Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

«СЪ НАМИ БОГЪ!» БЕСѢДЫ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Слово на день Рождества Христова.

Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14).

Въ сихъ краткихъ словахъ, братіе, заключается вся высота и глубина преславнаго таинства, торжествуемаго нынѣ св. Церковію. Слово плоть бысть: второе Лице Пресвятыя Троицы, Божественное Слово, рожденное прежде всѣхъ вѣкъ изъ сущности Бога Отца, соединилось нынѣ съ человѣческимъ естествомъ въ лицѣ Спасителя нашего, и соединилось, какъ учитъ св. Церковь, нераздѣльно, несліянно и непреложно. Нераздѣльно: поелику Божество и человѣчество, соединившіяся въ Іисусѣ Христѣ, никогда не престанутъ составлять одного лица; Онъ вѣчно пребудетъ тѣмъ, чѣмъ сдѣлался нынѣ — Богомъ и человѣкомъ. Несліянно: поелику Божество и человѣчество не сліялись при семъ въ одно какое-либо естество новое, но продолжаютъ составлять два отличныя естества, соединенныя только въ одномъ лицѣ Богочеловѣка. Непреложно: ибо ни человѣчество не преложилось въ Божество, ни Божество не премѣнилось въ человѣчество; то и другое естество сохранило всѣ свойства, безъ коихъ быть не можетъ. Вслѣдствіе таковаго единственнаго и чуднаго соединенія Божества съ человѣчествомъ, Іисусъ Христосъ есть истинный Богъ, во всемъ равный Отцу и Духу Святому, и вмѣстѣ есть истинный человѣкъ, во всемъ подобный намъ, кромѣ грѣха. Слово — плоть бысть!

Углубляться въ сію тайну своенравнымъ разумѣніемъ, изслѣдовать, какимъ образомъ безпредѣльное Божество могло принять навсегда бреннаго человѣчества, значило бы, братіе, уничижать высочайшую тайну воплощенія и усвоять слабому разуму человѣческому такую способность и силу, коихъ онъ никогда не имѣлъ. Еще апостолъ Павелъ явленіе Бога во плоти назвалъ тайною, превышающею все наше разумѣніе. Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16)! — Если же для Павла, который былъ восхищенъ до третьяго неба и слышалъ глаголы, коихъ на языкѣ человѣческомъ невозможно пересказать (2 Кор. 12, 4), явленіе Бога во /с. 68/ плоти было великою тайною: то для насъ, кои, можетъ быть, гораздо далѣе отъ Павла по вѣрѣ, нежели онъ былъ отъ третьяго неба по мѣсту, — для насъ воплощеніе Сына Божія всегда было и пребудетъ величайшимъ изъ таинствъ.

Впрочемъ, братіе, мы не должны отвращать вниманія нашего отъ таинства воплощенія потому, что оно не постижимо. Вѣра въ соединеніе Божества съ человѣчествомъ въ лицѣ Спасителя нашего служитъ основаніемъ нашего спасенія; съ нею нераздѣльно соединены всѣ догматы христіанскіе; отъ нея должны получать силу и жизнь обязанности наши; въ ней источникъ упованій самыхъ утѣшительныхъ; а посему христіанинъ не только можетъ, но и обязанъ для блага души своей постоянно содержать въ умѣ своемъ ту великую истину, что Спаситель его есть Богъ и вмѣстѣ человѣкъ. Слово Божіе требуетъ только, чтобъ мы размышляли о сей истинѣ какъ должно, — не увлекаясь безразсудною пытливостію разума, не поставляя его мѣрою премудрости Божіей.

Сообразуясь съ симъ предостереженіемъ, дерзнемъ, братіе, и мы въ благоговѣніи возвести умственныя очи наши на преславную тайну воплощенія Сына Божія, дабы видѣть, что въ ней даруется намъ, и что ею требуется отъ насъ.

Пророкъ Давидъ, созерцая нѣкогда духомъ будущее пришествіе Сына Божія во плоти, призывалъ всѣ народы служить Ему, но служить со страхомъ, и радоваться предъ Нимъ, но радоваться съ трепетомъ. Работайте Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ (Псал. 2, 11)! Чѣмъ болѣе размышляешь о семъ изреченіи Давидовымъ, тѣмъ болѣе видишь, что оно взято какъ бы изъ самаго существа преславнаго событія, нынѣ нами воспоминаемаго. Таинство воплощенія дѣйствительно содержитъ въ себѣ все, что только можетъ одушевлять насъ и питать нашу надежду; но въ тоже время въ немъ заключается все, что можетъ пробуждать безпечныхъ и устрашать недостойныхъ.

Искупитель нашъ есть Богъ всемогущій; итакъ, христіанинъ, тебѣ нечего опасаться враговъ твоего спасенія, враговъ истины и добродѣтели. Хотя бы всѣ тираны міра, всѣ силы ада ополчились противъ тебя, ты, доколѣ не измѣнишь своему Спасителю, совершенно безопасенъ: ибо тебя никто не можетъ похитить изъ рукъ /с. 69/ Его — Всемогущаго! — Онъ, если то нужно, потрясетъ не только землею, но и небомъ (Евр. 12, 26), но не оставитъ души твоей во адѣ, не дастъ преподобному Своему видѣть истлѣнія (Псал. 15, 10). — Искупитель нашъ есть Богъ премудрый; итакъ, христіанинъ, ты совершенно свободенъ отъ прискорбнаго опасенія, что правила вѣры и жизни, коимъ научило тебя евангеліе, не могутъ доставить тебѣ жизни вѣчной; ты выше тѣхъ мучительныхъ сомнѣній, коимъ подвержены были самые лучшіе изъ людей, доходившихъ до познанія о Богѣ умомъ собственнымъ. Самъ Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчемъ (Іоан. 1, 18), исповѣдалъ тебѣ Бога: въ такомъ исповѣданіи, по необходимости, все истина, все свѣтъ и жизнь! — Искупитель нашъ есть Богъ, вѣрный во всѣхъ словахъ Своихъ; итакъ, христіанинъ, вѣрь, твердо вѣрь славнымъ и величественнымъ обѣтованіямъ Его, какъ бы они ни казались превышающими твою нынѣшнюю нищету и самое разумѣніе твое: скорѣе прейдетъ небо и земля, нежели останется безъ исполненія хотя одно слово Его. Онъ обѣщалъ побѣждающаго посадить съ Собою на престолѣ славы; — и ты, если постраждешь, яко добръ воинъ Христовъ, за правду (2 Тим. 2, 3), будешь, непремѣнно будешь сидѣть нѣкогда съ Нимъ на семъ престолѣ, хотя бы во всю жизнь твою не имѣлъ, гдѣ подклонить главы, хотя бы всѣ почитали тебя за отребіе міра.

Что побуждало Апостоловъ переносить всѣ труды и опасности, крайнюю нищету и презрѣніе міра, самыя муки и смерть? То, отвѣтствуетъ за всѣхъ апостолъ Павелъ, что я знаю, въ Кого вѣрую, и увѣренъ, что Онъ — Спаситель мой, будучи Богомъ, силенъ сохранить залогъ мой до славнаго пришествія Своего (2 Тим. 1, 12). Что заставляло мучениковъ презирать все могущество царей и владыкъ земныхъ, всю лютость мучителей, не только не убѣгать, даже искать смерти? То, что Спаситель, ради Коего они приносили себя въ жертву, не слабый человѣкъ, коего власть не можетъ простираться за предѣлы сей жизни, но Богъ правосудный и всемогущій, Который не можетъ забыть подвига любви, подъятаго во имя Его (Евр. 6, 10), не можетъ оставить побѣдителей безъ вѣнца побѣднаго. Что, братіе, и нынѣ услаждаетъ многострадальную жизнь тѣхъ, кои, взыскуя небеснаго отечества, скитаются въ пустыняхъ, горахъ, вер/с. 70/тепахъ и пропастяхъ земныхъ? То, что они, подобно Моисею, видятъ невидимаго (Евр. 11, 27) для плоти и крови Спасителя, и увѣрены, что Онъ, какъ Сердцевѣдецъ, видитъ всѣ ихъ слезы, слышитъ всѣ ихъ вздохи, и, какъ Всемогущій, устрояетъ для нихъ обители въ свѣтломъ дому Отца небеснаго. «Отними истину Божества Іисуса Христа, говоритъ Аѳанасій Великій, и падетъ апостольство, мученичество, подвижничество». Такъ! ибо и апостолы, и мученики, и подвижники текли и текутъ не во слѣдъ человѣка, а во слѣдъ Единороднаго Сына Божія. Такъ! ибо всѣ ревнители благочестія почерпали и почерпаютъ утѣшеніе въ той истинѣ, что Спаситель, въ Коего они вѣруютъ, есть Богъ истинный, Который всегда можетъ спасать приходящихъ чрезъ Него къ Богу (Евр. 7, 25).

Истина утѣшительная! Но, братіе, какъ мало и какъ немногихъ изъ насъ утѣшаетъ она! Входитъ ли кто-нибудь въ родство съ сильными земли, успѣваетъ ли кто-нибудь заслужить вниманіе высшихъ его: какая послѣ того радость и торжество! весь міръ кажется ему ниже его! А радостнѣйшая вѣсть, что Богъ, Самъ Богъ благоволилъ нынѣ вступить со всѣми нами въ родство самое ближайшее, сія вѣсть не трогаетъ сердецъ, колеблющихся до основанія при самомъ легкомъ звукѣ чести! — Въ самомъ дѣлѣ, припомнимъ, братіе, несчастные случаи, встрѣчавшіеся съ нами на стропотномъ пути жизни: утѣшалось ли, хотя сколько-нибудь, сердце наше тою мыслію, что присносущенъ есть, Иже пришелъ искупити насъ (Іов. 19, 25)? Увы! едва ли большая часть изъ насъ не ходили въ сіе время, подобно израильтянамъ, за утѣшеніемъ къ богамъ инымъ; — а единый истинный Богъ, а Спаситель нашъ, Который для того и явился во плоти, дабы исцѣлить всѣхъ сокрушенныхъ сердцемъ, доставить покой всѣмъ труждающимся и обремененнымъ, а о Немъ мы и не думали! Такъ мало радуетъ насъ, Господи, Твое пришествіе къ намъ! Мы вѣруемъ, что Божество Твое не измѣнилось чрезъ соединеніе съ человѣчествомъ; но на небѣ созерцаніе Его служитъ неизреченнымъ источникомъ радостей для тьмы темъ Ангеловъ, а на землѣ оно не можетъ утѣшить малаго числа людей!... Гдѣ причина столь несчастной разности? Нигдѣ, братіе, кромѣ нашихъ грѣховъ. Давно сказано и возвѣщено, что нѣсть радоватися нечести/с. 71/вымъ (Исаіи 48, 22), — нѣсть и никогда не будетъ! Посему, доколѣ мы не очистимъ сердца своего отъ сквернъ грѣховныхъ, не обратимся всѣмъ сердцемъ къ нашему Спасителю и не начнемъ жить Его жизнію, дотолѣ Божественныя совершенства Его не могутъ произвести въ насъ радости: ибо мы въ такомъ случаѣ не Его, и Онъ не нашъ. И что было бы при семъ пользы отъ радости? Она только усугубила бы нашу духовную безпечность. Въ семъ состояніи удаленія отъ Спасителя нашего для насъ потребна не радость, а страхъ. Итакъ, да возвѣстится онъ отъ лица воплотившагося Господа тѣмъ, кои произвольно лишаютъ себя радости!

Апостолъ Павелъ, изобразивъ нѣкогда въ утѣшеніе бѣдствовавшихъ евреевъ достопокланяемыя совершенства Мессіи, въ Коего они увѣровали, и показавъ, что Онъ есть Творецъ видимыхъ и невидимыхъ, носящій всяческая глаголомъ силы Своея (Евр. 1, 3), потомъ въ предостереженіе ихъ отъ безпечности и ложной надежды, присовокупилъ слѣдующія слова: итакъ, братіе, обратите все вниманіе на Іисуса Христа; ибо ежели Ангелами возвѣщенное слово (каковъ законъ Моисеевъ) было твердо, и всякое преступленіе и непослушаніе получало праведное возмездіе: то какъ мы избѣжимъ наказанія, если вознерадимъ о толикомъ спасеніи, которое, бывъ сначала проповѣдано Господомъ, слышавшими отъ Него, намъ твердо доказано (Евр. 2, 2. 3)?

Остановимъ, братіе, и мы вниманіе наше на сей мысли Апостола; ибо въ ней содержится все, что можетъ побудить насъ содѣлывать свое спасеніе со страхомъ. Искупитель нашъ есть Богъ, благословенный во вѣки (Римл. 9, 5); итакъ, какого повиновенія Его заповѣдямъ, какой вѣрности Его слову не потребно со стороны искупленныхъ Имъ? Какъ Богъ всемогущій, Онъ даровалъ намъ Своею Божественною силою все потребное къ жизни и благочестію (2 Петр. 1, 3); какъ Богъ всеблагій, Онъ послалъ въ сердца наши Духа Святаго со всѣми благодатными дарами; какъ Богъ премудрый, Онъ далъ къ созиданію нашему апостоловъ, учителей, пастырей: какъ же намъ должно быть осторожными, вѣрными, дѣятельными, чтобы оправдать столь благій совѣтъ Божій о насъ! Для насъ уже нѣтъ столь высокой добродѣтели, нѣтъ столь труднаго подвига благочестія, къ совершенію коихъ мы не были /с. 72/ бы обязаны. Нѣтъ уже для насъ и столь опаснаго искушенія, столь упорнаго навыка ко злу, коихъ нельзя было бы намъ побѣдить. Съ нами Богъ; а посему намъ уже должно быть всегда съ Богомъ. Съ нами Богъ; а посему намъ должно быть праведными и благими, какъ Онъ благъ и праведенъ. Что же будетъ съ нами, если мы будемъ поступать (какъ и поступаемъ) напротивъ? Что будетъ съ нами, если беззаконною жизнію содѣлаемъ для себя безплоднымъ воплощеніе Бога, если своими злыми дѣлами второе распнемъ Сына Божія? «Муки вѣчныя, — восклицаетъ при сей мысли одинъ благочестивый писатель, — вы мнѣ кажетесь велики, когда я представляю себѣ слабость грѣховной природы человѣческой, но вы мнѣ кажетесь малы, когда воспоминаю, что грѣшникъ, осужденный на вѣчныя мученія, попралъ предвѣчнаго Сына Божія».

Такъ, братіе, адъ со всѣми его ужасами малъ въ сравненіи съ преступленіемъ христіанина, который своими грѣхами поругалъ Сына Божія, воплотившагося для его спасенія. Ему же дано много, много и взыщется отъ того: чего же не взыщется отъ насъ, если мы погубимъ сей даръ? Если вопль крови Авелевой былъ столь силенъ, что немедленно воззвалъ Бога къ отмщенію, то какого отмщенія не долженъ призвать на главу грѣшниковъ вопль крови Сына Божія? Страшны были казни тѣхъ, кои не оказали должнаго уваженія лицу Моисея: Даѳанъ и Авиронъ снѣдены огнемъ, племя Корея пожерто землею, Маріамъ поражена проказою. Но Моисей, по ученію апостола Павла, былъ только слуга въ дому Божіемъ (Евр. 3, 5). Тьмы темъ Моисеевъ ничто въ сравненіи съ единымъ Сыномъ Божіимъ. Если же, заключаетъ Апостолъ, отвергшійся закона Моисеева безъ милосердія наказывался смертію; то, сколь жесточайшему, думаете, мученію повиненъ будетъ тотъ, кто своими грѣхами попираетъ Сына Божія, и ругается надъ Духомъ благодати (Евр. 10, 28. 29).

О, братіе святая, — дерзнемъ и мы сказать къ вамъ словами Апостола, — обратите все вниманіе ваше на Спасителя вашего! Онъ Спаситель, но вмѣстѣ и Судія нашъ; Искупитель вѣрующихъ, но въ то же время и Отмститель невѣрнымъ. Итакъ, созерцая Божество Его, надобно служить Ему, но служить со страхомъ, — должно радоваться предъ Нимъ, /с. 73/ но радоваться съ трепетомъ. Аще Богъ Сына Своего ради насъ не пощадѣ, како не и съ Нимъ вся намъ дарствуетъ (Рим. 8, 32)? Послѣ Сына, у Бога нѣтъ большихъ даровъ, а какіе есть, тѣ всѣ наши. Посему радуйтеся, говоритъ Апостолъ, и паки реку, радуйтеся (Фил. 4, 4). Но, радуйтеся съ трепетомъ! Почтимъ Сына (Псал. 2, 12), нынѣ намъ даруемаго, почтимъ и облобызаемъ — вѣрнымъ исполненіемъ повелѣній Его, ревностнымъ подражаніемъ примѣру Его; почтимъ, чтобъ Онъ не прогнѣвался на презрителей славы Его, и мы не погибли въ пути нашемъ. Блаженны всѣ уповающіе на Него (Псал. 2, 12)! Сугубо несчастны всѣ прогнѣвляющіе Его своими грѣхами! —

Искупитель, пришедшій спасти насъ, будучи Богомъ, есть вмѣстѣ и человѣкъ, во всемъ, кромѣ грѣха, намъ подобный. Слово плоть бысть. — Опять, братіе, радость и страхъ!

И во-первыхъ — радость. — Малъ бѣхъ въ братіи моей, и юнѣйшій въ дому отца моего. Братія мои добри и велицы: и не благоволи въ нихъ Господь (Псал. 151, 1. 7), — такъ воспѣвалъ нѣкогда Давидъ, сравнивая свое прежнее — бѣдственное и уничиженное состояніе съ славою царскою, которою Господь возвеличилъ его надъ Израилемъ. Радостная пѣснь сія, братіе, должна быть нынѣ хвалебною пѣснію всего рода человѣческаго. Человѣкъ есть меньшій между братіями своими — существами разумными, кои окружаютъ Престолъ Божій; онъ есть юнѣйшій, въ сравненіи съ ними, въ дому Отца небеснаго — по времени своего сотворенія, и еще юнѣе — по совершенствамъ. Братія его — существа безплотныя — добри и велицы, прекрасны и могущественны. Въ какихъ чертахъ ни описуетъ намъ слово Божіе совершенства сихъ старѣйшихъ братій нашихъ? Они безтѣлесны, безсмертны, безгрѣшны, всегда крѣпки, всегда легки въ исполненіи воли Божіей. Человѣкъ же, хотя былъ нѣкогда умаленъ малымъ чимъ отъ Ангелъ (Псал. 8, 6), но своими грѣхами столько умалилъ себя предъ ними, что Ангелы при всей любви своей къ нему, не могли узнавать въ немъ своего собрата. Не смотря на все это, что видимъ теперь? Братія наши — существа безплотныя — добри и велицы, но — не благоволи въ нихъ Господь! Онъ не благоволилъ принять на Себя естества ни Архангеловъ, ни Ангеловъ, а пріем/с. 74/летъ естество (кто бы могъ думать?) слабаго, смертнаго, грѣховнаго человѣка!

Послѣ сего можно ли намъ не исполняться радости, видя, что бѣдное естество наше удостоилось чести соединиться въ лицѣ Искупителя нашего съ Самимъ Божествомъ такъ, что въ немъ обитаетъ теперь вся полнота Божества тѣлесно (Кол. 2, 9)? — Какъ намъ не радоваться, видя, что на славномъ и превознесенномъ престолѣ Божества, куда мы грѣшные безъ страха не смѣли и очей возвести, возсѣдитъ нынѣ во всемъ Подобный намъ, кромѣ грѣха? — Бѣдная плоть, жилище грѣха и смерти, при всей слабости твоей и наклонности ко грѣху, я не могу теперь уже взирать на тебя съ отвращеніемъ, котораго ты сама по себѣ заслуживаешь. Нѣтъ, ты освятилась, когда Святѣйшій святыхъ соединился съ тобою. Въ Адамѣ естество мое низпало, въ Искупителѣ превознесено. Въ прославленномъ человѣчествѣ Господа моего я имѣю несомнѣнный залогъ, что и мое бѣдное человѣчество нѣкогда прославится, что и мое смертное облечется безсмертіемъ. Гдѣ Глава, тамъ будутъ и члены; гдѣ Первенецъ, тамъ явятся и меньшіе братія; гдѣ Предтеча — Іисусъ, тамъ соберутся и Его послѣдователи. Наше жительство, писалъ нѣкогда апостолъ Павелъ къ Филипписеямъ, на небесѣхъ есть, отонуду же и Спасителя нашего ждемъ (Фил. 3, 20). Почему усвояется жительство на небесахъ тѣмъ, кои еще жили на земли? Потому, — какъ разсуждаетъ тотъ же Апостолъ въ другомъ мѣстѣ, — что тамъ, на небѣ, живетъ Господь Іисусъ, а въ Немъ живемъ уже и всѣ мы. Что же, Божественный Апостоле, что будетъ слѣдствіемъ сего чуднаго сожительства нашего со Христомъ? То, отвѣтствуетъ онъ, что Господь не только преобразитъ уничиженное тѣло наше, дабы оно было сообразно Его преславному тѣлу (Фил. 3, 21), но и посадитъ всѣхъ насъ на томъ Престолѣ, на коемъ Онъ возсѣдитъ теперь Самъ (Апок. 3, 21).

Столь величественные виды открываются намъ, братіе, въ будущемъ отъ того, что Божественный Искупитель нашъ есть подобный намъ человѣкъ! Но, въ то же время, человѣчество Его содержитъ въ себѣ все, что нужно къ воодушевленію насъ и среди настоящихъ нашихъ бѣдствій. Чтобы яснѣе и раздѣльнѣе видѣть это, припомнимъ одну изъ /с. 75/ цѣлей, для которыхъ, по ученію апостола Павла, Богъ Отецъ благоволилъ, чтобы возлюбленный Сынъ Его содѣлался подобнымъ намъ человѣкомъ. Онъ долженъ былъ во всемъ уподобиться братіи, то-есть, всѣмъ намъ, между прочимъ потому и для того, да милостивъ будетъ и вѣренъ Первосвященникъ въ тѣхъ, яже къ Богу, во еже очистити грѣхи людскія: въ немже бо пострада, Самъ искушенъ бывъ, можетъ и искушаемымъ помощи (Евр. 2, 17. 18). То-есть, премудрость и любовь Божія какъ бы опасались, чтобы Ходатай нашъ не былъ немилосердъ къ намъ, если Самъ не испытаетъ нашихъ искушеній, и для того опредѣлили Ему принять плоть нашу!... Можно ли было больше и сильнѣе сего утѣшить и ободрить слабость нашу? — О, теперь смѣло каждый изъ насъ можетъ вопіять къ своему Спасителю о помощи. Онъ Самъ искушенъ былъ по всяческимъ (Евр. 4, 15), знаетъ всѣ немощи нашего естества, вѣдаетъ, какъ тяжело слабому духу возноситься надъ плотію, какъ трудно поврежденной природѣ нашей сражаться съ грѣхомъ. Онъ Самъ былъ озлобляемъ, гонимъ, не имѣлъ, гдѣ подклонить главы; Самъ вопіялъ о помощи, когда былъ оставленъ Отцемъ на крестѣ. Послѣ сего возможно ли, чтобы Онъ не услышалъ и не послалъ утѣшенія тѣмъ, кои будутъ вопіять къ Нему? — чтобы забылъ, такъ сказать, цѣль собственныхъ искушеній, собственныхъ страданій? И Ангелы, которые сами никогда не страдали, милостивы: Онъ долженъ быть еще милостивѣе. И Ангелы, кои сами никогда не просили о помощи, готовы помогать: Онъ долженъ быть еще готовѣе. Послѣ сего нѣтъ никакой причины роптать намъ на немощи наши и страшиться искушеній: мы слабы, но Спаситель нашъ есть Богъ крѣпкій; а мы имѣемъ въ Немъ не только Первосвященника, Который не можетъ страдать съ нами въ немощахъ нашихъ, но Который, подобно намъ, испыталъ все, кромѣ грѣха. Посему, заключаетъ Апостолъ, и должны смѣло приступать къ Престолу благодати, дабы получить милость и обрѣсти благодать всякій разъ, когда только будетъ нужна помощь (Евр. 4, 16).

Въ одномъ только случаѣ, братіе, это благодатное дерзновеніе и упованіе нисколько не могутъ принадлежать намъ: если, то-есть, наши дѣянія и жизнь не будутъ соотвѣтствовать правиламъ Евангелія. Въ такомъ случаѣ самое пресвятое /с. 76/ Тѣло Господа и самая пречистая Кровь Его, пріемлемыя въ таинствѣ причащенія, послужатъ для каждаго изъ насъ не во исцѣленіе души и тѣла, а въ судъ и осужденіе, тѣмъ тягчайшее, чѣмъ выше Жертва, принесенная въ искупленіе.

Въ самомъ дѣлѣ, нераскаянный грѣшникъ, что ты речешь на судѣ будущемъ въ свое оправданіе? Если бы тебя судилъ Богъ, а не Богочеловѣкъ, ты могъ бы, хотя незаконно, указать на слабость плоти, тебѣ прирожденной, — сказать, что законъ Господень святъ и неумолимъ, а ты плотянъ, проданъ подъ грѣхъ (Рим. 7, 14). Но ты будешь судимъ Имѣющимъ подобное тебѣ естество, долженъ будешь дать отвѣтъ предъ Богочеловѣкомъ. Что речешь въ свое оправданіе? «Я, скажетъ Онъ тебѣ, побѣдилъ міръ и его искушенія одинъ; — всѣ отягощали и никто не облегчалъ креста Моего. Я побѣдилъ міръ не для Своего, а для твоего спасенія, — побѣдилъ съ твоею плотію, осудилъ грѣхъ во плоти (Рим. 8, 1. 4), — побѣдилъ не на легкой борьбѣ, а на крестѣ, будучи оставленъ Отцемъ Моимъ. Вотъ что совершилъ Я для тебя во плоти! Ты что сдѣлалъ? Не умѣлъ побѣдить міра, уже побѣжденнаго Мною, побѣдить не для Моего, а для своего спасенія, побѣдить съ Моею всемощною благодатію. Се, слѣды терноваго вѣнца на главѣ Моей, которая такъ же, какъ и твоя, была чувствительна; вотъ мѣсто, въ которое пронзило Меня копіе; вотъ язвы отъ гвоздей на рукахъ и ногахъ, кои, подобно твоимъ, не могли не ощущать мученій! Ты что сдѣлалъ? Покажи хотя одну язву, которую бы ты претерпѣлъ за правду, покажи хотя одинъ волосъ, коего ты лишился бы за Меня. Но тебя не только не гнали за правду, еще отвращали отъ зла, поощряли къ добру — совѣтами, повелѣніемъ, наградами, страхомъ. И ты, влекомый на небо и подобными тебѣ людьми и Моею благодатію, попустилъ врагу увлечь себя въ адъ? — Рабъ лѣнивый и лукавый, погибель твоя отъ тебя!» —

«Когда такъ (можетъ помыслить при семъ кто-либо), когда нераскаянный христіанинъ будетъ судимъ гораздо строже язычника и подвергнется большему наказанію, потому что уничижилъ заслуги Сына Божія: то пришествіе Спасителя въ міръ послужитъ къ большему осужденію значительной части рода человѣческаго; ибо извѣстно, что званныхъ много, а избранныхъ мало». Такъ, братіе, это истина, /с. 77/ постоянно возвѣщаемая словомъ Божіимъ; и можетъ быть (до чего не простирается безуміе грѣшника?), можетъ быть, нѣкоторые, при размышленіи о сей ужасной для грѣшниковъ истинѣ, доходятъ до ужаснѣйшаго желанія, чтобы Сынъ Божій не являлся во плоти для ихъ спасенія, дабы имъ не подвергнуться тѣмъ большему осужденію за грѣхи, коихъ они не намѣрены оставить. Но что изъ сего? — Какъ мы не могли низвести Христа Спасителя съ неба, такъ не можемъ и возвести Его отъ насъ на небо. Богъ Отецъ единожды и навсегда послалъ Сына Своего къ намъ, — и не раскается (Псал. 109, 4)! Онъ вѣчно будетъ Спасителемъ кающихся, и Отмстителемъ нераскаянныхъ; вѣчно будетъ лежать на паденіе и востаніе многимъ (Лук. 2, 34). Падайте, если угодно, претыкайтесь о Него; но тѣ, кои вѣрно слѣдуютъ гласу Его, всегда будутъ находить въ Немъ Христа — Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 24).

Но, почему и вамъ, бѣдствующіе грѣхами братіе, не найти этого для себя въ нашемъ Спасителѣ? — Вы удалились отъ Него непрестанными невѣрностями вашими святому закону Его, но Онъ всегда близокъ къ вамъ Своимъ милосердіемъ, — се, и оставилъ девяносто девять овецъ, и пришелъ взыскать и спасти васъ заблудшихъ! Вы лежите долу, поверженные чувственностію, а Онъ развѣ на престолѣ? Не въ ясляхъ ли, дабы вамъ можно было приступить къ Нему всегда и вездѣ? — О братіе, вмѣсто сомнѣній, ропота и упорства, уразумѣйте лучше Спасителя и Посланника исповѣданія нашего, поймите Его любовь къ вамъ, Его кротость и снисхожденіе ко всѣмъ грѣшникамъ, и вы сами скажете: таковъ намъ подобаше (Евр. 7, 26) Спаситель! Сами возблагодарите Господа за то, что Онъ посѣтилъ нынѣ насъ, въ тьмѣ и сѣни смертной сѣдящихъ.

Но, Господи, Господи! видно, для насъ нуженъ не только свѣтъ, но и исцѣленіе очей, — не только необходимо врачевство, но и отверзеніе устъ для принятія его. Тебѣ возможно и сіе, ибо для Тебя вся возможна суть! Помажи же всеисцѣляющимъ коллуріемъ (Апок. 3, 18) Твоимъ болѣзнующія, покрытыя прахомъ суетъ очи наши, да видимъ свѣтъ Твой, возсіявшій нынѣ изъ Виѳлеема; — отверзи уста наши для принятія хлѣба животнаго, нисшедшаго нынѣ съ небесе. Иначе, безъ Твоего благодатнаго содѣйствія, мы и у источ/с. 78/ника жизни не престанемъ истаевать отъ жажды, и въ домѣ хлѣба — умремъ отъ глада! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 67-78.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.