Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

«СЪ НАМИ БОГЪ!» БЕСѢДЫ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Слово на второй день праздника Рождества Христова, на литургіи.

Мы видѣли, братіе мои, что волхвы вслѣдствіе вѣсти, пріятой во снѣ, отошли изъ Виѳлеема въ свое отечество другимъ путемъ, а не чрезъ Іерусалимъ, какъ предполагалось ими сдѣлать по просьбѣ Ирода. Не знаемъ, открыта ли имъ была причина сего распоряженія: но причина была важная. Въ мрачной душѣ Ирода при первой вѣсти о рожденіи Царя іудейскаго, тотчасъ возникло ужасное намѣреніе истребить будущаго соперника своего, какимъ представлялъ Его себѣ сей кровожадный деспотъ. Принадлежа къ числу іудеевъ по одному имени, не имѣя въ душѣ никакой вѣры, тѣмъ паче вѣры въ пророковъ и ихъ предсказанія, Иродъ по тому самому нисколько не раздѣлялъ святыхъ ожиданій народа Божія касательно пришествія Мессіи, не имѣлъ къ Его лицу никакого благорасположенія; напротивъ, видя въ Немъ /с. 120/ возникающую отрасль племени Давидова, коему по всѣмъ правамъ принадлежалъ престолъ царскій, онъ почиталъ Мессію такимъ опаснымъ врагомъ для себя и своего дома, противъ коего должно употребить всѣ средства. Самымъ надежнымъ казалось — лишить его жизни; и вотъ, Иродъ ожидаетъ теперь только возврата волхвовъ и вѣсти отъ нихъ о томъ, Кто именно и гдѣ Это Отроча, дабы дать повелѣніе умертвить Его. Надлежало потому и премудрости Божіей взять мѣры противъ сего безумія; и онѣ взяты, чрезъ удаленіе, на время, какъ увидимъ сейчасъ, Божественнаго Отрочати, не только изъ Виѳлеема, но и изъ всѣхъ предѣловъ владычества Иродова.

Отшедшимъ же имъ (волхвамъ) се Ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу, глаголя: воставъ, поими Отроча и Матерь Его, и бѣжи во Египетъ, и буди тамо, дондеже реку ти: хощетъ бо Иродъ искати Отрочате, да погубитъ Е.

Не такого печальнаго сновидѣнія могъ ожидать св. старецъ, послѣ того, что непосредственно видѣлъ и слышалъ онъ предъ симъ наяву. Ибо что видѣлъ и слышалъ? Видѣлъ пастырей, оставившихъ среди нощи самыя стада свои, дабы поспѣшить на поклоненіе Новорожденному, и восточныхъ мудрецовъ съ дарами предъ Нимъ; слышалъ о чудесной звѣздѣ, о хвалебныхъ хорахъ Ангеловъ, о намѣреніи Ирода придти и поклониться Отрочати. Послѣ такихъ радостныхъ событій и извѣстій можно было возлечь на одръ ночной съ увѣренностію, что всѣ трудности и искушенія кончились, что теперь будетъ продолжаться рядъ явленій самыхъ утѣшительныхъ. Иное было въ будущемъ, и притомъ само-ближайшемъ! — Отшедшимъ волхвомъ, се Ангелъ Господень явися во снѣ: — то есть въ первую, вѣроятно, ночь послѣ волхвовъ; ибо медлить было нельзя: злоба Ирода не дремала. Не уснутъ, говоритъ Премудрый, нечестивые, аще не сотворятъ зла. Но что явившійся Ангелъ? Воставъ, говоритъ, поими Отроча и Матерь, и бѣжи во Египетъ. Воставъ, то есть, ни мало не медля, въ эту же самую ночь, сей же часъ. Поими Отроча и Матерь: разбуди если то нужно, возьми за руку, веди, хотя бы и не хотѣлось идти — въ такой путь, въ такой часъ. Отроча и Матеръ — первѣе всего Отроча — главную драгоцѣнность, а съ Нимъ и Матерь; Матерь, а не жену твою, какъ я прежде называлъ Ее при первомъ явленіи /с. 121/ моемъ: ибо теперь тебѣ все извѣстно: ты знаешь, что у Сего Отрочати нѣтъ отца, у этой Жены нѣтъ мужа. Поими и бѣжи, какъ бѣгутъ изъ дома, въ коемъ пожаръ; какъ спасаются отъ звѣря или непріятеля — съ возможною скоростію и усиліемъ. И буди тамо, дондеже реку ти. Не навсегда останетесь вы въ Египтѣ, а на время, пока пройдетъ буря: тогда я опять явлюсь тебѣ, и скажу, что дѣлать; ибо вы подъ особеннымъ Промысломъ, васъ не можетъ постигнуть никакое зло: съ вами вездѣ сила Вышняго; посему нѣтъ причины унывать и отчаяваться.

Не смотря на такое предостереженіе и вмѣстѣ успокоеніе. если бы Іосифъ захотѣлъ на сей разъ слушать плоти и крови, то много бы, по замѣчанію св. Златоуста, нашлось для него причинъ къ смущенію и противорѣчію. — Ты могъ бы, св. старецъ, сказать Ангелу: ты самъ прежде говорилъ, что Рожденный спасетъ люди Своя; а теперь что выходитъ? Онъ не спасаетъ и Себя Самого; намъ должно для спасенія Его жизни оставить родину, переселиться въ иноплеменную страну, — и какъ переселиться? Вдругъ, не приготовясь, безъ всякихъ средствъ, предавшись опасному бѣгству, нощію. Гдѣ же исполненіе того, что обѣщано? — Но Іосифъ ничего подобнаго не говорилъ и не думалъ. Почему? — Потому, отвѣчаетъ тотъ же св. Златоустъ, что былъ мужъ вѣренъ: вѣра и вѣрность горнему водительству, преданность и послушаніе были главными свойствами души Іосифовой; а свойства сіи происходили отъ того, что въ сей душѣ не было никакихъ земныхъ видовъ и привязанностей, господствовала одна чистая любовь, которая, по свидѣтельству св. Павла, всему вѣру емлетъ, вся терпитъ, вся уповаетъ, николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 7. 8). Въ семъ отношеніи Іосифъ весьма похожъ на Авраама, такъ что еслибы Авраамъ былъ теперь при св. Дѣвѣ, то дѣйствовалъ бы такъ же, какъ дѣйствуетъ Іосифъ. Что же онъ дѣлаетъ? То, что повелѣно. Іосифъ же, воставъ, поятъ Отроча и Матерь Его нощію, и отыде во Египетъ. Слова простыя, но выражающія глубокую преданность и вмѣстѣ дѣйствіе самое умилительное. Представьте св. старца, вдругъ востающаго среди мрачной ночи съ бѣднаго ложа; представьте, какъ онъ, преисполненный тѣмъ, что слышалъ отъ Ангела, слабыми стопами подходитъ съ благоговѣніемъ къ спящей Отроковицѣ и Младенцу, /с. 122/ и тихо возбуждаетъ Ее отъ сна; какъ потомъ объявляетъ смиренно о крайней необходимости сей же часъ оставить не только домъ, но и отечество, и отправиться не медля въ Египетъ; какъ потомъ святая двоица немедленно собирается въ путь, укладываетъ небольшое число необходимыхъ вещей; какъ Матерь пріемлетъ на руки спавшее Отроча и помѣщаетъ Его вмѣстѣ съ Собою на бѣдномъ животномъ; какъ старецъ слѣдуетъ возлѣ нихъ дрожащими стопами; и все это нощію! — Скажите, кто бы изъ насъ безъ крайней нужды могъ рѣшиться на такой путь? — Ибо путь изъ Виѳлеема въ Египетъ и нынѣ крайне труденъ и опасенъ: надобно идти по горамъ и дебрямъ, по мѣстамъ безводнымъ, среди сыпучихъ песковъ, при непрестанной опасности отъ звѣрей и разбойниковъ. И симъ-то путемъ, нощію, бѣжитъ теперь Спаситель міра, возлежа яко Младенецъ на персяхъ Матери!

Но почему, спроситъ кто-либо, избранъ мѣстомъ убѣжища Египетъ, а не другая какая-либо земля? — Потому что со стороны Виѳлеема Египетъ былъ ближайшею изъ лучше населенныхъ, смежныхъ странъ; потому что въ Египтѣ было множество іудеевъ, среди коихъ Іосифъ и Марія удобнѣе могли найти себѣ пристанище; потому, наконецъ, что Египетъ духовно образуетъ собою плачевное состояніе грѣха и смерти, изъ коего Сынъ Божій пришелъ извести родъ человѣческій, какъ нѣкогда Моисей извелъ народъ израильскій изъ Египта. — Кромѣ сего Евангелистъ присовокупляетъ, что чрезъ бѣгство во Египетъ должно было придти въ исполненіе древнее пророчество о Мессіи, въ коемъ отъ лица Божія говорится: изъ Египта воззвахъ Сына Моего. Читая сіе мѣсто у пророка, иной можетъ подумать, что здѣсь подъ словомъ сынъ разумѣется не Мессія, а самый народъ израильскій, изведенный нѣкогда изъ Египта: ибо объ немъ у пророка идетъ рѣчь прежде и послѣ сихъ словъ, какъ то и стараются толковать это мѣсто древніе и нынѣшніе іудеи. Но мы не имѣемъ нужды много спорить съ ними при семъ случаѣ и защищать Евангелиста, относящаго означенныя слова не къ народу израильскому, а къ Спасителю. Ибо что нужды, если пророкъ говоритъ, повидимому, о народѣ израильскомъ? Обѣтованный Искупитель не есть ли Глава и Представитель сего народа? Въ судьбѣ Израиля не могла ли быть предъизображена судьба Мессіи? Кого, — продолжаетъ св. Злато/с. 123/устъ, — можно назвать вѣрнѣе Сыномъ Божіимъ? Того ли, кто поклонялся тельцу, служилъ Веельфегору и приносилъ дѣтей въ жертву бѣсамъ, или Того, Кто по естеству Сынъ и чтитъ Родившаго? — Посему Евангелистъ, яко органъ Того же Духа Божія, Коимъ провѣщали пророки, не напрасно видитъ теперь въ бѣгствѣ Спасителя во Египетъ исполненіе того, что было предобразовано пребываніемъ нѣкогда въ семъ же Египтѣ Народа израильскаго.

Какимъ образомъ достигли Отроча и Матерь до Египта, гдѣ вселились, что произошло тамъ съ Ними, или съ Египтомъ отъ Нихъ, долго ли продолжалось пребываніе, — о всемъ этомъ Евангелистъ ни слова: ибо цѣль его сказанія не та, чтобы обнять и перечислить всѣ дѣянія Сына Божія, и все, что съ Нимъ происходило (такимъ образомъ, какъ замѣчаетъ св. Іоаннъ, цѣлый міръ не вмѣстилъ бы пишемыхъ книгъ — Іоан. 21, 25), а чтобы изъ содѣланнаго Имъ и изъ происшедшаго съ Нимъ показать, что Онъ точно есть обѣтованный Избавитель міра и Спаситель всѣхъ человѣковъ.

Дополняя умолчанное Евангелистомъ, древнее преданіе говоритъ, что когда Божественный Младенецъ съ пречистою Матерію Своею вступилъ въ первый египетскій городъ — Иліополь; то всѣ идолы и истуканы его пали, подобно тому, какъ палъ нѣкогда истуканъ Дагона отъ ковчега завѣта, внесеннаго во храмъ его, и что сего чудеснаго паденія и посрамленія идоловъ нѣкоторые изъ жрецовъ египетскихъ уже давно ожидали, предваренные пророчествомъ Іереміи, бывшаго нѣкогда въ Египтѣ. Тоже преданіе указуетъ доселѣ мѣсто жительства святаго семейства, источникъ, изъ коего оно утоляло жажду, и остатки древа, подъ коимъ находило убѣжище отъ зноя дневнаго. Сіи-то обстоятельства, безъ сомнѣнія, имѣлъ въ виду св. Златоустъ, когда въ слухъ своихъ слушателей говорилъ, что Господь всю страну Египетскую Своимъ пришествіемъ освяти.

Слѣды и плоды сего священнотаинственнаго освященія во множествѣ открылись въ Египтѣ вскорѣ по вознесеніи Господа, съ первою проповѣдію Апостоловъ. Египетъ, усвоивъ себѣ, по выраженію св. Златоуста, Искупителя въ то время, когда принялъ и соблюдалъ Его въ бѣгствѣ отъ Ирода, не оказался и предъ Апостолами чуждымъ и не знающимъ Его. Нигдѣ вѣра христіанская не пустила такъ скоро корней и /с. 124/ не распространилась съ такою силою, какъ въ Египтѣ. Тамъ образовалось первое христіанское училище, давшее и наставниковъ и защитниковъ христіанству на все ужасное время гоненія отъ язычниковъ; тамъ возникли первые сонмы святыхъ пустынножителей, остающихся доселѣ образцами жизни подвижнической: изъ Египта вышло множество исповѣдниковъ и мучениковъ. Спустя четыре вѣка по рожденіи Спасителя, Египетъ былъ еще такъ богатъ вѣрою и добродѣтелями христіанскими, что св. Златоустъ могъ сравнивать его съ небомъ, наполненнымъ всякаго рода свѣтилами. Теперь другое — свѣтильникъ Церкви Александрійской давно, давно померкъ и едва не сдвигнутъ вовсе съ мѣста своего: но Ходяй посреди свѣтильниковъ златыхъ (Апок. 2, 1) не забудетъ мѣста Своего убѣжища отъ гоненія Иродова, и, спасшись во Египтѣ Самъ, не дастъ ему погибнуть во тьмѣ прелести Магометовой. Имѣющій очи видѣть можетъ уже замѣчать тамъ зарю будущаго дня боговѣдѣнія.

И бѣ тамо, продолжаетъ Евангелистъ, до умертвая Иродова. Ибо можно было возвратиться назадъ и ранѣе, напримѣръ, тотчасъ послѣ того, какъ окончилось бѣшенство Ирода надъ Виѳлеемомъ и его младенцами. Но Промыслъ не дозволилъ сего, дабы совершенно освободить не только Отроча отъ новаго какого-либо преслѣдованія, но и Матерь съ старцемъ отъ новаго страха и опасеній за Него. Иродъ впрочемъ не долго могъ быть причиною странствованія Мессіи за предѣлами Своего земнаго отечества: дни его были уже изочтены, хотя онъ, какъ увидимъ завтра, и успѣлъ ко многимъ злодѣяніямъ прибавить еще одно ужасное дѣяніе.

Оставляя теперь Спасителя нашего въ Египтѣ, извлечемъ, братіе, изъ бѣгства Его въ сію страну то наставленіе, которое само собою слѣдуетъ къ нашему руководству на путяхъ жизни. И съ нами въ разныхъ видахъ можетъ встрѣтиться подобное тому, что было съ нашимъ Спасителемъ, то есть, опасности и гоненія. Какъ намъ поступать въ такомъ случаѣ? Такъ же, какъ поступалъ Онъ — не вдаваться въ опасность, уклоняться отъ ней, сколько возможно, не ожидать для нашего спасенія какихъ-либо чрезвычайныхъ средствъ свыше, а пользоваться тѣми, кои находятся въ рукахъ нашихъ. Ибо у Сына ли Божія не было чудесъ и знаменій для Своего спасенія отъ Ирода? Онъ и теперь могъ /с. 125/ представить, еслибы восхотѣлъ, въ защиту Свою болѣе, нежели дванадесять легіоновъ Ангелъ (Матѳ. 26, 53); но вмѣсто Ангеловъ употребляетъ старца и Матерь; бѣжитъ, подобно послѣднему изъ сыновъ человѣческихъ, въ Египетъ, и такимъ образомъ спасаетъ Себя. Такъ должно поступать и намъ, пользоваться, то есть, для своей безопасности естественными средствами, и не искушать Господа ожиданіемъ въ нашу защиту чудесъ и знаменій, кои никогда не расточаются безъ крайней нужды. А во-вторыхъ, взирая на Божественнаго Младенца, спасающагося бѣгствомъ во Египетъ, и помышляя, съ какими трудностями было сопряжено это путешествіе и для Него и для Матери со старцемъ, мы должны воспріять духъ мужества и терпѣнія и прогонять отъ себя обольстительную мысль, якобы, послѣ того, какъ мы начали дѣло своего спасенія и вступили на путь истины и правды, намъ уже не свойственно подлежать напастямъ и огорченіямъ. Нѣтъ, кто хочетъ работать и служить Господеви, тотъ именно, по словамъ древняго мудреца, долженъ уготовить душу свою во искушеніе. Истинный христіанинъ есть всегдашній воинъ и подвижникъ. Его ожидаетъ великая награда и покой, ожидаетъ то, чего око не видѣло, ухо не слышало и что не восходило на самое сердце человѣческое: но гдѣ ожидаетъ? Не здѣсь, на земли, а тамъ на небѣ. Здѣсь же многи скорби праведнымъ; здѣсь въ терпѣніи надобно стяжевать душу свою. Имѣя въ виду все сіе, и мы терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ спасенія, взирая, яко на образецъ, на Самаго Начальника и Совершителя вѣры, Господа Іисуса, Иже вмѣсто предлежащей Ему радости и покоя, претерпѣ бѣгство во Египетъ, о срамотѣ нерадивъ (Евр. 12, 1. 2) и тако, прошедъ всю лѣствицу уничиженія и страданій, сѣде одесную престола величествія на высокихъ (Евр. 8, 11), юже высоту да сподобимся узрѣть за наши малыя страданія и мы всѣ — Его всемощною благодатію. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 119-125.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.