Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§4-6) (1938)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§1-3) (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

III письмо
къ нѣкоторой инокинѣ, измѣнившей свое правило молитвенное бо́льшее на ме́ньшее, но внимательное, и ощутившей отъ этого пользу душевную.

На ваше благословеніе дня, въ который вы ощутили, что Господь явилъ вамъ особенную Свою милость, и я отвѣчаю такъ: Благословенъ Богъ Отецъ Свѣта, отъ Котораго всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ! Люди, сѣдящіе во тмѣ и сѣни смертней, Свѣтъ возсія имъ, то-есть, Христосъ въ Его истинномъ ученіи.

И опять — начинаю славословить, благодарить Бога! Благословенъ Богъ, облегчившій вамъ переходъ отъ самочиннаго образа жизни къ другому, который ближе къ преданію святыхъ Отцовъ. Безмолвствующему какъ-то не свойственно многословіе и въ самомъ молитвенномъ правилѣ. Хотя всѣ человѣки созданы по образу Божію, но въ этомъ отношеніи безмолвникъ есть особеннѣйшій, точнѣйшій образъ Божій. Посмотрите, — чтó говоритъ Евангелистъ Іоаннъ о Богѣ: — отъ вѣчности Онъ довольствовался единымъ Своимъ Словомъ!... Утѣшеніе, которое — надѣюсь на милость Божію — прозябнетъ изъ настоящаго вашего дѣланія, подтвердитъ вамъ эту истину. Оно будетъ со временемъ требовать, чтобъ вы еще болѣе стряхнули съ себя листья для плодовъ.

Къ смертной памяти — полезно принуждать себя, хотя бы сердце и отвращалось отъ нея. Она — даръ Божій, а понужденіе наше къ ней — только свидѣтельство искренности нашего желанія имѣтъ этотъ даръ. При понужденіи себя нужно и молиться: «Господи, даждь ми память смертную». Таково объ этомъ предметѣ ученіе Макарія Великаго, Исаака Сирскаго и прочихъ великихъ Отцовъ: вы найдете его и въ драгоцѣнной книжкѣ Нила Сорскаго.

О любви къ ближнему мы знаемъ изъ ученія Отцовъ, что она бываетъ двухъ родовъ: естественная и Евангельская, или о Христѣ. Естественная насаждена въ насъ при нашемъ сотвореніи, и потому непремѣнно есть въ каждомъ человѣкѣ. Она повреждена, какъ и прочія благія свойства, паденіемъ, или прародительскимъ грѣхомъ; а потому въ каждомъ человѣкѣ подвержена бóльшимъ или меньшимъ, краткимъ или продолжительнымъ измѣненіямъ. Христосъ, исцѣляющій всѣ наши недуги дивнымъ образомъ, исцѣляетъ и поврежденную любовь: заповѣдуетъ Себя — Господа любить въ человѣкахъ. Этимъ Онъ возводитъ любовь на высочайшую степень горячности, даруетъ ей чистоту, духовность, святыню, — и погашается пламенемъ любви о Христѣ нестройный, дымный пламень плотской любви — любви смѣшанной, составленной изъ мечтательнаго, несуществующаго наслажденія и жестокаго, убійственнаго мученія. Ощущеніе духовной любви водило перомъ св. Іоанна Лѣствичника, когда онъ сказалъ: «Любовь къ Богу погашаетъ любовь къ родителямъ и прочимъ близкимъ по плоти; — говорящій, что имѣетъ ту и другую любовь, обольщаетъ себя». Также онъ оказалъ въ 15-й степени: «Огнь погашается огнемъ, то есть, любовь плотская любовію Божественною», Когда мы разсмотримъ себя со вниманіемъ, то увидимъ съ Божіею помощію (на такое видѣніе нужна помощь Божія! такое видѣніе — даръ Божій!), что наиболѣе имѣемъ любовь естественную, а Евангельскую должны еще стяжавать. Это самое разумѣль я, когда писалъ вамъ, что Евангелію отъ Іоанна предшествуетъ Евангеліе отъ Матѳея. Евангеліе отъ Іоанна говоритъ наиболѣе о любви къ Богу, о смотрѣніи Божіемъ, ясномъ для однихъ очищенныхъ. Очищается же человѣкъ, входитъ въ видѣніе Бога и любовь къ Нему — любовію о Христѣ къ ближнему, или любовію Христа въ каждомъ ближнемъ, а въ чуждомъ Христіанства и Христа, — любовію къ образу Божію. И лишенный славы Христіанства не лишенъ славы человѣчества, — есть образъ Божій!

Вы отнеслись ко мнѣ ради Бога для пользы души вашей; я — также ради Бога — располагаюсь говорить вамъ то, что сочту истиннымъ и душеполезнымъ. Шествуя къ Господу путемъ ума и сердца, желая встать предъ величествомъ Его непреступной славы, лицемъ къ лицу, не будьте разумны и многосвѣдущи. Для Него пріятнѣе младенческое лепетанье души, умалившейся, такъ сказать, отъ зрѣнія множества немощей своихъ, нежели краснорѣчивое витійство души, напыщенной самомнѣніемъ. Апостолъ Павелъ сказалъ о себѣ: «Не судихъ себе вѣдѣти ничтоже, точію Іисуса Христа, и Сего распята». А для меня предовольно, если я познаю, что я грѣшникъ. Довольно мнѣ будетъ этого знанія! оно, прикасаясь — какъ жезлъ Моисеевъ къ камню — къ моему ожесточенному сердцу, будетъ изводить живую струю слезъ. Плачъ мой предъ Господомъ моимъ предпочитаю всей земной мудрости, — и «грѣхъ мой предо мною есть выну!» Грѣхъ мой — первенствующій предметъ моего духовнаго созерцанія!..

Въ письмахъ вашихъ ко мнѣ, не будьте умны, краснорѣчивы, свѣдущи въ Писаніи. Будьте буи! изъ премудрой сдѣлайтесь буйею, чтобъ стяжать истинную премудрость — смиренномудріе, въ которомъ обиліе духовнаго разума. И я, грѣшникъ, въ отвѣтъ вамъ буду произносить обнаженное, безлестное слово сердца, пріятное одною искренностію и, можетъ быть, истиною. Отселѣ, вкусивъ его, познайте, что сказанное мною, сказано — ради Господа.

Прошу вашихъ святыхъ молитвъ о глаголющемъ и нетворящемъ, чтобъ произносимое мною слово, послужило мнѣ во спасеніе, а не во осужденіе. — Аминь.

Источникъ: Письма Епископа Игнатія (Брянчанинова) къ разнымъ лицамъ. Выпускъ I. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1913. — С. 6-8.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.