Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

«СЪ НАМИ БОГЪ!» БЕСѢДЫ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Слово на день Рождества Христова.

И отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливанъ, и смирну (Матѳ. 2, 11).

Не безъ причины, братіе мои, три дара у яслей Христовыхъ. Могло быть болѣе, могло быть менѣе; но явилось три. Въ знаменіе ли это Пресвятыя Троицы въ существѣ Божіемъ; или въ символъ будущаго тройственнаго служенія Христова, —пророческаго, священническаго и царскаго: или наконецъ, яко выраженіе трехъ частей существа человѣческаго, то есть, духа, души и тѣла? —изслѣдованіе о семъ предоставляется вашей вѣрѣ и вашему разумѣнію. — Наша же мысль всецѣло останавливается при семъ на дароносящихъ волхвахъ. Сіи странники востока представляли собою у яслей Христовыхъ, можно сказать, все человѣчество; и дары ихъ изобразуютъ символически все, что можетъ быть /с. 96/ приносимо Спасителю нашему отъ насъ, Его послѣдователей. Златомъ въ семъ отношеніи означаются дары вещественные; ливаномъ — дары духовные, невещественные; а смирна выражаетъ дары, такъ сказать, духовновещественные. Есть посему люди, кои приносятъ Господу злато; есть, кои приносятъ ливанъ, есть, кои приносятъ смирну; есть, наконецъ, кои приносятъ по нѣскольку даровъ вмѣстѣ. Кто сіи люди? — размышленіе о семъ откроетъ намъ, чѣмъ и каждый изъ насъ можетъ послужить, подобно волхвамъ, Господу и Спасителю своему.

Кто убо приноситъ Господу злато? Приносятъ тѣ, кои жертвуютъ во славу Божію и на пользу ближнихъ чѣмъ-либо отъ трудовъ и стяжаній своихъ. Тобою, напр., созданъ, обновленъ или украшенъ храмъ Божій: ты принесъ этимъ Господу своему злато. Даръ твой пріятенъ Ему; ибо хотя Онъ теперь на престолѣ славы; но вмѣстѣ съ симъ для спасенія нашего продолжаетъ доселѣ являться и во яслѣхъ. Ясли сіи на жертвенникѣ церковномъ, гдѣ Онъ можно сказать, при каждой литургіи, какъ-бы снова раждается, дабы снова же принести Себя за грѣхи наши въ жертву правдѣ Божіей. И какъ часто Онъ терпитъ въ сихъ ясляхъ нужду! Тутъ потребны для Него и одѣяніе и покровъ, и свѣтъ и теплота. Посему, если ты дѣлаешь что-либо на пользу церкви, то приношеніе твое такъ же благопріятно Господу, какъ и даръ волхвовъ, принесшихъ ему злато.

Подобнымъ образомъ тобою оказана помощь бѣдствующему человѣчеству, устроено что-либо на пользу больныхъ, сирыхъ, странныхъ, безпомощныхъ: ты принесъ симъ Господу злато; ибо Онъ столько любвеобиленъ, что нужды и страданія вѣрующихъ во имя Его почитаетъ собственными Своими нуждами и страданіями; посему и за помощь имъ воздастъ какъ за помощь Себѣ Самому. — Понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40), — такъ скажетъ Онъ на страшномъ судѣ Своемъ тѣмъ, кои были милостивы къ бѣднымъ.

Много ли приносится таковаго злата Господу? — Ахъ, если сравнить приносимое съ тѣмъ, что иждивается по требованію страстей, на удовлетвореніе не только нуждъ, самыхъ прихотей нашихъ, съ тѣмъ даже, что явно отдается въ жертву плоти и міру: то окажется малѣйшая часть. Храмъ /с. 97/ Божій, напр., стоитъ день и ночь предъ очами нашими въ развалинахъ и проситъ себѣ помощи; мы скорѣе выстроимъ для себя великолѣпный пріютъ для нашихъ коней и колесницъ, нежели обратимъ на него вниманіе. Бѣднякъ дрожитъ предъ нами отъ стужи, глада и недуга: мы или откажемъ ему съ суровостію, или дадимъ ничтожную лепту; и въ тотъ же день полъ-имѣнія готовы погубить въ безумной игрѣ, или показать расточительную щедрость на какомъ-либо зрѣлищѣ.

Такова наша благодарность Тому, Кто, богатъ сый, для нашего спасенія нынѣ обнища, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9).

Кто приноситъ Господу ливанъ? Тѣ, кои употребляютъ во славу Его и на пользу ближнихъ свои способности, познанія и искусства, очевидно, составляющія собою нѣчто такое, чего нельзя купить никакимъ златомъ. Все это даръ Божій человѣку; но это же все можетъ и должно быть и даромъ Богу отъ человѣка, даромъ невещественнымъ, высшимъ злата и сребра.

Этотъ драгоцѣнный ливанъ приноситъ Господу градоправитель, когда управленіе его одушевлено духомъ Христовымъ, направлено не къ одной токмо справедливости гражданской и спокойствію внѣшнему, а и къ поддержанію и усиленію въ народѣ благихъ нравовъ и добродѣтелей христіанскихъ. Такое градоуправленіе, какъ благоуханный ливанъ предъ Господомъ и человѣки. Приноситъ Господу ливанъ пастырь Церкви, когда бодрственно стоитъ на стражѣ душъ и сердецъ противъ заблужденій и соблазновъ вѣка, нелѣностно возвѣщаетъ пути Господни, наставляетъ заблудшихъ, утѣшаетъ отчаянныхъ, назидаетъ всѣхъ. Приноситъ Господу ливанъ мать семейства, когда, не полагаясь на приставниковъ наемныхъ, не увлекаясь разсѣяніемъ и забавами, сама посвящаетъ время и способности свои на воспитаніе въ страхѣ Божіемъ своихъ дѣтей, на пріученіе ихъ къ воздержанію, кротости, молитвѣ и человѣколюбію. Благоуханіе сего ливана, наполняя собою весь домъ, разносится потомъ всюду съ тѣми, кои воспитаны въ немъ въ благочестіи. Приноситъ Господу ливанъ художникъ, когда вмѣсто того, чтобы, слѣдуя духу времени, поблажать своимъ художественнымъ страстямъ человѣческимъ и доставлять имъ новую пищу не/с. 98/ чистыми вымыслами, старается всѣ произведенія и изобрѣтенія свои обратить въ орудіе здраваго вкуса христіанскаго, въ средство къ распространенію —съ изящнымъ и прекраснымъ —истиннаго и добраго. И сей ливанъ облагоухаетъ собою многихъ. Вообще, поелику нѣтъ человѣка, который бы не имѣлъ на что-либо способности, то нѣтъ человѣка, который бы не могъ принести Господу ливана, употребленіемъ своей способности во славу Божію и истинное благо ближнихъ.

Третьимъ даромъ Господу отъ волхвовъ была смирна, — даръ послѣдній, потому высшій не токмо злата, но и ливана. Что это за даръ и почему онъ такъ важенъ? Смирна такъ же, какъ и ливанъ, издаетъ благовоніе; но отличительное свойство ея въ томъ, что она весьма горька; посему и выражаетъ собою наши бѣдствія и горести, слезы и страданія.

Теперь понятно, кто приноситъ Господу въ даръ смирну. Приноситъ тотъ, кто терпитъ бѣдствія въ жизни и страдаетъ невинно, не позволяетъ себѣ ни унынія безотраднаго, ни ропота малодушнаго, ни воплей безполезныхъ; кто при перенесеніи бѣдствій, одушевляется не гордымъ презрѣніемъ къ людямъ, не отчаяннымъ подавленіемъ въ себѣ всякаго чувства человѣческаго, но живымъ упованіемъ на Бога жива, мыслію, что онъ чрезъ свои страданія очищается отъ грѣховъ, усовершается въ добродѣтели, и, что еще отраднѣе, уподобляется Спасителю своему, за него на крестѣ умершему. Таковое въ духѣ вѣры и любви перенесеніе напастей и скорбей вѣка есть также даръ Господу, и при томъ драгоцѣннѣе злата, благоуханнѣе ливана.

Да услышатъ сіе всѣ злостраждущіе, да уразумѣютъ преимущество своего, повидимому, горькаго, но на самомъ дѣлѣ, если употребимъ въ дѣло вѣру и крестъ Христовъ, не несладкаго положенія, и да поспѣшатъ принести Господу въ даръ свою смирну. Счастливцы вѣка сего не могутъ сего сдѣлать: у нихъ нѣтъ горькой нужды и недостатковъ, нѣтъ смирны. Многіе изъ обладающихъ ливаномъ, то есть, отличными дарованіями, также не могутъ сдѣлать сего: у нихъ нѣтъ тяжкихъ искушеній, нѣтъ смирны. Она у васъ, безкровные страстотерпцы Божіи; вы, кои безъ всякой вины своей, —одни по жребію рожденія, другіе по превратности обстоятельствъ, третьи по злобѣ человѣческой, иные по брен/с. 99/ности тѣлеснаго состава нашего, — едва не каждый день встрѣчаете и оканчиваете воздыханіями, и кои, можетъ быть, и нынѣшнее утро встрѣтили праздникъ Христовъ слезами. Зрящіе на васъ окаеваютъ ваше тяжкое положеніе; вы сами, можетъ быть, упадаете иногда подъ тяжестію земнаго испытанія, а мы, именемъ Спасителя нашего, привѣтствуемъ васъ, съ симъ драгоцѣннымъ подобіемъ креста Его! Блюдите драгоцѣнную смирну, доставшуюся въ удѣлъ вамъ; не мѣняйте ее ни на какой ливанъ, тѣмъ паче ни на какое злато, и не отнимайте у ней благоуханія жалобами и ропотомъ малодушнымъ. Что жаловаться? Господь и безъ того все видитъ: каждая слеза ваша у Него изочтена, каждый вздохъ взвѣшенъ; —и въ свое время за все примется сторицею. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 95-99.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.