Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

«СЪ НАМИ БОГЪ!» БЕСѢДЫ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Слово на день Рождества Христова.

Христосъ раждается, славите! Христосъ съ небесъ, срящите! Христосъ на земли, возноситеся!

Сею священною пѣснію блаженный Дамаскинъ предначалъ свои безсмертныя пѣснопѣнія во славу настоящаго праздника. Сею же величественною пѣснію и св. Церковь предначинаетъ, за нѣсколько недѣль до праздника, свои предпразднственные гимны въ честь Божественнаго Жениха своего и Господа. Пѣснь высокая по духу, глубокая по чувству и крайне назидательная по смыслу. Въ ней съ такою же краткостію, какъ и силою, выражено и величіе настоящаго праздника, и какъ должно проводить его по-/с. 83/христіански. Первѣе всего св. пѣснопѣвецъ приглашаетъ всѣхъ и каждаго къ радости и славословію: Христосъ раждается, славите!

И дѣйствительно, это первое чувство, которое само собою исполняетъ всю душу христіанина, коль скоро онъ хотя мало понимаетъ силу и цѣль преславнаго таинства воплощенія Сына Божія. Какъ не радоваться, представляя Божественное величіе Раждающагося и крайне благотворную цѣль, для коей Онъ раждается, помышляя, что съ явленіемъ Бога во плоти, падшее естество наше не только возстановляется на первую степень чести и блаженства, потерянную въ Эдемѣ, но въ лицѣ Богочеловѣка, возносится превыше всякаго начала и власти, обожается на всю вѣчность! — Какъ не благодарить, воспоминая при семъ, чего стоило таинство воплощенія нашему Спасителю, что Онъ для сего оставилъ небо и престолъ славы, принялъ образъ человѣка, благоволилъ вселиться съ нами на нашей бѣдной землѣ, терпѣть все, что мы терпимъ, претерпѣть и то, чего даже мы не терпимъ! А радуясь и благодаря, какъ, вмѣстѣ съ сонмами безплотныхъ духовъ, окружающихъ ясли предвѣчнаго Младенца, не воспѣть славу въ вышнихъ Богу! — О, да соберутся у сихъ яслей всѣ сыны падшаго Адама, да составятъ единый хвалебный хоръ и да возгласятъ славу своего Искупителя! — Слава, вѣчная слава, Богу Отцу, Который, по неизреченному милосердію Своему къ намъ, многочастнѣ и многообразнѣ дѣйствуя для спасенія нашего, наконецъ, въ послѣдніе дни сіи, благоволилъ послать для сего и Единороднаго Сына любве Своея, раждаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ, да всыновленіе воспріимемъ! — Слава, вѣчная слава, Богу Духу Святому, Который, также многочастнѣ и многообразнѣ изливаясь въ дарахъ Своихъ на оскудѣвшее духомъ человѣчество, наконецъ, чрезвычайнымъ наитіемъ Своимъ благоволилъ образовать въ утробѣ Дѣвы чистѣйшую плоть для вѣчнаго соединенія съ Богомъ Словомъ, дабы чрезъ сего новаго, Божественнаго Посредника проліяться потомъ на все человѣчество еще въ большихъ, высшихъ дарахъ! — Слава Божеству нашего Искупителя, которое и по соединеніи Его съ нашимъ человѣчествомъ не престало быть тѣмъ, чѣмъ было отъ вѣчности! Слава человѣчеству нашего Ходатая, которое, по соединеніи его /с. 84/ съ Божествомъ, содѣлалось предметомъ поклоненія для Архангеловъ и Ангеловъ! — Христосъ раждается, славите!

Славьте, священники: ибо раждается великій Первосвященникъ, Который единымъ приношеніемъ совершитъ навсегда Имъ освящаемыхъ. Славьте, мірскіе: ибо Онъ всѣхъ насъ сотворитъ цари и іереи Богу. Славьте, мудрые: ибо Онъ бысть намъ отъ Бога премудрость, правда, освященіе и избавленіе. Славьте, буіи: ибо Онъ буяя изберетъ, дабы буйствомъ проповѣди спасти вѣрующихъ (Евр. 10, 14; Апок. 5, 10: 1 Кор. 1. 30: 1 Кор. 1, 21). Славьте, старцы: ибо Отроча младо есть Богъ превѣчный и Отецъ будущаго вѣка. Славьте, отроки: ибо кто не будетъ, яко отроча, не можетъ войти въ Его царство. Славьте, младенцы: ибо Онъ изъ устъ младенецъ совершаетъ Себѣ хвалу. Славьте, дѣвы: ибо Онъ раждается отъ Дѣвы. Славьте, вдовицы: ибо Онъ, принесенный во храмъ, будетъ проповѣданъ вдовицею. Да славитъ и величаетъ Его вся тварь: ибо Онъ грядетъ снять проклятіе со всей твари и несетъ благословеніе всему міру!

Славьте: раздѣляйте отъ сердца съ Церковію тѣ священные гимны, коими она славитъ своего рождающагося Владыку и Господа; возглашайте и сами во славу Его, кто и какъ можетъ. Славьте: бесѣдуйте о Немъ въ своихъ домахъ и собраніяхъ, на трапезахъ и ложахъ, съ знаемыми и незнаемыми, а паче съ присными и домашними. Славьте: вразумляйте тѣхъ, коимъ неизвѣстна или непонятна Его любовь къ человѣчеству, Его ясли и крестъ. Славьте: и устами, и письменами, а паче жизнію и своими нравами, стараясь сообразовать ихъ съ тѣми правилами, кои преподаны изъ Виѳлеема. Славьте, не стыдитесь пеленъ и яслей: въ нихъ наша слава и спасеніе!

Христосъ съ небесъ, срящите!

И Ангели славословятъ и дѣйствуютъ — проповѣдуютъ о рожденіи пастырямъ, успокоиваютъ въ сновидѣніи Іосифа, отвращаютъ опасность отъ Божественнаго Отрочати; тѣмъ паче людямъ неприлично среди славословія оставаться въ бездѣйствіи. Христосъ грядетъ къ намъ съ небесъ: надобно показать, что и мы не удаляемся отъ Него на земли, готовы къ принятію Его. Ибо хотя для него не нужно съ нашей стороны ничего, такъ какъ Онъ Самъ грядетъ возвеличить /с. 85/ и обогатить всѣхъ насъ; но чтобы блага, Имъ для насъ принесенныя, могли обратиться въ нашу собственность, для сего необходима въ насъ готовность къ принятію и, такъ сказать, мѣсто для помѣщенія ихъ; а для сего нужно упразднить себя отъ всего, что занято въ насъ міромъ съ его благами, и что никакъ несовмѣстно съ дарами, съ богатствомъ Христовымъ. А скоро ли это можетъ быть? И можетъ ли быть безъ рѣшимости на то и усилій?

Итакъ, души, желающія достойно срѣтить грядущаго Господа, уготовьтесь во срѣтеніе Его! Отвлеките, во-первыхъ, сколько можно, мысли и чувства ваши отъ земныхъ заботъ и попеченій, и устремите ихъ къ своему Спасителю; остановите, утвердите и умъ и сердце ваше въ Его безпредѣльной любви къ вамъ, на Его смиреніи, нищетѣ и страданіяхъ, для васъ подъемлемыхъ. Рѣшитесь посвятить Ему не одни какіе-либо дары и приношенія, — въ чемъ бы они ни состояли и какъ бы велики ни были, — а самихъ себя, свою душу и сердце, да будетъ Онъ Владыкою всей вашей жизни, началомъ и концемъ всѣхъ вашихъ предпріятій и трудовъ. Срящите Его, употребляя для благодатнаго соединенія съ Нимъ всѣ средства, кои для того именно открыты Имъ Самимъ въ словѣ Его, и предложены Церковію въ ея св. таинствахъ. Срящите усердно, не жалѣя для Посѣтителя душъ никакихъ жертвъ, не отвращаясь для соединенія съ Нимъ ни отъ какихъ трудностей, сражаясь для сего со всѣми препятствіями, воздвигаемыми отъ міра, плоти и діавола.

Исходя такимъ образомъ во срѣтеніе Божественнаго Жениха, вы можете быть увѣрены, что и Онъ не мимоидетъ храмины сердца вашего, обновитъ ее и украситъ самымъ Своимъ посѣщеніемъ, и, подобно какъ въ дому Закхея, изречетъ вамъ миръ и спасеніе.

Христосъ на земли, возноситеся!

Повидимому, когда Христосъ на землѣ, то лучше оставаться на землѣ же: ибо гдѣ Христосъ, Господь неба, тамъ и небо. Посему и Ангелы оставляютъ нынѣ небо и являются на землѣ, дабы воспѣвать славу въ вышнихъ Богу.

Но Христосъ на землѣ не для того, чтобы оставаться на землѣ и сдѣлать ее Своимъ жилищемъ, а съ тѣмъ, именно, /с. 86/ чтобы Своимъ явленіемъ на землѣ указать путь всѣмъ земнороднымъ на небо и даровать средства возноситься туда. Послѣ сего продолжать прилѣпляться къ землѣ и медлить на ней — значитъ пренебрегать цѣлію Его явленія на землѣ, нерадѣть о собственномъ спасеніи.

И что бы такое было на землѣ и въ землѣ, что бы не располагало оставить землю? Не земля ли вмѣсто розъ и пшеницы возращаетъ терніе и волчцы? Не на землѣ ли страсти и пороки, угнетенія и неправды, бѣдность и печали? Не земля ли служитъ гробомъ для всего живущаго?

Если уже любить землю, то ту, которая обѣщана въ наслѣдіе кроткимъ, землю новую, на коей живетъ одна правда! Съ такой земли можно не хотѣть возноситься выше: но на такую землю надобно еще прежде вознестися; ибо сія обѣтованная земля далеко выше самаго нынѣшняго неба, которое, подобно настоящей землѣ, осуждено прейти съ шумомъ.

Какъ возноситься отъ земли? Конечно, не земными средствами: все, что отъ земли, по необходимости само стремится и устремляетъ къ землѣ. Кто сошелъ на землю, дабы возвести всѣхъ земнородныхъ на небо, Тотъ дастъ и средства къ тому; Онъ Самъ есть уже вмѣсто всѣхъ средствъ къ сему: ибо Онъ не останется на землѣ, паки вознесется на небо, откуда пришелъ, и силенъ вознести съ Собою все, что только присоединится къ Нему и отдастъ себя въ Его распоряженіе! Итакъ, желающій вознестись на небо, имись всѣмъ существомъ своимъ за своего Спасителя, — и ты вмѣстѣ съ Нимъ будешь на небѣ.

Какъ вознестись отъ земли? Сначала вознесеніемъ мыслей и чувствъ на небо. Что легче сего и доступнѣе для каждаго? Но одно это уже много значитъ. Душа тамъ о чемъ мыслитъ, тѣмъ паче тамъ, гдѣ любитъ. Полюби небо, и ты будешь жить на небѣ. Ибо идѣже сокровище, ту и сердце; а гдѣ сердце, тамъ и человѣкъ.

Можно возноситься отъ земли, погребая себя въ землѣ: примѣръ Іоаннъ многострадальный. Какъ онъ, закопанный въ землѣ, высоко надъ землею!..

Можно, напротивъ, парить къ облакамъ, за облака, мыслію, даже тѣломъ; а между тѣмъ быть глубоко — зарытымъ въ землѣ, такъ что развѣ одно всемогущее: Лазаре, гряди вонъ! можетъ извести таковыхъ изъ земной утробы.

/с. 87/ Будемъ жить на землѣ, не прилѣпляясь ни къ чему земному и тлѣнному, имѣя постоянно въ виду вѣчное и небесное, перенося туда свои надежды и свое сокровище, находясь во всегдашней готовности перейти изъ юдоли изгнанія въ отечество, когда бы ни позвали насъ туда, — и надъ нами исполнится то, чего желаетъ намъ, и къ чему приглашаетъ насъ священный пѣснопѣвецъ, восклицая: Христосъ на земли, возноситеся! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 82-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.