Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

«СЪ НАМИ БОГЪ!» БЕСѢДЫ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Слово при началѣ поста предъ Рождествомъ Христовымъ. Огласительное.

Пророкъ, предвидя нѣкогда особенное посѣщеніе Божіе народу израильскому и замѣчая неспособность сего народа къ достойному срѣтенію грядущаго Господа, торжественно взывалъ вслухъ всѣхъ: уготовися срѣсти Бога твоего, Израилю (Амос. 4, 12, по евр. подлиннику). Не знаемъ заподлинно, какое посѣщеніе Божіе имѣлъ при семъ въ виду пророкъ іудейскій; но въ чемъ бы ни состояло оно, и какъ бы ни было велико и благотворно, никакъ не можетъ сравниться съ тѣмъ безпримѣрнымъ посѣщеніемъ, коимъ посѣтилъ всѣхъ насъ Господь, сошедъ на землю и принявъ на Себя плоть нашу. Посему св. Церковь, видя приближеніе великаго празднества въ память сего необыкновеннаго посѣщенія, и не видя въ насъ, чадахъ своихъ, духовной чистоты и благолѣпія, необходимыхъ для срѣтенія великаго Посѣтителя душъ и сердецъ, подобно пророку, начала возглашать къ намъ: Христосъ съ небесъ, срящите! Возглашеніе, достойное всего нашего вниманія: ибо, если пришествіе царя земнаго всегда предваряется распоряженіями къ срѣтенію его; то кольми паче пришествіе Царя небеснаго! Цари земные, какъ бы ни были могущественны и мудры, не могутъ видѣть всего, могутъ не видѣть многаго, худаго и отвратительнаго. Царь небесный узритъ все; предъ Нимъ — вся нага и объявлена (Евр. 4, 13): Онъ испытуетъ самыя глубины сердецъ. Посему, готовясь къ срѣтенію Его, надобно не сокрыть только /с. 6/ худое, не повалить только безобразное, — а истребить и уничтожить. Для слабости нашей это дѣло немалое, еще большее — для нашего пристрастія къ міру, — къ самымъ нечистотамъ нашимъ. Посему и времени на приготовленіе дается не мало: цѣлыхъ четыредесять дней! Въ столько времени Моисей успѣлъ принять на Синаѣ изъ устъ Божіихъ весь законъ (Исх. 24, 18): мы ли не успѣемъ принять нужныхъ для каждаго изъ насъ заповѣдей? — Въ столько времени Илія могъ измѣрить неоднократно стопами своими всю землю Израилеву отъ Дана до Вирсавіи (3 Цар. 19, 8): мы ли не возможемъ прейти черту, отдѣляющую насъ отъ жизни благой и христіанской? Въ столько времени Спаситель побѣдилъ всѣ искушенія сатаны въ пустынѣ (Матѳ. 4, 1-11): для насъ ли, при помощи благодати Его, не возможно будетъ побѣдить нѣсколько прихотей или привычекъ? — Нѣтъ, братіе, Церковь надѣется о насъ лучшаго (Евр. 6, 9). Какъ ни велики въ другое время разсѣянность наша и міролюбіе: но теперь, съ приближеніемъ великаго праздника, она уповаетъ, что мы, подобно разсѣяннымъ воинамъ, соберемся подъ ея знамена, станемъ на стражѣ спасенія, устремимъ мысли и желанія къ Виѳлеему, и начнемъ приготовлять душу и сердце къ достойному срѣтенію грядущаго съ небесъ Господа. Чтобы облегчить для насъ сіе святое дѣло, Церковь матернею рукою сама сложила съ насъ половину тяжести, заповѣдавъ постъ. Она знаетъ, что чрево есть главный врагъ нашъ, — и потому заранѣе посадила на цѣпь сего льстиваго, но ужаснаго звѣря. Если, начавъ духовное шествіе къ Виѳлеему такъ благовременно, не успѣемъ явиться съ пастырями у яслей; если, и при руководствѣ поста, совратимся съ пути истиннаго къ Ироду и его клевретамъ: то это будетъ уже не ея, а наша вина, — это знакъ, что мы сами въ заговорѣ со врагомъ нашего Спасителя, что мы — живи уловлены отъ него въ свою его волю (2 Тим. 2, 26).

Итакъ, уготовися срѣсти Бога твоего, Израилю! Воспрянь, душа вѣрующая, и осмотри, что въ твоей жизни есть нечистаго и недостойнаго, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить. Есть ли въ тебѣ какая-либо скверна плотская, — очисти ее ради чистоты Святаго Святыхъ; есть ли какой-либо раздоръ, брань или ненависть, — погаси ее изъ любви къ грядущему Начальнику мира; есть ли надменіе /с. 7/ или гордость и презорство, — подави и это въ честь смиреннаго Отрочати виѳлеемскаго. Уготовися и осмотрись каждый, ибо Господь грядетъ ко всѣмъ! Обозри все — душу и тѣло, умъ и сердце: ибо Господь будетъ вездѣ, узритъ все; нѣтъ ли въ умѣ мыслей неправыхъ о вѣрѣ, ея заповѣдяхъ и обѣтованіяхъ; нѣтъ ли въ волѣ наклонностей худыхъ, приверженности къ міру и его благамъ суетнымъ; нѣтъ ли въ воображеніи образовъ нечистыхъ и срамныхъ, въ памяти — дѣяній студныхъ и примѣровъ губительныхъ, въ сердцѣ — похотей вреждающихъ. Не вѣрь въ семъ отношеніи собственному суду и разумѣнію; возьми свѣтильникъ слова Божія и пройди съ нимъ всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь былъ чистъ: ибо ты весь омытъ нѣкогда благодатію Духа; надобно, чтобы ты весь сіялъ златомъ любви къ Богу и ближнимъ: ибо ты купленъ дорогою цѣною — кровію Сына Божія! Впрочемъ Родившійся, вмѣсто твоихъ даровъ, обогатитъ тебя Своими; только не приноси къ яслямъ Его съ собою міра и его похотей, а явись съ сердцемъ сокрушеннымъ и духомъ смиреннымъ.

Точно, подумаетъ кто-либо, надлежало бы много готовиться къ наступающему празднеству, если бы въ продолженіе его дѣйствительно Самъ Спаситель нашъ благоволилъ сойти къ намъ на землю и посѣтить насъ. Но Онъ, разъ сошедши на землю, теперь всегда на небѣ. Наступающее празднество состоитъ изъ одного воспоминанія бывшаго нѣкогда рожденія по плоти Господа: много ли нужно для воспоминанія?

Много ли, мало ли, не будемъ спорить о томъ, возлюбленный! — Но, конечно, не столько, чтобы вовсе не думать о наступающемъ праздникѣ, то есть, о томъ, для чего родился Спаситель нашъ и что намъ должно дѣлать вслѣдствіе Его божественнаго рожденія; — конечно, не столько, чтобы ограничить всю дѣятельность свою предъ праздникомъ покупкою роскошныхъ снѣдей, приготовленіемъ новыхъ одеждъ и украшеній; — не столь мало, чтобы ради праздника заняться изобрѣтеніемъ однихъ увеселеній и забавъ, часто вовсе богопротивныхъ, и всегда суетныхъ и опасныхъ для души. Такое приготовленіе можетъ послужить не къ воспоминанію рождества Спасителя, а развѣ къ увѣковѣченію памяти плотоугодія Иродова.

/с. 8/ Ты хочешь ограничиться въ наступающій праздникъ однимъ воспоминаніемъ рождества Христова? — Приготовься же хотя къ воспоминанію; прочти со вниманіемъ или прослушай повѣствованія евангелистовъ о рожденіи Спасителя твоего, и размысли о всѣхъ обстоятельствахъ сего преславнаго событія. Приготовься! — Ибо, какъ много между нами такихъ, кои не въ состояніи отпраздновать рожденіе своего Спасителя даже однимъ — основательнымъ — воспоминаніемъ! кои, если бы іудей или магометанинъ спросилъ у нихъ, — какъ родился Спаситель твой, въ честь Коего празднуешь, не въ состояніи дать отвѣта! — Самое распространеніе свѣта наукъ между всѣми сословіями не спасаетъ многихъ отъ сего грубаго и постыднаго невѣдѣнія. Увы, мы нерѣдко знаемъ до подробности, гдѣ и какъ родился и воспитывался Аристотель, Виргилій, Конфуцій, а не знаемъ, что было съ нашимъ Спасителемъ!...

Между тѣмъ и одно воспоминаніе рожденія Спасителя, если только оно будетъ происходить надлежащимъ образомъ, поведетъ необходимо ко многому, истинно спасительному. Ибо, разсудите сами, можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши, своихъ убранствъ, на кои истощаются труды и потъ подручныхъ намъ? Можно ли воспомянуть смиреніе божественнаго Отрочати, и не содрогнуться отъ своей гордости, надменія и тщеславія, для коихъ у насъ часто нѣтъ никакихъ предѣловъ? Можно ли воспомянуть бѣгство во Египетъ отъ жестокаго Ирода, и не почувствовать новаго мужества къ перенесенію несправедливостей міра? Сыны Израиля, сидя на рѣкахъ Вавилонскихъ, находили нѣкогда всѣ побужденія жить свято между язычниками, когда воспоминали о своемъ Сіонѣ (Псал. 136, 1): христіанинъ ли не найдетъ побужденій къ чистой и святой жизни, воспоминая о своемъ Спасителѣ?

Итакъ, думающій ограничиться въ наступающій праздникъ однимъ воспоминаніемъ рождества Христова, — ограничься, если можешь, предѣлами памяти (Отрочати виѳлеемскому не впервые будетъ почивать на маломъ пространствѣ); но уступивъ Ему сію малость, дай всю свободу надъ нею: пусть память твоя вся займется Имъ и Его смиреніемъ; и ты увидишь, какъ она сама не вмѣститъ Его, передастъ уму, /с. 9/ потомъ сердцу, — и какъ вся душа твоя обратится въ храмину виѳлеемскую.

Но, братіе, я оставилъ бы въ заблужденіи васъ и себя, если бы допустилъ, что празднества въ честь нашего Господа состоятъ изъ одного воспоминанія событій, съ Нимъ послѣдовавшихъ. Какъ ни нужно и какъ ни плодоносно можетъ быть такое воспоминаніе, но оно только начало дѣла, одно приготовленіе къ празднованію. Истинное же празднованіе всякаго празднества Христова должно состоять изъ дѣйствительнаго повторенія надъ нами того, что было съ нашимъ Спасителемъ. Не время теперь объяснять подробно сію великую истину и показывать, какимъ именно образомъ Спаситель нашъ можетъ и долженъ въ насъ духовно зачинаться, рождаться, крещаться, преображаться, умирать за насъ и воскресать въ насъ и для насъ. Если угодно будетъ Господу, мы побесѣдуемъ о каждомъ изъ сихъ предметовъ въ свое время. Теперь же, сообразно нашей цѣли, довольно указать въ Св. Писаніи на тѣ мѣста, изъ коихъ неоспоримо видно, что Іисусъ Христосъ долженъ родиться не въ одномъ Виѳлеемѣ, а и въ сердцахъ нашихъ. Это во-первыхъ обѣщаетъ Онъ Самъ, когда говоритъ: любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и къ нему пріидемъ и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 21. 23). Ту же истину многократно и многообразно засвидѣтельствовали Его св. Апостолы. Такъ, Павелъ, желая ефесскимъ ученикамъ своимъ сдѣлаться истинными христіанами, молитъ для сего Бога о томъ, чтобы Іисусъ Христосъ вселился вѣрою въ сердцахъ ихъ (Ефес. 3, 17). Подобнымъ образомъ болѣзновалъ онъ и о галатскихъ христіанахъ, дондеже вообразится въ нихъ Христосъ (Гал. 4, 19). И о себѣ самомъ, какъ примѣрѣ и образцѣ, коему должно подражать, говорилъ, что живетъ не ктому онъ, а живетъ въ немъ Христосъ (тамъ же, 2. 20). Послѣ сего сомнѣваться въ дѣйствительномъ вселеніи Спасителя въ сердцахъ нашихъ, значило бы сомнѣваться въ самомъ евангеліи и вѣрѣ.

Если же такъ, то судите сами, братіе, какое приготовленіе нужно для насъ къ наступающему празднику! И можно ли почесть его слишкомъ рановременнымъ или великимъ? — Ахъ, Царь небесный грядетъ къ намъ съ престола славы, изъ нѣдръ Отца, а мы будемъ разсчитывать, чтобы не сдѣлать лишняго шага во срѣтеніе Ему! Онъ хочетъ придти /с. 10/ и вселиться въ насъ, управлять нами и усвоить Себѣ на вѣки; а мы будемъ ограничиваться воспоминаніемъ Его, или одними поклоненіями Ему, какъ поступаемъ при встрѣчѣ съ какимъ-либо великимъ знакомцемъ? — Нѣтъ, братіе, не за тѣмъ Господь и Спаситель нашъ сошелъ на землю; такой союзъ съ Нимъ не возведетъ насъ на небо. Для сего надобно соединиться съ Нимъ всѣмъ существомъ своимъ, надобно дать Ему вселиться въ умѣ и сердцѣ нашемъ, необходимо начать жить Его пресвятою жизнію. Онъ принялъ плоть нашу, а мы должны принять и пресвятую плоть и всесвятый Духъ Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединеніе съ нашимъ Господомъ доставитъ намъ тотъ миръ и то благоволеніе, тотъ свѣтъ и ту жизнь, кои потеряны нами въ Адамѣ первомъ, и возвращаются теперь отъ лица Адама втораго.

Итакъ, уготовися срѣсти Бога твоего, духовный Израилю! Благоукрасися, умный Виѳлееме! Отверзися, сердечный Эдеме! Господь близъ (Филип. 4, 5), звѣзда надъ главою, Дѣва и волхвы на пути! Не замедли и ты, душа вѣрующая! — Можетъ быть, это послѣднее въ отношеніи къ тебѣ явленіе твоего Спасителя на землѣ, и ты уже не узришь Его болѣе во яслехъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 5-10.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.