ примѣрѣ Спасителя, для чего христіанинъ долженъ употреблять время, съ каждымъ новымъ годомъ, какъ бы снова даруемое ему благодатію Божіею.

И егда исполнишася осмь дній, да обрѣжутъ Его, и нарекоша имя Ему Іисусъ, нареченное Ангеломъ, прежде даже не зачатся во чревѣ.

Прежде всего скажемъ, что такое было у евреевъ обрѣзаніе и для чего наблюдалось.

Обрѣзаніе въ Церкви ветхозавѣтной былъ священный обрядъ и вмѣстѣ таинство, посредствомъ коего каждый новорожденный израильтянинъ вводимъ былъ въ завѣтъ съ Богомъ. яко верховнымъ Правителемъ народа еврейскаго. Установителемъ обрѣзанія былъ Самъ Богъ, повелѣвшій совершить /с. 135/ его въ первый разъ Аврааму надъ собою и семействомъ своимъ; состояло же оно въ обрѣзаніи крайней плоти у всякаго младенца мужескаго пола, и совершалось въ осьмой день по рожденіи, какъ бы въ день полноты бытія человѣческаго на землѣ, если судить примѣнительно къ днямъ творенія міра. Вслѣдствіе обрѣзанія — Богъ Авраама, Исаака и Іакова становился Богомъ и обрѣзаннаго младенца, съ чѣмъ вмѣстѣ усвоялись послѣднему всѣ обѣтованія, данныя праотцамъ народа еврейскаго; равно какъ и обрѣзанный принималъ на себя обязанность исполнять все, что было предписано сему народу отъ лица Божія, чрезъ Моисея и пророковъ, — всѣ обряды и постановленія, какъ нравственныя, такъ и гражданскія. Посему обрѣзаніе вскорѣ содѣлалось народнымъ, отличительнымъ признакомъ еврея, символомъ его союза съ Богомъ, доказательствомъ его правъ и свидѣтельствомъ обязанностей. Неучастіе въ обрѣзаніи было равносильно отреченію отъ іудейства. Самъ Богъ угрожалъ за сіе не только лишеніемъ всѣхъ правъ, но и самой жизни: погубится душа та отъ рода своего, яко завѣтъ Мой разори (Быт. 17, 14).

Поелику обрѣзаніе было такъ важно и учреждено Самимъ Богомъ, а между тѣмъ составляло обрядъ кровавый и болѣзненный, то избрано въ знаменіе завѣта, конечно, не безъ важныхъ причинъ и цѣлей. Какихъ именно? — не сказано ни Аврааму, ни Моисею, какъ бы для того, чтобы народъ израильскій пріучить къ совершенному повиновенію и безусловной преданности въ волю Божію. Но самая сущность таинства достаточно указываетъ на цѣль его. И во-первыхъ, при обрѣзаніи, очевидно, предполагается въ каждомъ рождающемся природная нечистота, которая должна быть отвергнута, даже съ пожертвованіемъ тѣла и крови; слѣдовательно, выражается вообще падшее, грѣховное состояніе природы человѣческой и необходимость въ ея исправленіи и очищеніи. Во-вторыхъ, обрѣзаніемъ обнаруживается готовность человѣка и рѣшимость сражаться съ испорченностію своей природы, а особенно распинать плоть свою съ ея страстями и похотями. Въ-третьихъ, обрѣзаніемъ свидѣтельствовалась вѣра въ грядущаго Искупителя всѣхъ грѣховъ и Очистителя всѣхъ нечистотъ человѣческихъ, Который имѣлъ крестомъ Своимъ умертвить и отсѣчь все зло, гнѣздящееся въ падшей природѣ нашей. Обрѣзанный посредствомъ проліянія, въ духѣ /с. 136/ вѣры, своей крови, входилъ, священнотаинственнѣ, въ участіе въ крови Сына Божія, единственнаго Источника всякой чистоты и исцѣленія. Посему обрѣзаніе и называется печатію правды вѣры. Поелику же духовныя причины и цѣли не исключаютъ и вещественныхъ побужденій, то обрѣзаніе могло быть избрано въ знаменіе завѣта и по его благотворнымъ дѣйствіямъ на самое тѣлесное благосостояніе народа еврейскаго.

Всѣ сіи причины и цѣли явно не касались достопоклоняемаго лица Мессіи, Сына Божія. Обрѣзаніе не было нужно для Него, ни какъ символъ завѣта съ Богомъ: ибо Сынъ всегда едино со Отцемъ; — ни какъ знаменіе нечистоты природной и нужды въ очищеніи: ибо Онъ родился отъ Духа Святаго, не сотворилъ ни единаго грѣха и явился во плоти не для того, чтобы достигнуть очищенія Самому, а чтобы Собою очистить всѣхъ и каждаго.

Для чего же теперь пріемлетъ Сынъ Божій обрѣзаніе, подобно послѣднему изъ сыновъ Израилевыхъ? Для того, что Онъ принялъ на Себя не только естество наше, но и всѣ грѣхи и неправды нашего естества, усвоилъ Себѣ послѣднее совершенно и навсегда, а грѣхи и нечистоты на время, для отвѣтственности за нихъ и для того, чтобы изгладить ихъ Своею правдою и Своими страданіями. Апостолъ Павелъ премудро замѣтилъ, что Сынъ Божій, сообразно сей цѣли вочеловѣченія своего, явился даже въ подобіи плоти грѣха: то есть, не въ такой плоти, какую мы имѣли бы, оставшись безгрѣшными и невинными, а въ подобной той, которую имѣемъ теперь, по нашемъ паденіи. Явившись въ сей плоти яко Ходатай и Искупитель, Сынъ Божій по тому самому подлежалъ уже всѣмъ обрядамъ и очистительнымъ средствамъ, кои были предписаны въ законѣ Моисеевомъ для нечистыхъ сыновъ человѣческихъ. Для сего именно Онъ пріемлетъ теперь и обрѣзаніе, обрѣзуя въ Себѣ нечистоту естества человѣческаго, подобно какъ для сего же Онъ будетъ принесенъ во храмъ и искупленъ, яко первенецъ, двумя птенцами голубиными; для сего же пріиметъ крещеніе отъ Іоанна, хотя оно совершалось во отпущеніе грѣховъ, коихъ въ Немъ Самомъ не было нисколько. Поелику же Сынъ Божій будетъ принимать всѣ сіи обряды и таинства не для Себя собственно, а за насъ; и поелику однократнымъ, /с. 137/ личнымъ пріятіемъ ихъ, онъ замѣнитъ многократное принятіе ихъ отъ всѣхъ сыновъ человѣческихъ: то, пріемля обряды ветхозавѣтные, Спаситель симъ самымъ будетъ упразднять ихъ, яко уже ненужные, и освобождать отъ нихъ всѣхъ Своихъ послѣдователей. Посему-то именно въ новомъ завѣтѣ нѣтъ болѣе ни обрѣзанія осмидневнаго, ни жертвоприношенія въ четыредесятый день, ни крещенія Іоаннова, ни пасхи израильской: все это окончилось на лицѣ Спасителя нашего; и сіе-то самое выражаетъ св. Павелъ, когда говоритъ, что Богъ Отецъ послалъ Сына Своего, бываема подъ закономъ (обрядовымъ), да подзаконныя искупитъ, да всыновленіе воспріимемъ (Гал. 4, 4. 5); то есть, да будемъ яко возрастныя дѣти свободны отъ обрядоваго закона, бывшаго пѣстуномъ для малолѣтнихъ.

Егда исполнишася осмь дній. По сему выраженію можно подумать, что обрѣзаніе Господа совершилось въ девятый день: между тѣмъ оно совершилось въ осьмой, какъ и всегда совершалось. Ибо народные образы выраженія бываютъ различны у разныхъ народовъ: особенно еврейскіе нерѣдко очень отличны отъ нашихъ. Мы замѣчаемъ сіе для того, чтобы показать, какъ неразумно нѣкоторые изъ простолюдиновъ берутся иногда толковать Писаніе и, не понимая хорошо священнаго языка, а посему и смысла священныхъ книгъ, выводятъ изъ словъ и выраженій то, чего въ нихъ нѣту вовсе, сами впадаютъ и другихъ ввергаютъ въ заблужденія самыя грубыя.

Поелику обрѣзаніе совершилось въ осьмой день, то, вѣроятно, совершилось не въ вертепѣ уже, а въ Виѳлеемѣ. Для совершенія его въ такомъ случаѣ могъ быть призванъ какой-либо священникъ; въ противномъ же случаѣ могъ совершить его и самъ Іосифъ, яко глава семейства, имѣвши на то полное право. Такимъ образомъ, если до сихъ поръ нужна была тайна, то она оставалась во всей силѣ.

Если въ рожденіи по плоти видно великое снисхожденіе и истощаніе Сына Божія, то въ обрѣзаніи еще болѣе: ибо въ рожденіи принято Имъ на Себя естество наше, которое есть произведеніе Его же святой и всемогущей десницы, а въ обрѣзаніи Сынъ Божій благоволилъ претерпѣть то, что не слѣдуетъ само по себѣ изъ естества человѣческаго, а есть слѣдствіе нашей нечистоты и грѣховности, коихъ въ /с. 138/ Немъ Самомъ не было вовсе. Обрѣзаніе Господа есть видимое начало Его крестной жертвы; ибо всѣ прочіе виды уничиженія и страданій, кои будетъ претерпѣвать Онъ за насъ во всю жизнь, составляли собою жертву безкровную, а здѣсь — желѣзо и кровь, видимое предвѣстіе гвоздей и вѣнца терноваго.

И нарекоша имя Ему Іисусъ, нареченное отъ Ангела, прежде даже не зачатся во чревѣ.

Какъ обрѣзаніемъ показано, въ какомъ состояніи засталъ насъ Господь, и что нужно было сдѣлать для исцѣленія нашего отъ проказы грѣховной; такъ въ нареченіи имени Его указано, что Онъ принесъ съ Собою для насъ, и чего мы можемъ ожидать отъ Него. Ибо что означаетъ имя Іисуса? — спасеніе. Какое? — всякое: духовное и тѣлесное, временное и вѣчное, видимое и невидимое. Отъ какихъ золъ не страдаетъ падшій родъ человѣческій! Страдаетъ отъ тьмы въ умѣ, отъ злости въ волѣ, отъ нечистоты и томленія въ сердцѣ, отъ болѣзней и смерти въ тѣлѣ. Всѣ сіи виды зла будутъ уничтожены Сыномъ Божіимъ; отъ всѣхъ ихъ Онъ спасаетъ совершенно и навсегда. Для сего именно нарекается Ему имя Іисуса, или Спасителя; ибо Онъ пріемлетъ его не такъ, какъ нерѣдко принимаются имена у насъ, чтобы только носить имя, а съ тѣмъ, чтобы осуществить его на самомъ дѣлѣ. Посему и дано сіе имя не какъ-либо случайно, по желанію напримѣръ Матери, или св. Іосифа, а свыше, отъ Ангела, еще до зачатія во чревѣ: данное отъ Ангела, прежде даже не зачатся во чревѣ. И Ангелъ, безъ сомнѣнія, не самъ измыслилъ его, а принялъ съ благоговѣніемъ отъ Самого Владыки Ангеловъ, изъ Него же, какъ замѣчаетъ Апостолъ, всякое отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Еф. 3, 15). Посему-то и нѣсть другаго имени подъ небесемъ, о немъ же подобаетъ спастися (Дѣян. 4, 12), кромѣ имени Господа Іисуса; посему-то предъ симъ достопоклоняемымъ именемъ и должно преклоняться всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ; и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господъ Іисуса Христосъ въ славу Бога Отца (Фил. 2, 10. 11).

Мы хорошо дѣлаемъ, братіе мои, что, по чувству благоговѣнія, не даемъ сего имени никому. Кто изъ христіанъ осмѣлится носить имя Іисуса? Но крайне худо то, что сіе всесвятое и сладчайшее имя изъ области благоговѣнія пре/с. 139/ходитъ у многихъ въ область невниманія и забвенія. Ибо нѣтъ ли такихъ христіанъ, кои стыдятся произносить это имя, особенно при нѣкоторыхъ случаяхъ? И почему стыдятся? Чтобы не показаться людьми необразованными!.. До того дошла наша лжеименная образованность! А она же велитъ съ чувствомъ произносить имя Сократовъ и Платоновъ, имя всякаго человѣка, вышедшаго своими дѣяніями изъ круга людей обыкновенныхъ!.. Что же значатъ всѣ великія имена въ мірѣ предъ единымъ именемъ Іисуса? Ибо еще повторимъ — вѣрно и всякаго пріятія достойно слово Апостола, яко нѣсть иного имени подъ небесемъ, о немъ же всѣмъ намъ подобаетъ спастися, кромѣ сего Божественнаго имени. А когда въ немъ наше спасеніе, то какъ намъ не любить его и не благоговѣть предъ нимъ? любя, какъ не повторять его часто и съ услажденіемъ? благоговѣя предъ нимъ, какъ не дорожить имъ и не внушать къ нему почтенія во всякомъ, на кого только намъ возможно дѣйствовать? Древніе христіане такъ умѣли усвоять себѣ сладчайшее имя Спасителя, что послѣ мученической кончины св. Игнатія оно нашлось видимо отпечатлѣнннымъ въ его сердцѣ. Если такое совершенство превыше нашей слабости, то по крайней мѣрѣ не будемъ походить на язычниковъ, невѣдущихъ имени Іисусова.

Нареченное отъ Ангела, прежде даже не зачатся во чревѣ.

Такъ до зачатія во чревѣ наречено имя отъ Ангела и Іоанну Крестителю (Лук. 1, 13). Также наречено было нѣкогда Самимъ Богомъ имя Исааку, когда онъ еще находился во чреслахъ отчихъ. Подобно тому давались предварительно имена свыше и другимъ.

Для чего? Дабы усилить предсказаніе о рожденіи наименованіемъ имѣющаго родиться, какъ уже рожденнаго, и дабы выразить именемъ истинный его характеръ и жизнь. Ибо мы даемъ имя наугадъ, какъ случится, по соображеніямъ внѣшнимъ, не имѣя въ виду качествъ того, кому даемъ, ибо не можемъ и знать ихъ; посему у насъ имена большею частію не соотвѣтствуютъ лицу и дѣлу; да мы не обращаемъ на это и вниманія; но свыше, съ неба все видно; тамъ заранѣе совершенно извѣстно, каковъ будетъ рождающійся, и что будетъ съ нимъ. Сообразно тому дается и имя; а данное такимъ образомъ, оно совершенно выражаетъ человѣка, его характеръ и жизнь. Теперь это съ нѣкоторыми только, но /с. 140/ въ будущей жизни будетъ со всѣми; тамъ наши здѣшнія имена исчезнутъ; каждый получитъ, какъ говоритъ Тайновидецъ, имя новое, егоже никтоже вѣсть, точію пріемляй (Апок. 2, 17). Это новое имя, безъ сомнѣнія, будетъ выражать совершенно человѣка, такъ что по имени будетъ и лице. Имѣющій въ виду сію истину, и теперь, если прилучится избирать ему имя, то онъ будетъ избирать такое, которое было бы по его душѣ и сердцу и выражало бы то, къ чему онъ стремится преимущественно, то есть (ибо къ чему иначе стремиться человѣку?) какую-либо добродѣтель.

Но время уже намъ отъ давно-прошедшаго событія обратиться къ настоящему дню, который въ сравненіи съ другими днями также носитъ особенное и не малое имя — новаго года. Какъ начало новаго года — настоящій день требуетъ новаго урока, — такого при томъ, который бы стоило помнить весь годъ. — Гдѣ взять намъ подобнаго урока для себя и васъ? Возьмемъ въ лицѣ и примѣрѣ Спасителя нашего, — въ томъ, что съ Нимъ нынѣ происходитъ, въ Его пречистомъ обрѣзаніи и сладчайшемъ имени, на Немъ нареченномъ. Видите, чѣмъ началъ жизнь и дѣйствія Свои Тотъ, Который есть самая чистота и святость? Обрѣзаніемъ. — Не тѣмъ ли паче намъ, нечистымъ и оскверненнымъ грѣхами, должно употреблять время, намъ даруемое, на совершеніе въ насъ духовнаго обрѣзанія, то есть на отсѣченіе всѣхъ богопротивныхъ помысловъ и предразсудковъ, на искорененіе всѣхъ душетлѣнныхъ страстей и пожеланій, на изглажденіе всѣхъ духовныхъ и плотскихъ сквернъ? Въ противномъ случаѣ лучше было бы сократиться нашей жизни, нежели продолжаться во грѣхахъ и беззаконіяхъ. Если же она, по милосердію Господа, продолжена еще, то это знакъ, что тамъ, горѣ ожидаютъ нашего покаянія, ожидаютъ давно, съ тѣхъ поръ, какъ мы уклонились съ пути правды и истины. Войдемъ же въ духъ и цѣль новаго года; поймемъ истинную и единственную пользу, которую мы можемъ извлечь изъ времени, не на время токмо, а на цѣлую вѣчность; престанемъ искать спасенія тамъ, гдѣ никогда нельзя найти его, и обратимся къ Тому, Кто затѣмъ и посланъ, для того и пришелъ во плоти, для того пролилъ уже нынѣ кровь Свою, дабы спасти всѣхъ насъ. Не разъ уже, а многократно въ настоящій день представалъ Онъ намъ съ сею искупительною кровію, /с. 141/ съ Своимъ трогательнымъ примѣромъ и со спасеніемъ для насъ. Се паки предсталъ и нынѣ, предсталъ для нѣкоторыхъ, по всей вѣроятности, въ послѣдній разъ. Не закроемъ же паки очей, не отвратимъ слуха по прежнему; возьмемъ и мы ножъ самоотверженія христіанскаго и, въ духѣ вѣры о всесильномъ имени Іисуса, начнемъ обрѣзывать все, что въ насъ обрящется плотскаго и противнаго закону Божію. Такимъ образомъ новый годъ воистину содѣлается для насъ новымъ лѣтомъ благодати, и мы будемъ совершать праздники Христовы не яко чуждые, но какъ собственные, коихъ значеніе отпечатлѣно въ нашемъ сердцѣ и жизни. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 134-141.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.