Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

X письмо
къ терпящему скорби при помощи чтенія слова Божія: о простотѣ; жизнь по вѣрѣ; разумѣніе Евангельскихъ заповѣдей.

Какой сладостный плодъ пожинаютъ погружающіеся умомъ и сердцемъ въ слово Божіе, повѣряющіе по глаголамъ Небесной Премудрости опыты своего земного странствованія! Таковые достигаютъ того духовнаго единенія, котораго желалъ отъ вѣрующихъ во Христа Апостолъ Христовъ. «Молю вы братіе, — писалъ онъ имъ, — да будете утвержденни въ томъ же разумѣніи и въ той же мысли». Сбытіе этихъ словъ я ощущалъ въ себѣ, когда читалъ Ваши строки. Ихъ излило сердце, пронзенное многими скорбями, нашедшее отраду въ язвахъ Іисуса! Оно проницательнѣе глядитъ въ будущность, оно яснѣе видитъ Промыслъ Божій, истинное назначеніе человѣка, ничтожность, быстрое исчезаніе всего времяннаго, суетнаго. Читая Ваши строки, я какъ будто размышлялъ самъ съ собою. Давно не видимся другъ съ другомъ, не бесѣдуемъ лицемъ къ лицу, пишемъ другъ къ другу не часто, а сближаемся, болѣе и болѣе! Вотъ плодъ ученія Христова. — Письмо Ваше сказало мнѣ, что Вы часто прибѣгаете къ слову Божію и молитвѣ, просвѣщающимъ человѣка. По мыслямъ, которыя рождаются въ душѣ, можно узнавать, какія впечатлѣнія на нее дѣйствуютъ! Принимайте слова мои съ простотою сердца: я ихъ произношу отъ искренняго сердца. Въ словахъ моихъ не найдете ничего льстиваго! Льстящіе льстятъ для того, чтобъ уловить, насмѣяться, повредить. Нѣтъ! не имѣю этой гнусной, адской цѣли! Говорю для истины, для любви: языкъ ихъ такъ отличенъ отъ языка, которымъ говоритъ льстивое и лживое человѣкоугодіе!

Какое условіе Христіанской простоты? Послѣдованіе закону Божію. Добродѣтельный и благонамѣренный не нуждается представляться таковымъ; напротивъ того, кто любитъ грѣхъ, чья воля въ грѣхѣ, тому нужна личина. Простоту раждаетъ вѣра. Вѣрующій идетъ путемъ жизни, надѣясь на Промыслителя своего, какъ говоритъ Писаніе: «Ходяй просто, ходитъ надѣяся». Невѣрующій невидитъ Божественнаго Промысла; — думаетъ, что судьба его зависитъ отъ ухищреній его разума; — заключая всѣ блага въ однихъ благахъ земныхъ, стремясь исключительно къ нимъ, онъ лукавствуетъ мыслію, словомъ, дѣломъ! Чѣмъ болѣе будемъ углубляться въ Слово Божіе, чѣмъ болѣе будемъ возрастать возрастомъ духовнымъ, тѣмъ болѣе будемъ убѣждаться, что приблизиться къ Богу невозможно иначе, какъ простотою. Въ простотѣ — и вѣра, и чистота совѣсти, и образъ мыслей, назданный заповѣданіями Вышняго. Одни простосердечные способны преуспѣвать духовно: «въ душу злохудожную не внидетъ Премудрость», говоритъ Писаніе. Простосердечные подвергаются страданіямъ? Не безъ причины же, небесный Вертоградарь отребляетъ лозы Свои! Онъ видитъ способность ихъ къ плодоносію. Вѣтвь безплодная не привлекаетъ къ себѣ Его вниманія и заботъ до той поры злощастной, какъ придетъ время отрѣзать ее и выкинуть изъ виноградника, Такія вѣтви подбираются нищими земли для топлива! Подъ именемъ нищихъ, разумѣю лишенныхъ всякаго блага бѣсовъ, заботящихся, чтобъ ихъ вѣчная печь горѣла жарче. — Знаменательны приведенныя Вами слова Спасителя: «еже твориши, сотвори скоро». Такой же обширный смыслъ имѣетъ и молчаніе Христово предъ судіями беззаконными, судившими для того, чтобъ непремѣнно обвинить, чтобъ найти какой-нибудь предлогъ обвиненія праведнаго для исполненія злобнаго замысла, давно замышляемаго въ сердцѣ преступномъ, злобномъ и лукавомъ. Посреди этого Божественнаго молчанія возгремѣли въ наставленіе наше слова Спасителя къ Пилату, слова тихія по наружности, но страшныя, какъ громъ и молнія, по смыслу: «Не имаши власти ни единыя на Мнѣ, аще не быти дано свыше». Какое глубокое и обширное наставленіе для страдающихъ о Христѣ, научающее ихъ смотрѣть на своихъ Пилатовъ, какъ-бы на бездушное орудіе Промысла Божія, подающаго возлюбленному Своему чашу Христову, залогъ блаженства вѣчнаго со Христомъ. Здѣсь, на землѣ, совершается уже отдѣленіе пшеницы отъ плевеловъ, производится Божій судъ надъ ними. Послѣдователь Христовъ страждетъ въ великодушномъ молчаніи, познавая крестомъ Христа, а Пилатъ съ холодностію вопрошаетъ о Истинѣ, не думая и не желая знать о Ней, потому что не хочетъ даже выслушать, дождаться отвѣта. Между тѣмъ Сама Истина — Христосъ ему предстоитъ въ смиреніи и высокимъ молчаніемъ сказуетъ о Себѣ. «Удивися разумъ мой отъ Тебе», молитвенно взывалъ къ Богу святый Давидъ; удивится Евангелію и его глубокому ученію, ученію Божественному Христіанинъ, читающій его съ вѣрою и чистотою совѣсти, при озареніи Свыше. Живыя жизнію, заимствованною отъ ветхаго Адама по закону чадородія, находятся въ состояніи паденія; это состояніе свое доказываютъ непрестаннымъ самообольщеніемъ, почитая землю, мѣсто своего изгнанія — мѣстомъ наслажденій безконечныхъ. Новый Адамъ — Христосъ Крестомъ спасаетъ падшихъ: умерщвляется жизнь паденія отъятіемъ наслажденій; а изъ нѣдръ этой смерти возникаетъ жизнь о Христѣ, находящая наслажденіе въ лишеніяхъ. Отсюда преселяется человѣкъ мыслями, желаніями, надеждами на Небо и ожидаетъ съ извѣщенною вѣрою обѣтованія Свыше, обновлеяія Духомъ Святымъ. Намъ должно странствовать со Христомъ, страдать съ Нимъ, претерпѣвать распятіе, вкусить смерть, быть погребенными, воскреснуть и вознестись. Этого желаю Вамъ и себѣ; почему произношу вмѣстѣ съ Вами молитву, исполненную духовнаго разума, утѣшительнѣйшую: «Господи! совершай надъ нами волю Твою; а намъ даруй мыслить, чувотвовать, дѣйствовать по Твоей волѣ. Одного этого у Тебя просимъ; въ одномъ этомъ заключаемъ всѣ наши желанія и моленія». Аминь.

Источникъ: Письма Епископа Игнатія (Брянчанинова) къ разнымъ лицамъ. Выпускъ I. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1913. — С. 16-18.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.