Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

«СЪ НАМИ БОГЪ!» БЕСѢДЫ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Бесѣда въ недѣлю святыхъ отецъ.

Наше время отличается между прочимъ великою наклонностію къ занятію прошедшимъ, такъ что самыя бѣдныя повѣствованія о немъ находятъ себѣ обширный кругъ читателей. Наклонность сама въ себѣ похвальная, могущая служить основаніемъ ко многому, истинно доброму и полезному. /с. 24/ Ибо прошедшее, хорошо понимаемое, содержитъ въ себѣ весьма много уроковъ для настоящаго. Только, къ сожалѣнію, наклонность сія — заниматься прошедшимъ, обращается у насъ большею частію вокругъ предметовъ, явно вредящихъ уму и сердцу. Тѣ, напротивъ, предметы изъ области прошедшаго, кои всегда способнѣе по существу своему просвѣщать умъ и питать душу, продолжаютъ оставаться едва не въ совершенномъ забвеніи. Говоря сіе, я имѣю въ виду св. исторію. Много ли обращается на нее вниманіе? — Часто ли занимаемся мы ея св. лицами и событіями? — Самое распространеніе просвѣщенія между всѣми сословіями не спасаетъ въ семъ отношеніи отъ жалкаго невѣдѣнія. Многіе могутъ пересказать со всею подробностію, какъ основался Римъ, кто и когда царствовалъ въ Египтѣ, или Вавилонѣ; а спросите ихъ: какъ основана на землѣ Церковь Христова, кто болѣе другихъ потрудился для царства Божія? — И они будутъ отвѣчать — молчаніемъ!

Такимъ образомъ мы, и съ сей стороны дѣлаемъ не безполезное дѣло, когда, сообразно указанію Церкви, занимаемся воспоминаніемъ св. лицъ ветхаго завѣта. Можетъ быть, чрезъ это нѣкоторые изъ насъ узнаютъ, какъ св. исторія наша богата великими людьми и великими дѣяніями всякаго рода, а узнавъ это, почувствуютъ охоту ближе ознакомиться съ сими лицами, и съ тою божественною книгою, которая содержитъ ихъ исторію.

Нынѣ, сообразно обѣщанію нашему, мы должны привести себѣ на память жизнь и дѣянія св. женъ ветхаго завѣта, дабы и жены имѣли свои собственные образцы добродѣтелей. При семъ мы желали бы примѣромъ св. женъ ветхаго завѣта внушить женамъ новаго особенно ту важную и благотворную мысль, что жена можетъ быть виновницею спасенія не только своего, но и многихъ; и все это можетъ дѣлать она, нисколько не выходя изъ своего круга, въ которомъ поставлена рукою премудраго Творца.

Мысль сія, какъ можетъ быть, ни покажется нѣкоторымъ съ перваго взгляда неудобоисполнимою, приходитъ сама собою на умъ при взорѣ на первую и послѣднюю жену ветхаго завѣта. Ибо кто первая и кто послѣдняя? — Первая Ева, послѣдняя Марія. Ева, послушавъ змія, породила грѣхъ и смерть; Марія, внявъ гласу Архангела, породила правду /с. 25/ и безсмертіе. Отъ жены проклятіе, и отъ жены благословеніе! — Не явное ли указаніе на то, чѣмъ можетъ и чѣмъ должна быть жена? — Можетъ быть, и чаще всего бываетъ поводомъ ко грѣху, источникомъ соблазновъ, виновницею скорби и бѣдствій. А должна и можетъ быть, если захочетъ, стражемъ невинности своей и другихъ, распространительницею святыхъ нравовъ, мира и благоденствія. Какъ Ева породила грѣхъ и смерть? Неумѣстнымъ любопытствомъ и легковѣріемъ, привязанностію къ красивому виду плода запрещеннаго, желаніемъ дѣйствовать безъ мужа и руководить имъ самимъ. Не такіе ли пороки, братіе, кои и доселѣ наиболѣе обладаютъ женскимъ поломъ и наиболѣе чрезъ него вредятъ человѣчеству? — Чувственность и безъ того сильно дѣйствуетъ въ падшемъ человѣкѣ, а когда жена поставляетъ главнымъ дѣломъ своимъ прельщать, то чувственность становится неукротимою. Отсюда сколько грѣха! сколько потерянныхъ раевъ невинности! — Взаимныя отношенія людей и безъ того подвержены многимъ недоумѣніямъ, встрѣчамъ и борьбѣ; но они совершенно перепутываются, обращаются въ неизсякаемый источникъ распрей и вражды, когда еще жены вмѣшиваются при томъ въ дѣла мужей, и хотятъ господствовать надъ ихъ поведеніемъ и отношеніями. Отсюда сколько зла, расторгнутыхъ связей, превращеній порядка дѣлъ, даже бѣдствій общественныхъ!

Что заставляетъ жену выходить, подобно Евѣ, изъ своего круга? Желаніе оказывать, какъ можно болѣе, своего вліянія, давать наибольшее упражненіе своей дѣятельности и талантамъ. Но всего этого, какъ мы сказали, наилучшимъ образомъ можетъ достигнуть жена, не выходя изъ своего круга. Примѣръ тому Марія. Какая изъ женъ была скромнѣе ея, неизвѣстнѣе для міра въ свое время? Что было тѣснѣе ея круга личной дѣятельности? — И однакожь Марія содѣлалась источникомъ благословенія для всего человѣчества. Чѣмъ? Тѣмъ, что за свое смиреніе, чистоту, преданность Промыслу удостоилась родить и воспитать Спасителя міру. — Вотъ образецъ для женъ! Рожденіе и воспитаніе чадъ въ страхѣ Божіемъ есть такое средство, коимъ каждая жена можетъ дѣйствовать во спасеніе не только свое, но и другихъ, — цѣлыхъ семействъ и обществъ. И во-первыхъ, рожденіемъ. Это у истинно-христіанской жены не одно плотское дѣйствіе: она /с. 26/ зачинаетъ не отъ одной плоти и крови. Для сего у христіанъ бракъ и есть таинство; для сего супруги при вѣнчаніи и пріемлютъ благодать освященія. Рожденныя въ страхѣ Божіемъ чада бываютъ святы и приносятъ съ собою на свѣтъ благословеніе міру. — Второе, неисчислимое по своимъ плодамъ, средство у матерей дѣйствовать ко благу человѣчества — есть христіанское воспитаніе дѣтей. Мать долгое время составляетъ для младенца цѣлый міръ: въ ея очахъ онъ видитъ въ первый разъ рай или адъ, — Отца небеснаго или духовъ злобы. Не много можетъ сообщить мать младенцу, но это немногое пойдетъ на всю жизнь. Языкъ ея болѣе состоитъ изъ дѣйствій, нежели словъ, но онъ тѣмъ вразумительнѣе и незабвеннѣе. Образъ благочестивой матери остается у нѣкоторыхъ послѣднею святынею, когда все святое потеряно, и все еще охраняетъ ихъ отъ послѣдняго низпаденія въ бездну нечестія или отчаянія.

Вы не осудите меня, братіе, за это предварительное размышленіе, зная, какъ нуженъ и важенъ предметъ, о коемъ я говорилъ сейчасъ. Обратимся теперь ближе къ нашему дѣлу.

Итакъ, Ева, послѣдовавъ внушенію змія, была первою виновницею бѣдствій для рода человѣческаго. Событіе плачевное, долженствующее служить для всѣхъ женъ источникомъ всегдашняго смиренія. Впрочемъ грѣхопаденіе Евы такъ богато вознаграждено благочестіемъ и подвигами Маріи, что мужескій полъ нисколько въ семъ отношеніи не имѣетъ права сѣтовать на полъ женскій. Вознаграждено и покаяніемъ самой Евы. Не напрасно она и по паденіи названа матерію всѣхъ живущихъ (Быт. 3, 20). Распространеніе чрезъ нее на все потомство жизни плотской не заставило бы Адама наречь ее симъ высокимъ именемъ. Безъ сомнѣнія, мать всѣхъ живущихъ подала всѣмъ живущимъ примѣръ жизни не по плоти только, но и по духу. Не ея ли покаянія плодомъ былъ Авель?

Болѣзни дѣторожденія, доставшіяся въ наслѣдіе отъ Евы всѣмъ женамъ, должны при каждомъ возобновленіи своемъ приводить имъ напамять происхожденіе грѣха и бѣдствій и праведный судъ Божій на грѣшниковъ; а это должно располагать ихъ къ благодушнѣйшему перенесенію сихъ болѣзней, какъ наказанія отъ руки Божіей. Что налагаетъ /с. 27/ Самъ Богъ, то не можетъ быть вредно, какъ бы ни было прискорбно и трудно. Это — жертва очистительная за грѣхъ! И коль скоро жена переноситъ болѣзни дѣторожденія въ духѣ вѣры, покаянія и смиренія: то она симъ самымъ покрываетъ множество грѣховъ и своихъ и своего мужа.

Послѣ Евы въ св. писаніи не упоминается по имени ни объ одной св. женѣ до Сарры, жены Авраамовой. Это однако же не значитъ того, чтобы въ продолженіе столько времени не было св. женъ. Жены великихъ патріарховъ, напр. Ноя, не могли быть женами грѣшными. Матери великихъ святыхъ, напр. Авраама, безъ сомнѣнія, и сами отличались чистотою. Но св. писаніе умалчиваетъ о св. женахъ сего времени, вѣроятно потому, что онѣ не участвовали непосредственно въ судьбѣ Церкви, подобно слѣдующимъ.

Первая изъ таковыхъ Сарра, жена Авраама. Какъ супруга отца вѣрующихъ, она раздѣляла съ нимъ всѣ несчастія, коими Богъ испытывалъ, очищалъ и укрѣплялъ его вѣру, и во всѣхъ случаяхъ явила себя достойною великаго жребія, показавъ, какъ должна вести себя жена великаго и святаго мужа. Случай дважды отторгалъ Сарру отъ своего супруга, и она подвергалась опасности сдѣлаться женою царя то египетскаго (Быт. 12, 15), то герарскаго (20, 2); но всякій разъ возвращалась тою же, какою была взята. Подвергшись непредвидѣнному соперничеству Агари, Сарра вышла побѣдительницею, не выступая изъ правъ жены, подчиненной мужу. Была искушена и тѣмъ, отъ чего наиболѣе страдаетъ чувствительность женъ — неплодствомъ, но умѣла побѣдить его силою вѣры, показавъ въ семъ случаѣ своимъ примѣромъ, что у женъ, кромѣ чувственныхъ, нерѣшительныхъ и невѣрныхъ, есть духовное, самое вѣрное средство, къ препобѣжденію немощей естества: вѣра и молитва.

Не менѣе примѣчательны въ Саррѣ ея скромность и повиновеніе мужу. Самъ Господь назвалъ ее вмѣсто Сары Саррою, т. е., госпожею множества, — въ знакъ того, что отъ нея произойдутъ цари и народы (Быт. 17, 15-16). Не мало было и другихъ причинъ къ возвеличенію себя. Но Сарра оставалась покорною женою Авраама, господина того зовущи (1 Пет. 3, 6), какъ замѣчаетъ апостолъ. Замѣчаніе весьма нужное для тѣхъ женъ, кои, отличаясь какими-либо особенными качествами, или сдѣлавъ что-либо очень полезное /с. 28/ въ кругу семейномъ, или вступивъ въ какія-либо благопріятныя связи, потомъ вслѣдствіе сего теряютъ уваженіе къ мужу, не знаютъ своему вліянію никакихъ мѣръ, и ставятъ себя главою дома, коею, по апостолу, всегда долженъ быть мужъ (Еф. 5, 23). Такая жена, какъ бы ни казалась себѣ и другимъ разумною, и какъ бы, повидимому, ни успѣвала въ своихъ дѣлахъ, не будетъ госпожею множества, не составитъ прочнаго счастія для своего дома и рода: ибо Господь гордымъ противится (Іак. 4, 6)!

Подобно Саррѣ, и еще очевиднѣйшій подвигъ въ разрѣшеніи неплодства посредствомъ вѣры и молитвы совершила, потомъ, во времена судей, Анна, мать пророка Самуила. Что Самуилъ былъ сынъ ея молитвъ, объ этомъ прямо говорить свящ. исторія (1 Цар. 1, 17); но мы не погрѣшимъ противъ сей исторіи, если скажемъ, что ея же молитвы были причиною, что сей сынъ былъ — не кто другой, а Самуилъ! Надобно только прочесть въ книгѣ Царствъ, какъ молилась сія св. жена о разрѣшеніи ея неплодства, — и тотчасъ видишь, что такихъ необыкновенныхъ молитвъ и плодъ не могъ быть обыкновеннымъ (тамъ же, 10-16).

Но не будемъ предупреждать порядка временъ. Невѣстка Сарры, жена Исаака, Ревекка, дивна своимъ вниманіемъ къ путямъ Промысла касательно судьбы своихъ дѣтей. Нося во чревѣ двухъ близнецовъ, она почувствовала въ себѣ борьбу ихъ, — и чрезъ откровеніе узнала, что отъ нея произойдутъ два родоначальника, изъ коихъ большій поработаетъ меньшему. Послушная горнему указанію, св. жена не остановилась на этомъ. Видя подтвержденіе его въ характерѣ дѣтей, она благоразумною хитростію исправила погрѣшность мужа, и вопреки пристрастію его къ старшему сыну, умѣла низвести благословеніе первородства на младшаго — достойнаго. Поступокъ въ прямомъ своемъ значеніи неудобоприкладный къ нашимъ нравамъ, ибо у насъ нѣтъ патріархальнаго благословенія для первородныхъ, — но по духу своему весьма поучительный для матерей. Кто не знаетъ, какъ нужно заранѣе узнавать природныя наклонности, а вмѣстѣ съ тѣмъ и природное предназначеніе дѣтей? Отъ этого зависитъ нерѣдко судьба семействъ и цѣлыхъ поколѣній. Но никто не можетъ сдѣлать сего лучше матери. Ея дѣло по сему самому слѣдить за свойствомъ дѣтей; ея же дѣло и /с. 29/ направлять, когда нужно, по примѣру Ревекки, волю отца касательно предназначенія дѣтей къ тому или другому роду жизни и занятій. Матери въ семъ отношеніи могутъ быть истолковательницами путей Промысла. Только важное дѣло сіе должно быть совершаемо матерями не по собственному какому-либо пристрастію, — не по желанію властвовать въ домѣ и распоряжать судьбою дѣтей, а подобно Ревеккѣ, въ духѣ вѣры и чистой любви къ дѣтямъ: иначе лучше предоставить все сіе дѣло одному отцу.

Въ Саррѣ, Аннѣ, Ревеккѣ видны добродѣтели болѣе семейныя, хотя и онѣ имѣли вліяніе на отдаленное потомство, даже на судьбу самой Церкви. Хотите ли, братіе, видѣть женъ, дѣйствующихъ въ кругѣ жизни общественной. куда вводятся онѣ иногда самимъ Богомъ для показанія, что въ Его десницѣ и слабая жена становится крѣпльшею мужей? Примѣромъ таковыхъ женъ во времена Моисея была сестра его Маріамъ, во времена судей — Деввора, во времена царей Израилевыхъ — Олда и Юдиѳь.

Маріамъ предводила ликомъ израильтянокъ, когда онѣ воспѣвали благодарственную пѣснь Богу за чудесный переходъ Чермнаго моря. Взя же Маріамъ пророчица, такъ пишется въ книгѣ Исхода, тимпанъ въ руцѣ свои, и изыдоша вся жены въ слѣдъ ея со тимпаны и лики; преднача же имъ Маріамъ глаголющи: поимъ Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 20. 21)! Такимъ образомъ, прекрасный даръ, который украшаетъ многихъ изъ нынѣшнихъ женъ, — пѣть и играть на инструментахъ, сестра Моисея умѣла употребить на прекраснѣйшее дѣло всенароднаго прославленія имени Божія? Что препятствуетъ женамъ употреблять — въ своемъ кругу — сей даръ подобнымъ образомъ и нынѣ? Менѣе ли древнихъ израильтянъ отечество наше видѣло надъ собою благодѣяній Божіихъ? Менѣе ли для души и чувства будетъ пищи, для дружескихъ собраній воодушевленія, если вмѣсто бездушныхъ и душетлѣнныхъ пѣсней, приводящихъ въ страсть и поющую и слушающихъ, предметомъ домашняго пѣнія и игръ на инструментахъ сдѣлаются гимны духовные, прославленіе чудесъ и благодѣяній Божіихъ? Знаю, что, говоря такимъ образомъ, я покажусь для нѣкоторыхъ страннымъ; но пусть сами вникнутъ получше въ дѣло, и увидятъ, какъ изящныя искусства далеко уклонились у насъ отъ истинной /с. 30/ цѣли, и какой отсюда вредъ для нравственности, даже для самыхъ искусствъ: ибо истинное искусство, подобно истинному знанію, живетъ и питается не землею, а небомъ.

Вѣроятно, Маріамъ помогала Моисею не однимъ ликоначальствомъ надъ женами въ общественныхъ собраніяхъ; ибо писаніе называетъ ее пророчицею (Исх. 15, 20). Не смотря на это, Промыслъ показалъ въ Маріамѣ, какъ жена, и въ званіи пророчицы, не должна выступать изъ своего круга и восхищать себѣ не принадлежащаго. Однажды Маріамъ дерзнула вмѣстѣ съ братомъ Аарономъ возглаголать на Моисея, пререкая правамъ его на особенную честь предъ народомъ (Числ. 12, 1-16). Проступокъ, повидимому, былъ не великій, — ибо происходилъ болѣе отъ недоразумѣнія, нежели отъ злости, — при томъ общій сестрѣ и брату; но Аарону, предварившему судъ покаяніемъ, вмѣсто наказанія былъ одинъ строгій упрекъ, а Маріамъ, умедлившая раскаяться, подпала ужасной семидневной проказѣ. Да не забываютъ сего тѣ, впрочемъ, благія жены, кои, участвуя какимъ-либо особеннымъ образомъ въ устроеніи блага Церкви, дерзаютъ потомъ усвоять себѣ право располагать ея судьбою, и въ случаѣ разногласія ихъ мнѣній съ ходомъ дѣлъ, позволяютъ себѣ глаголать, подобно Маріамѣ, на самыхъ Моисеевъ. Такое самозабвеніе и посягательство сами по себѣ суть уже признакъ духовной нечистоты и проказы, отъ коей надобно очиститься строгимъ покаяніемъ. Дѣлай и трудись для Церкви, но не думай господствовать надъ домомъ Божіимъ, у коего есть свои, Богомъ данные, приставники.

Девворѣ суждено было свыше быть судьею и матерію (Суд. 5, 7) всего Израиля; и она исполнила вѣрно свое великое предназначеніе. Но смиреніе и скромность жены не оставляли Деввору и въ званіи народоправительницы. Узрѣвъ въ Варакѣ способность быть защитникомъ отечества, она тотчасъ хотѣла на него возложить тяжесть народодержавства: только малодушіе его принудило скромную жену выйти съ нимъ на поле брани. Величественная пѣснь, воспѣтая Девворою послѣ побѣды, доселѣ свидѣтельствуетъ, какъ среди земнаго величія далека была она отъ земной гордости (Суд. 5, 1-32).

Третья изъ ветхозавѣтныхъ женъ, дѣйствовавшихъ въ кругѣ общественномъ, есть Олда, или Олдана. Она пред/с. 31/ставляетъ разительный примѣръ, какъ жена, не смотря на слабость пола своего, можетъ сосредоточить въ себѣ все, что есть лучшаго въ цѣломъ отечествѣ, и служить посредницею между землею и небомъ (2 Пар. 34, 22-28). Деввора была такою, когда у Израиля не было ни царя, ни судіи: а Олда жила въ такое время, когда у Израиля былъ царь и притомъ — Іосія, былъ первосвященникъ и притомъ — Хелкія (4 Цар. 22, 8): и однако же, и этотъ царь, и сей первосвященникъ ходили къ Олдѣ за откровеніемъ воли Божіей! Такъ у Бога нашего и въ семъ отношеніи нѣтъ пріятія лицъ: кто святѣе, мужъ ли, жена ли, тотъ и ближе къ Нему. Непріятна была воля Божія, которую Олдѣ надлежало возвѣстить; но дивная жена небоязненно возвѣстила ее и царю, и первосвященнику.

Что касается до Юдиѳи, то величіе ея такъ необыкновенно, что объ ней скорѣе надобно упомянуть для удивленія, нежели для подражанія. Рѣшившись употребить тѣлесную красоту свою на защиту отечественнаго города, Юдиѳь простерла самоотверженіе до послѣднихъ предѣловъ, такъ что одна черта отдѣляла ее самую отъ опасности грѣха. Водясь вѣрою, она умѣла пройти невредимо надъ бездною и, не повредивъ себѣ, спасти отечество: но обыкновенная добродѣтель могла бы въ семъ случаѣ сто разъ пасть сама. Посему-то я и называю геройство Юдиѳи достойнымъ болѣе удивленія, нежели подражанія. Кто хочетъ болѣе ознакомиться съ сею необыкновенною женою и ея безпримѣрнымъ поступкомъ: тотъ пусть прочтетъ самую книгу, носящую ея имя: тамъ увидитъ онъ между прочимъ, съ какою радостію поспѣшила Юдиѳь въ свой мирный домашній кругъ тотчасъ по окончаніи необыкновеннаго подвига, и какъ мало занимала ея тѣлесная красота, послѣ того какъ ею спасено отечество (Іуд. 16, 22).

Изъ частныхъ женъ, отъ Моисея до плѣна Вавилонскаго, преимущественное вниманіе заслуживаютъ Руѳь, праматерь Давида, и вдовица Сарептская, у коей жилъ Илія пророкъ.

Въ цѣлой всемірной исторіи трудно отыскать примѣръ любви семейной трогательнѣе того, какой представляетъ Руѳь. Свекровь ея Ноемминь, желая блага овдовѣвшей невѣсткѣ, хотѣла, чтобы она осталась въ своемъ племени, и не возвращалась съ нею въ Іудею, изъ коей выгналъ ихъ /с. 32/ на время голодъ. Что же Руѳь? Не срящи мене то, отвѣчала она, еже оставити тебе, или обратитися мнѣ отъ тебе, но идѣже идеши ты, и азъ пойду, и идѣже водворишися ты, водворюся и азъ: людіе твои людіе мои, Богъ твой Богъ мой; и идѣже аще умреши, умру, и тамо погребуся (Руѳ. 1, 16. 17). Такимъ прекраснымъ словамъ и чувствамъ соотвѣтствовала и вся жизнь Руѳи, за что она изъ язычницы удостоилась содѣлаться праматерію Давида, а чрезъ него — и Самого Спасителя міра.

О вдовицѣ Сарептской далъ свидѣтельство Самъ Господь, когда сказалъ, что многи вдовицы бѣша во дни Иліины во Израили, и ни ко единой ихъ посланъ бысть Иліа, токмо въ Сарепту Сидонскую къ женѣ вдовицѣ (Лук. 4, 25. 26). Великое предпочтеніе заслужила она между прочимъ тѣмъ, что, не смотря на свою крайнюю бѣдность, имѣла столько вѣры, что рѣшилась пропитать во время глада пророка. За это чванецъ елея и горсть муки пшеничной не оскудѣли у ней во все время глада, — и надъ нею уже начинало исполняться то, что потомъ замѣчалъ въ себѣ Павелъ: яко нищи, а многихъ богатяще (2 Кор. 6, 10). — А нынѣ, братіе, о многихъ людяхъ надобно сказать, къ сожалѣнію, противное: вся, повидимому, имуще, а ничтоже содержаще (2 Кор. 6, 10). Это тѣ, кои, имѣя блага многа лежаща на лѣта долга, затворяютъ утробу свою при видѣ брата требующа (1 Іоан. 3, 17), богатѣютъ въ себя, а не въ Бога (Лук. 12, 21), пріобрѣтаютъ такимъ образомъ повидимому весь міръ, а теряютъ — душу (Мат. 16, 26)! Думаютъ, обыкновенно, что у нихъ все еще мало; боятся, благотворя другимъ, обидѣть себя: а того не помнятъ, что рука дающаго убогимъ не оскудѣетъ (Притч. 28, 27)!

И времена плѣна Вавилонскаго, какъ ни несчастны были для евреевъ, украшались однакоже не одними великими мужами, а и святыми женами, такъ что самые язычники говорили: кто презритъ людей сихъ, иже имутъ у себя женъ таковыхъ (Іуд. 10, 19)? — Тогда для еврея главная добродѣтель была сохранить въ чужой землѣ вѣрность Богу отцевъ. Эсѳирь не только сохранила ее, но и жертвовала для нея жизнію. Промыслъ далъ ее въ жену Артаксерксу, царю персидскому, а онъ, наущенный врагами іудеевъ, далъ повелѣніе избить сей народъ по всему царству. Никто дотолѣ /с. 33/ не зналъ, что Эсѳирь — іудеянка; тутъ еще болѣе было причинъ скрыть свое происхожденіе. А Эсѳирь здѣсь-то и открыла его, — съ явною опасностью жизни, только бы спасти народъ свой, — и спасла! Святое дерзновеніе царственной жены подвигло на милость сердце царево, и погибель, приготовленная народу Божію, пала на главы враговъ его, а поступокъ Эсѳири сдѣлался предметомъ ежегоднаго торжества для всего народа израильскаго (Эсѳир. 9, 19-31).

Сусанна прославилась мужествомъ другаго рода — борьбою за свое цѣломудріе. Что нужнѣе сея добродѣтели для женъ? — Безъ цѣломудрія жена есть сосудъ погубленъ (Псал. 30, 13). Въ цѣломудріи самое существо жены. Сусанна, не смотря на нечистоту нравовъ у язычниковъ, между коими жила, твердо знала это, и еще тверже хранила. Обольстители поставили ее въ крайность — избрать утѣхи любви преступной, или — смерть! Юная израильтянка немедленно избрала — смерть! Но Господь не попустилъ потерять жизни той, которая готова была отдать ее за свою невинность.

Прекраснымъ воспоминаніемъ цѣломудренной Сусанны можно бы заключить и все воспоминаніе ветхозавѣтныхъ женъ, если бы не представлялось еще одно лице изъ временъ Маккавейскихъ, коего примѣръ особенно нуженъ для женъ новаго завѣта. Въ самомъ дѣлѣ, братіе, женамъ христіанскимъ мало имѣть обыкновенныя добродѣтели: вѣрность Богу, отечеству, супругу, скромность, благоразуміе и чистоту; отъ нихъ, — какъ и отъ мужей, какъ и отъ всѣхъ послѣдователей Христовыхъ, — требуется еще, чтобы онѣ, когда потребуетъ долгъ, умѣли оставлять все — супруга, дѣтей и весь міръ для Бога. Сея-то высокой добродѣтели видимъ примѣръ въ чудной женѣ временъ Маккавейскихъ. Свирѣпый Антіохъ умучилъ предъ ея очами семерыхъ дѣтей ея, принуждая ихъ къ идолопоклонству. Какое зрѣлище для сердца матери! Между тѣмъ она, вмѣсто слезъ, или жалобъ, или потери чувствъ, какъ это послѣдовало бы съ матерію обыкновенною, — сама коегождо ихъ увѣщаваше на мученіе отеческимъ гласомъ (2 Мак. 7, 21). Наконецъ остался одинъ. Самые мучители остановились; самъ царь просилъ ее, да будетъ юношѣ совѣтница на спасеніе (ст. 25). И обезчадствованная матерь обѣщала совѣтовать; что же усовѣтовала? — Сыне, воскликнула она, помилуй мя, носившую тя во чревѣ /с. 34/ девять мѣсяцей, и млекомъ питавшую тя лѣта три; молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже въ нихъ видящихъ уразумѣеши, яко отъ несущихъ сотвори сія Богъ; и человѣчь родъ тако бысть. Не убойся убо плоторастерзателя сего, но достоинъ бывъ братіи твоея, воспріими смерть, да въ милости съ братіею твоею воспріиму тя (Мак. 7, 28-30). Мученическій вѣнецъ не замедлилъ послѣ сихъ словъ сойти на главу сына и матери. — Сойдетъ, сойдетъ драгоцѣнный вѣнецъ сей и на главу всякой матери, которая тамъ, гдѣ нужно, въ состояніи будетъ отказаться, ради Бога и Его святаго закона, отъ любви плотской къ дѣтямъ. Ибо не среди однихъ гоненій можно приносить такую жертву. Рѣдкая матерь не встрѣчаетъ случаевъ, гдѣ любовь къ дѣтямъ борется съ любовію къ Богу. Да не предпочитаетъ временнаго блага дѣтей вѣчному, да будетъ готовою видѣть ихъ лучше мертвыми плотію, нежели умершими духомъ, — и она поступитъ по чину жены Маккавейской!

Обратимся теперь ко всему сонму св. женъ ветхозавѣтныхъ. Что видимъ во всѣхъ ихъ? Всѣ онѣ, по выраженію Апостола, свидѣтельствовани быша во-первыхъ вѣрою (Евр. 11, 2); жили не столько плотію, сколько духомъ, не столько въ видимомъ и настоящемъ, сколько въ невидимомъ и будущемъ. Любили супруговъ, дѣтей, отечество, но главнымъ предметомъ любви ихъ былъ Богъ и обѣтованный Избавитель міра. Изъ сея-то небесной любви проистекло въ нихъ все великое, чѣмъ онѣ прославились на весь міръ.

Во-вторыхъ, всѣ св. жены были весьма свободны отъ суетныхъ обычаевъ женскихъ, украшая себя, по Апостолу, не плетеніемъ власовъ и уборомъ головы, не обложеніемъ злата и лѣтотою риза, а кроткимъ и молчаливымъ духомъ, потаенымъ сердца человѣкомъ (1 Петр. 3, 3. 4), то есть, сердечными совершенствами. Ничего не можетъ быть почтеннѣе жены, украшенной такимъ образомъ: она украшаетъ собою самую бѣдность. Напротивъ, никакое злато и роскошь не могутъ прикрыть гордаго и строптиваго нрава; никакая вода драгоцѣнныхъ камней не замѣнитъ чистоты цѣломудреннаго взора и сердца.

Въ-третьихъ, всѣ св. жены оказывали глубокое повиновеніе своимъ мужамъ. Сама Сарра, какъ мы видѣли, послу́шаше Авраама, господина того зовущи (1 Петр. 3, 6). /с. 35/ Мужъ глава женѣ, данная Самимъ Богомъ: посему искать главенства на землѣ, значитъ для жены — идти вопреки явной волѣ Божіей. — На землѣ, говорю, ибо на небѣ есть жена, честнѣйшая Херувимъ и славнѣйшая безъ сравненія Серафимъ.

Всѣ св. жены любили домашній кровъ. Даже тѣ изъ нихъ, кои рукою Промысла изводимы были на поприще общественнаго дѣйствованія, съ радостію спѣшили въ семейный кругъ, когда оканчивали свое дѣло.

Открыть ли вамъ, братіе, наконецъ послѣднюю черту, коею апостолъ Павелъ довершаетъ изображеніе характера всѣхъ святыхъ ветхозавѣтныхъ, какъ мужей, такъ и женъ? — Она состоитъ въ томъ, что всѣ они умерли, не пріявъ обѣтованія, — Богу, прибавляетъ Апостолъ въ изъясненіе, — лучшее что о насъ предзрѣвшу, да не безъ насъ совершенство пріимутъ (Евр. 11, 39. 40). Когда доходишь чтеніемъ до сего мѣста у Апостола, то не знаешь иногда, что думать о немъ. Ибо лучшее, безъ всякаго сомнѣнія, должно принадлежать лучшимъ; а мы, братіе, что значимъ въ сравненіи съ ветхозавѣтными праведниками? — Самые лучшіе изъ насъ не суть ли яко дѣти въ сравненіи съ такими мужами, каковъ Авраамъ, Іовъ и другіе? — Посему, едва ли намъ дано лучшее не потому, что мы — худшіе! Имъ суждено жить во мракѣ сѣней и гаданій потому, что они сами были яко свѣтило въ мірѣ (Фил. 2, 15), способны прогонять современную имъ тьму; а мы поставлены среди полудня благодати, дабы хотя обиліемъ внѣшняго свѣта разсѣяна была наша внутренняя тьма. — Но, какъ бы то ни было, а по внѣшности, состояніе наше далеко превосходитъ состояніе ветхозавѣтныхъ праведниковъ: младенецъ теперь видитъ то, чего желали видѣть и не видѣли всѣ патріархи и пророки.

Что же, братіе, производитъ въ насъ это обиліе свѣта благодатнаго? — Чувствуемъ ли мы свое высокое преимущество быть членами Церкви новозавѣтной и пользуемся ли имъ, какъ должно? Такъ ли твердо вѣруемъ въ Пришедшаго, какъ они вѣровали въ Грядущаго? Такъ ли сильно любимъ Видимаго, какъ они любили Невидимаго? — У Господа нѣтъ лицепріятія; кому много дано, съ того много и взыскивается. Чего же не взыщутъ съ насъ, если мы, пользуясь всѣми дарами благодати, рождаясь, можно сказать, и умирая у /с. 36/ подножія яслей и креста, не будемъ умѣть найти въ нихъ своего спасенія! — Божественное облако свидѣтелей, какъ Апостолъ называетъ ликъ ветхозавѣтныхъ святыхъ, свидѣтельствующее теперь для насъ, не будетъ ли свидѣтельствовать тогда противу насъ? Лотъ скажетъ: я среди Содома могъ сохранить чистоту нравовъ, а они среди собратій по вѣрѣ, подъ сѣнію Церкви и ея пастырей, не могли остаться вѣрными закону Божію. Іовъ скажетъ: я на гноищѣ и въ ранахъ нашелъ въ себѣ столько силъ, чтобы благословлять имя Господне, а они, проводя жизнь большею частію въ тишинѣ и мирѣ, не умѣли быть преданными волѣ Божіей и не роптать на Промыслъ. Іосифъ и Сусанна будутъ обличать тѣхъ, кои погубили свое цѣломудріе; Руѳь будетъ свидѣтельствовать противъ юношей и юнотъ, непокорныхъ родителямъ. Сарра станетъ противъ женъ, невѣрныхъ своимъ мужьямъ. Каждый грѣшникъ найдетъ противъ себя свидѣтеля, и каждая грѣшница свою обличительницу. — Да сохранитъ Господь всѣхъ насъ отъ таковаго свидѣтельства и обличенія, молитвами сихъ же самыхъ свидѣтелей и обличителей! А для сего память ихъ, не на часъ только или на день, — а навсегда, да будетъ со всѣми нами! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 23-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.