Церковный календарь
Новости


2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 10-я (1922)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 9-я (1922)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 56-я (1956)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 55-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

V письмо
къ тому же лицу: о памяти смертной; повтореніе совѣта не перемѣнять мѣстожительства; взглядъ — на себя, по отношенію къ лицамъ просящимъ духовнаго совѣта; о молитвенномъ правилѣ; о молитвѣ за еретиковъ; молитва и плачъ — о своемъ мертвецѣ.

Что можетъ быть тяжелѣе состоянія души, томимой искушеніями? Это пребываніе во адѣ, въ вѣчныхъ мукахъ. Воспоминаніе о нихъ облегчаетъ здѣшнія искушенія. «Врагъ мой», говоритъ (въ Лѣствицѣ) уныніе, «есть память смертная» [1]. Вспомните объ обществѣ бѣсовъ во адѣ и — люди покажутся вамъ добрыми; вспомните о мукахъ во адѣ и — искушенія сдѣлаются для васъ легкими.

Если помыслъ вашъ отстраняетъ примѣръ затворника рукою смиренія, по крайней мѣрѣ такимъ кажущагося по наружности, то послушайте совѣтъ святаго Іоанна Лѣствичника, говорящаго въ 4-ой степени своей Лѣствицы такъ: «Легко рѣшающіеся на прехожденіе съ мѣста на мѣсто вполнѣ неискусны: ибо ничто такъ не дѣлаетъ душу безплодною, какъ нетерпѣніе... Преходя, ты можешь потерять то искупленіе, которымъ тебя искупилъ Христосъ». Св. Григорій Синайскій уподобляетъ преходящихъ съ мѣста на мѣсто пересаживаемымъ древамъ, при каждой пересадкѣ находящимся въ опасности погибнуть, а уже непремѣнно теряющимъ значительную часть силы своей. По всему, что ощущаю изъ письма вашего, и по всему, что вижу изъ святыхъ Отцевъ, не даю вамъ совѣта къ прехожденію. Для отрады же души вашей, совѣтую съѣздить въ Никифоровскую пустыню Олонецкой епархіи къ старцу Исаіи. Его бесѣда будетъ вамъ отрадна, и, думаю, что онъ подтвердитъ мой совѣтъ вамъ и скажетъ вамъ съ откровенностію, что помыслы ваши о прехожденіи ни что иное, какъ злохитрое совѣтованіе бѣсовское.

Чему уподобить слово, теперь мною вамъ произносимое, ради Господа, къ пользѣ души вашей? — Уподоблю васъ, и прочихъ желающихъ спастись, въ числѣ которыхъ, прельщая себя, думаю, что нахожусь и я, — путникамъ, идущимъ по дорогѣ. Путь этотъ всегда былъ тѣсенъ и прискорбенъ, но нынѣ еще прибавилось на немъ неудобство — недостатокъ въ хлѣбѣ. Этотъ недостатокъ такъ великъ, что многіе, замѣтя въ моей сумкѣ нѣсколько заплеснѣвшихъ кусковъ, просятъ, чтобы я ими подѣлился. И дѣлюсь, — а кто возвратитъ мнѣ заплеснѣвшій кусокъ, беру съ пріятностію, ибо думаю, что и принимающіе такую гнусную снѣдь, принимаютъ по крайней нуждѣ. Прошу васъ считать такими слова мои и не связываться ими, а если захотите быть связаны ими, то свяжитесь, и милосердый Господь, по вѣрѣ вашей, силенъ извести васъ на свободу, которую ощутивши, возрадуетесь о обрѣтеніи сокровнща некрадомаго. — Если будете у о. Исаіи, то прочтите ему и письма мои къ вамъ, — какъ дѣлателю, имѣющему опытъ, чтобъ «при устахъ двухъ свидѣтелей сталъ предъ вами твердымъ всякъ глаголъ», произнесенный о Господѣ.

Относительно правила молитвеннаго — знайте, что оно для васъ, а вы не для него, но для Господа. Почему имѣйте свободу съ разсужденіемъ. При немощи убавляйте, при силѣ прибавляйте — то и другое съ умѣренностію и осторожностію: потому что мы крайне немощны, и окружены татями и убійцами отвсюду. Когда вы не бываете въ церкви, то читайте правило, прописанное вами: я его одобряю, по крайней мѣрѣ до времяни, когда окаянному моему сердцу, въ случаѣ вопрошенія вашего, извѣстится — что измѣнить.

О еретикахъ воспрещено молиться, какъ бы о членахъ, принадлежащихъ къ Церкви, почему и вынимать о нихъ частицы, какъ изображенія участія въ Церкви — не должно; молиться же о обращеніи ихъ — можно. Имѣющій своего мертвеца, о немъ плачетъ, о немъ молится. Заключенные въ темницу преступники не могутъ принимать на себя ходатайства о другихъ преступникахъ. Господь есть Любовь, и столько желаетъ спасенія всѣхъ, что мы и постичь не можемъ. Предоставимъ этой Любви спасеніе наше — и всѣхъ, а съ своей стороны постараемся о томъ, чтó зависитъ отъ насъ — о очищеніи себя. Тогда этого достигнемъ, когда умремъ ко всему — Богу нашему слава!

Примѣчаніе:
[1] Лѣствица, [Слово 13, гл. 15].

Источникъ: Письма Епископа Игнатія (Брянчанинова) къ разнымъ лицамъ. Выпускъ I. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1913. — С. 11-12.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.